Елена Пургина
Психическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Публикация «Психическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному поведению окружающих. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Младшие дошкольники очень подвижны, они стремятся к самостоятельности. К самостоятельному входу в воду и передвижению по дну бассейна побуждают игрушки, плавающие на определенном расстоянии на поверхности или разложенные на противоположном бортике бассейна.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно.
В группах детей младшего дошкольного возраста почти все упражнения проводятся в игровой форме. Ведущее место в начальный период обучения, когда дети осваиваются в воде, занимает показ движений, а также предметные ориентиры («поймай рыбку» и др.).
Постепенно, по мере того как ребенок будет приобретать все большую уверенность в воде, индивидуальные игровые упражнения обогащаются коллективными играми и упражнениями.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка. Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний. У детей пятого года жизни закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные в младшем возрасте.
5-летние дети воспринимают показ и выслушивают пояснение заданий, находясь на суше, а потом выполняют их в воде.
Нужно помнить, что мышление детей образно. Поэтому целесообразно широко применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
Преподавателю, организующему работу с детьми нужно помнить, что старшие дошкольники гораздо быстрее осваиваются в воде, чем младшие. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость и другие волевые качества, чтобы добиться желаемого результата, способны оценить свое поведение и достижения.
В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.