журавлева марина
Проведение родительских собраний с использованием современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Темочки:
Cогласно исследованиям, услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.
Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.
Родителям интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Кроме того, родительские собрания позволяют :
• Давать родителям информацию педагогического, психологического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;
• Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;
• Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
• Приглашать семью на консультацию к специалистам, знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семейную ситуацию по – новому;
Таким образом, содержание и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться разнообразием.
Традиционно в нашем детском саду собрания с родителями проводится 3 раза в год. Мы беседуем планомерно, регулярно. Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
Мы в нашей группе задавали вопросы слушателям, приводили примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировали педагогические ситуации, предлагали родителям просмотр видиофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Интерес должен быть вызван заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной.
В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания, можно оформить приглашение в виде венчика или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу.
Целью информированности служит стенд для родителей, имеющиеся в каждой группе.
Родительское собрание как форма работы с семьей.
Анализ практики нашей группы показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.
Основные цели родительского собрания.
• Согласование и объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи родительского собрания.
• Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
• Создать атмосферу общности интересов.
• Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
• Оказывать помощь родителям в овладении психолого – педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
• Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
• Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
• Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
• Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Принципы проведения родительского собрания.
• Собрание должно проходить с равной активностью родителей и педагогов.
• Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
• Тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
• Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
• Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
• Решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организатора и родителей, в котором указывается как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.
• Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
• Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.
Условия успешного проведения родительского собрания.
• Уважать права родителей.
• Искреннее выражать чувства, уметь управлять ими.
• Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
• Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
• Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
• Стремится к пониманию и совместному решению проблем.
Виды родительских собраний.
• Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
• Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
• Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.
• Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
• Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
• Совместные с воспитанниками и родителями.
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
• Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
• Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
• Отчетные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний.
• Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
• Конференции.
• Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
• Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
• Диспут.
• Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
• Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
• Совместное творчество детей и родителей.
• Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д.
• Организационно – деятельностная игра.
• Ролевая игра.
Методы взаимодействия.
• Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
• Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
• Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
• Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
Основные этапы подготовки родительского собрания.
• Выбор темы собрания.
• Определение целей родительского собрания.
• Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
• Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
• Разработка сценария собрания.
• Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
• Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
• Приглашение родителей и других участников собраний (разные формы)
• Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
• Подготовка конкурсов по теме собрания.
• Подготовка выставок по теме собрания.
• Разработка памяток родителям.
• Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
Непосредственно перед собранием необходимо :
• Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
• Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
• Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
1. В вводной части мы создаем атмосферу доброжелательности и доверия, концентрируем их внимание, мотивируем на совместное решение проблем. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано.
Основную часть делим на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
III Разное. Обсуждаем вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение досуга, организацию совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуем заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов заранее решаем с родительским комитетом.
По окончании собрания подводим итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированных в протоколе.
Следует сказать, что ранее в нашей группе применялись следующие формы проведения родительских собраний : анкетирование, консультации, индивидуальные встречи и беседы малыми группами, а также посредством сообщений через Вайбер и с и использованием электронной рамки. В дальнейшем мы планируем проводить родительские собрания в виде «круглого стола».
Подводя итог, мы убедились, что в нашей группе родительские собрания всегда проходят с высокой посещаемостью и активностью родителей воспитанников, всегда налажена двусторонняя связь.
Список литературы
1. Родительские собрания в детском саду. С. В. Чиркова. – М., 2010
2. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. /Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. М., 2001.
3. Н. Метенова