Наталья Осипова
Проведение профилактической работы при реализации образовательной области «Физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение профилактической работы при реализации образовательной области
Всем известно, что в настоящее время много детей приходит в детский сад с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
Я хочу рассказать о том, какие игры и упражнения я использую в процессе спортивно-игровой деятельности в детском саду, с целью профилактики нарушений осанки, а также для укрепления свода стопы.
Публикация «Проведение профилактической работы при реализации образовательной области „Физическая культура“» размещена в разделах
Во время выполнения разминки на физкультурных образовательных курсах детям предлагаю такие игровые задания, как ходьба на носках:
«На носочках я иду, маму я не разбужу. Тихо, тихо, очень тихо на носочках я иду»; «Руки вверх подняли-солнышко достали и пощекотали»; «По узенькому мостику на носочках мы идем, в воду мы не упадем». Упражнения в ходьбе на пятках:
«Молоточки в руки взяли (дети ставят руки на пояс, очень звонко застучали – тук-тук-тук»; «Утята хвостики за спинками поправили и друг за другом зашагали (ладошка кладется на ладошку за спиной)» и т. д.
Хороший эффект дают упражнения игрового массажа и самомассажа, такие как «Ладошки-утюжки»-поглаживания, «Птички клюют зернышки»-пальчиками постукивать по спине впередистоящего ребенка, «Художники»-пальчиками прорисовывать разные фигурки (можно выполнять как на спине друг у друга, так и на ступнях ног у самого себя) и т. д.
Для профилактики нарушений зрения дошкольникам предлагаю упражнения зрительной гимнастики («Куда полетел мяч»; «Проследи глазками» и т. д.
Уделяю внимание дыхательным упражнениям, чтобы сформировать у дошкольников умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением «Послушаем тишину», «Надуваем шарик» и др. Предлагаю как обычные дыхательные упражнения, так и упражнения на дыхание с произношением звуков: «Паровоз остановился – пш-ш-ш»; «Самолет гудит – у-у-у-у» и т. д.
В профилактической работе использую на физкультурных образовательных курсах подвижные игры, способствующие укреплению опорно-двигательного аппарата. Например,
«Зайцы и волк».
Зайки скачут на лужайке. (Дети имитируют движения зайцев).
Вдруг в лесу мелькнула тень-
Зайки спрятались за пень (присели на месте).
На носочки поднялись.
Ну-ка, зайка, оглянись:
Не сидит ли за кустом
Страшный волк с большим хвостом? (Дети становятся на носки и вытягивают голову вперед).
Вдруг волчище выбегает,
Серых зайчиков хватает,
Быстро, зайчики, домой!
Злющий волк бежит горой. (Зайчики бегут в дом за линию и замирают, удерживая правильную осанку).
«Волшебники».
Выбирается 1-2 «волшебника». По сигналу «волшебники» догоняют игроков, тот, кого поймали (заколдовали, замирает на месте, расставив ноги и руки в стороны. Чтобы расколдовать заколдованного игрока, надо проползти у него между ног.
«Совушка».
Выбирается водящий – совушка. Ее гнездо находится в стороне от площадки, где стоят дети. Совушка сидит в гнезде.
По сигналу-«День наступает-все оживает» - дети ходят, бегают, прыгают, изображая полет птиц, бабочек, жучков. По сигналу: «Ночь наступает – все замирает» играющие замирают, останавливаясь «столбиком».
Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся, уводит в свое гнездо. Игра продолжается. (Игру можно проводить по музыку : «день…» - музыка звучит громко, «ночь…» - музыка замолкает или звучит очень тихо) и т. д.
(Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». – Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. : «Детство-пресс».-2000г.).
Предлагаю ребятам игровые упражнения для профилактики нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата: «Руки к солнышку» - ходьба на носках; «Греем носики», «Удержим локоточки за спиной», - ходьба на пятках; «Пройдем по дорожке здоровья»- обычным шагом по ребристой доске; «Короли и королевы» - ходьба с кольцом на голове; «Поможем маме молоко донести до стола» - с мячом на голове, придерживая сбоку руками; «Пятка-носок» - ходьба, когда пяткой надо прикоснуться к носку, руки за головой или за спиной; «Достань снежинку»- дети пытаются дотянуться до снежинки; «На носочках между стойками» - ходьба на носках, руки на поясе или за голову, или в стороны и т. д. (Из опыта работы).
Использую в работе различное спортивное оборудование: ребристые доски, скакалки, косички, массажные мячи и т. д. Нетрадиционное оборудование: платочки, карандаши, пробки и т. д.
Также провожу работу с родителями в данном направлении, предлагая консультации на темы: «Косолапость», «Держим спину прямо» и др.