Алия Кяшафовна Силкина
Проведение игровых занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение игровых занятий с детьми.
Воспитатель высшей категории
Силкина А. К.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Известно, что от возраста к возрасту происходят существенные изменения в отношении детей к выполнению действий в практической обстановке и в рабочих тетрадях, в их личностных проявлениях, степени саморегуляции деятельности. Особо следует выделить некоторые из этих изменений:
-развитие самостоятельности и инициативности, проявляющихся в переходе от манипуляций с предметами к действиям, подчиненным внутренней регуляции; от от-дельных случайных высказываний к осознанной познавательной и речевой активности;
Публикация «Проведение игровых занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
-накопление опыта практических действий: воссоздания, группировки, видоизменения, сосчитывания и др., что обеспечивает ребенку постепенный переход к самостоятельному планированию процесса выполнения упражнения, решению мыслитель-ной задачи как в игровой обстановке, так и в рабочей тетради;
-появление у ребенка потребности самостоятельно, творчески применять освоенные действия и помогать другому выполнить их. (Замечено, что особый интерес у детей вызывают целевые комбинаторные действия. Например, составляя букет, ребенок меняет цветы с целью создания своеобразия, основанного на собственном видении.); изменение отношения к способу достижения результата деятельности. (Так, если в 2—4 года ребенка устраивает процесс движения по лабиринту, одевание кукол, поиск пары и т. д., то в старшем дошкольном возрасте, добиваясь результата, он терпеливо строит замок по координатам; для выяснения победителя гонок — прокладывает автотрассу; составляет из определенного количества льдинок буквы для слова «ВЕЧНОСТЬ», чтобы избавить Кая от колдовства Снежной Королевы. [«Математика — это интересно», б—7 лет. ]).
В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) уровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться в решение проблем. Они — полноправные участники создания обстановки: обсуждают возможные варианты подбора игрушек, изготовление необходимых пособий, предлагают заменители предметов. Дети этого возраста тяготеют к созданию сказочной обстановки, уютных уголков, неожиданных превращений, элементов приближения к реальным событиям. Например, в игровой ситуации «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» Мышонок отправляет своих друзей в полет на воздушных шарах. Педагог предлагает элементарное техническое решение, в основе которого — принцип блока (катушка) : нить от катушки перекидывается через опору потолочного светильника, и шары поднимаются в воздух.
Дети 5—б лет начинают прогнозировать необходимые действия и результат, поэтому воспринимают приемы обучения (совет, вопрос, как связующее звено сюжета. При этом педагогу следует сохранять линию сюжета. Собственно учебные задания желательно вводить от лица дополнительных персонажей. Например, в игровом сюжете «Гном строит дом» требуется выполнить чертеж. От лица Гнома это сделать не удается, и на помощь детям приходят друзья Гнома, которые рассказывают и показывают, как это надо сделать.
Дети способны оценить степень сложности ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи. Предметом детских рассуждений становятся выход из противоречия, преодоление относительности, возможные варианты развертывания событий: «Что было бы, если.»
Овладевая основными действиями — сравнением, соотнесением, воссозданием целого из частей, сосчитыванием парами, пятерками, — дети активно включаются в процесс моделирования, поиск закономерности и последовательности расположения и т. д., используя при этом предметно-схематические модели (циферблат часов, модель недели, года, концентрические круги, пирамиды из кругов и др.). Дети осваивают элементы кодирования, картографии. Они с увлечением отыскивают закономерность плетения паутины, создания девяти комбинаций из мячей четырех цветов.
В подготовительной к школе группе (6—7 лет, как известно, детей интересуют учебные задания, поэтому игровая ситуация становится более краткой, содержит лишь эпизоды, раскрывающие сущность учебно-игрового действия. Например, в ситуации «Двенадцать месяцев» нет необходимости подробно рассказывать детям о том, как мачеха выбирала из каждых трех подснежников наилучший; как определяла, сколько денег получит за оставшиеся цветы.
