МААМ-картинки

Психические процессы детей 4–5 лет

Черноус Олеся Васильевна
Психические процессы детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Психические процессы детей 4–5 лет

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений.

Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы, характеризующиеся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, поступков и действий окружающих с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. В личностном общении ребенок занимает позицию ученика, отказываясь от партнерства. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер — ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его ноле зрения. По-прежнему, как и в возрасте трех-четырех лет, главный мотив общения — познание окружающего физического мира, осознание происходящего.

Публикация «Психические процессы детей 4–5 лет» размещена в разделах

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стре-миться общаться с ними. Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собствен-ного познания и оценки при сравнении себя с ним и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры, звезды,

аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только осваиваются детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться взрослым. Ребенок активно осваивает социаль-ное пространство — применяя и проверяя предложенные взрослым нормы в общении со сверст-никами.

Развивается сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрас-те. Она усложняется по сравнению с возрастом трех-четырех лет: дети начинают имитировать от-ношения между людьми, действия с предметами отодвигаются на второй план. Сюжеты игр ста-новятся развернутыми и разнообразными. Появляются общественно значимые сюжеты, дети ком-бинируют эпизоды сказок и реальной жизни, контролируют правильность выполнения ролей. По-являются гендерные роли — девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики — мужчин. Дети подключают к игре взрослых, используют игрушки, причем подбор игрушек нередко осуществляется по принципу половой принадлежности: мальчикам — машины и оружие, девочкам — куклы. Роли распределяются еще до начала игры, нет дублирования ролей, как это случалось в три-четыре года, увеличивается продолжительность игры до 40—50 мин.

Ребенок развивается активно и при выполнении других видов продуктивной деятельности, которые дополняют ведущую деятельность — это конструирование, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация и т. д., а также трудовая деятельность. В четыре-пять лет ребенок способен к общему труду в коллективе под руководством взрослого.

Именно в разнообразной деятельности развиваются познавательные процессы ребенка, в игре, как ведущей деятельности, зреет личность и формируются новообразования возраста.

Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель припомнить что-либо: знакомое стихотворение, сюжет сказки и т. д., и только позже он научается осознавать цель — запомнить. Запоминание и воспроизведение в возрасте четырех-пяти лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память и основной ее механизм — связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями. Согласно исследованиям, до 75% взрослых людей помнят основные эмоционально окрашенные события с возраста четырех-пяти лет. Наряду с механической памятью присутствует память эйдетическая — восстановление в памяти зрительного образа.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают диф-ференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается сенсорное развитие — совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов, ребенок овладевает перцептивными действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства — геометрические формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте трех-четырех лет, остаются предметными, т. е. существуют в тесной связи с предметом.

Продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т. е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Возраст четыре-пять лет — это пик сензитивного периода развития речи, при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок на эмоциональном уровне становится способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей. Дети осваивают социально приемлемые способы проявления чувств.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам познавательное воображе-ние настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

Аффективное воображение развито так же, как и в три-четыре года — ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его "Я", активно фантазирует.

Внимание становится произвольным — ребенок в четыре-пять лет, если его просить по-стоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удержи-вать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

Эмоциональная сфера становится более устойчивой, негативизм, упрямство и агрессив-ность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстникам.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться само-оценка. Ребенок четырех-пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом — сверстник олицетворяет реально возможные достижения в раз-ных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важ-но, что он с ней справился, и его похвалили, однако ему важен не одноразовый успех, а устойчи-вость успехов. Ребенку важна успешность и способность взрослого это оценить, тогда формирует-ся позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика — девочку.

Публикации по теме:

Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группыСценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детейПодарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психические процессы детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 января 2021 в 12:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психические процессы детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Черноус Олеся Васильевна (УИ 1714006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД