Оксана Валерьевна
Консультация для родителей «Проступок и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наказание- это не только право,
но и обязанность в тех случаях,
когда наказание необходимо»
А. С. Макаренко.
Но в каких случаях оно необходимо? Наказание должно быть не нормой, а исключением. Оно должно давать некоторую встряску, запоминаться.
Часто проступки ребенка -это попытка определить границы дозволенного и степень ответственности за нарушение.
Публикация «Консультация для родителей „Проступок и наказание“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Наказание должно быть соразмерно вине. И не только с вашей, но и с детской точки зрения. Иначе у ребенка останется ощущение несправедливости, а это сведет полезность наказания к нулю.
Строго различайте поступки, имеющие отрицательный моральный смысл и поступки, в нравственном отношении нейтральные, но чем-то неудобные нам, взрослым.
Вот он пришел с синяком на лбу.
-Ударили камнем! Да ты соображаешь, что так можно без глаза остаться! Очумел совсем-камнями драться! Посиди-ка денька два дома, авось образумишься.
Вот он не хочет есть за обедом.
- Такой вкусный суп, не упрямься, пожалуйста! Неужели так трудно, если мама просит?. Ах, нет? Тогда убирайся из-за стола, и чтобы я тебя не видела!
Ни в одном из приведенных случаев оснований для наказаний нет. Как можно наказывать малыша за то, что он не стал есть вкусного супа или ушибся, промочил ноги, сделал что-то плохое самому себе? Вот, если он кому -то не дал супу или кого-то ушиб-тогда можно наказывать. Нередко поведение ребенка, объективно действительно дурное, все же не заслуживает серьезного наказания. Речь идет о тех случаях, когда он и рад бы удержаться, да не умеет: не развита у него воля, не срабатывают сдерживающие центры. Надо тренировать механизмы торможения, воспитывать выдержку. Это очень важная задача для родителей, и решать ее нужно с раннего детства.
Наказание должно следовать незамедлительно за проступком или сразу же после его обнаружения. Нельзя долго смотреть сквозь пальцы на аналогичные прегрешения в прошлом, а потом вдруг заявлять: «Чаша моего терпения переполнилась, больше я этого сносить не желаю!»- и наказывать разом за все, что было и сегодня, и вчера, и на прошлой неделе.
Важно никогда не примешивать к наказанию субъективных моментов-раздражения, усталости. Ребенок должен быть наказан только за то, что совершил, а не за то, что попал вам под тяжелую руку.
Наказание не должно восприниматься ни как месть, ни как срывание зла; надо, чтобы наказанный не мог, жалея себя, внутренне приговаривать: «Ах, я несчастный, как со мной жестоко обошлись!». Верно выбранное наказание вызывает чувство стыда, закрепит сознание своей вины.
Какие вы в своей семейной практике нащупаете пути «возмездия», во многом зависит от вас самих, от структуры вашей семьи, от характера, возраста, темперамента детей. То, что в одном случае, в одних условиях действует безотказно, то в другой ситуации скажется резко отрицательно, и наоборот.
Не увлекайтесь так же доказыванием своей власти, не подчеркивайте всячески зависимое положение ребенка. Наказание не должно оскорблять и озлоблять, оно должно быть лишено унизительности, а тем более какого бы то ни было глумления. Никогда не выставляйте наказанного на общее посмешище и не задавайте ему публичной трепки- при соседях, при товарищах. Детская душа легко ранима, и несправедливость, насилие могут нанести ей жестокую травму, которая помнится иногда всю жизнь.
Главный путь воспитания не в репрессиях, а в организации и закреплении положительного опыта. Терпеливо и вдумчиво помогайте ребенку преодолевать легкие соблазны, снова и снова заставляйте испытывать радость от доброго поступка. И постепенно ведите его к осознанной нравственной высоте.