Из игровой ситуации ребенок извлекает, в основном, правило, по которому будет действовать: из трех подснежников мачеха выбирает один (самый красивый) и оставляет его себе, не получая за него две монеты. Игровая ситуация насыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.
Дети 6—7 лет проявляют особый интерес к выполнению учебных действий в рабочих тетрадях, ориентируясь на достижение непременно положительного результата. Например, в игровой ситуации «Гонки» невозможно предвидеть результат, не определив цвет машины для каждого гонщика.
Достижение результата влияет и на исход игровой ситуации. Так, правильно разделенная паутина дает возможность Сове смастерить гамак, а Лягушке — сачок для ловли насекомых. Точно разделенный ребенком циферблат свидетельствует о том, что цветные карандаши научили Простого Карандаша узнавать «половину часа», «без четверти», «четверть часа».
Дети 6—7 лет осваивают действия по составлению числовых рядов из цветных счетных палочек Кюизенера, цифр, осуществляют уменьшения и увеличения чисел на 1—2 действия сложения и вычитания, составляют фигуры из частей, практически устанавливают симметрию (справа, как слева)
.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
О занятиях
Известно, что одно занятие с ребенком 5-6 лет в целях умственного развития может длиться 15—20 минут, 6-7 лет – 20-25 минут. За это время желательно освоить не более четырех задач, поскольку главное в развитии мышления не число решенных задач, а характер их проработки. Чтобы из занятий вышел толк, целесообразно заниматься регулярно, два-три раза в неделю.
Организация решения любой задачи должна выглядеть примерно так. Сначала воспитатель предлагает ребенку рассмотреть соответствующий рисунок — назвать изображенные на нем предметы, отметить их особенности, показать, где какое изображение расположено. Затем воспитатель читает первоначальное предложение, а ребенок показывает предметы, о которых говорится в этом предложении. Далее ребенку читают следующие предложения. Здесь он должен указать не все предметы рисунка, а только те, которые упоминаются. После этого предлагается вопрос задачи. При любом ответе (правильном или неправильном) ребенка нужно спросить: «Почему ты так думаешь?» или «Как ты это узнал?». Иными словами, ребенку предлагается рассказать, как он нашел ответ и почему считает его верным.
Последний этап решения задачи чрезвычайно важен, поскольку нацеливает ребенка на то, чтобы он обдумал свой ответ.
Если ребенок не в состоянии пояснить ход своей мысли, ему в этом следует помочь наводящими вопросами, например: «О чем ты подумал сначала?» или «Что ты узнал после?».
Как помогать, если трудно
Начинать надо с самых легких задач, только хорошая их проработка обеспечит успешное решение более сложных задач. Если ребенок быстро справляется с легкими задачами, то можно идти дальше, к более сложным.
Если же возникают трудности с самыми легкими задачами, то помогать нужно путем разбора этих задач. При этом действовать нужно в зависимости от особенности решения задач того или иного типа.
Задачи, «где два человека и два предмета»
Так, ребенок может не справляться с задачами, где есть два человека, два предмета и указывается, какой из двух людей связан с одним из предметов. Например: «Алик и Боря ехали на разных машинах: один из них — на грузовой, другой — на легковой. Алик ехал на грузовой машине. На какой машине ехал Боря?».
Когда ребенок отвечает: «Не знаю», нужно снова прочесть ему условие задачи и предложить ему показать изображение грузовика после произнесения второго предложения.
Если и в этом случае у ребенка не возникает понимания того, что Боря мог ехать только на легковой машине, то задачи этого типа следует решать с помощью предметов.
Можно взять, например, игрушки: мишку, зайчика, стакан, чашку и разобраться в решении такой задачи: «Мишка и зайчик пили чай из разной посуды. Кто-то пил из стакана, кто-то из чашки. Мишка пил из стакана. Кто пил из чашки?»