Татьяна Рязанова
Пропедевтика естественных наук посредством использования технологии экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является - детское экспериментирование.
Технологию экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи» мы используем для пропедевтики у детей предметов естественно-научного цикла : физики, химии, биологии, экологии, геологии и почвоведения.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Данная работа ведётся с 2012г. Нами разработана рабочая программа экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи». За семь лет программа переписывалась 4 раза, т. к. мы совершенствуемся, ищем новые пути и формы проведения занятий, поддержания интереса детей.
Летом 2018г. мы ознакомились с парциальной модульной программой «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Принципы и содержание программы оказались нам близки и интересны. Мы решили перестроить свою рабочую программу в соответствии с образовательным модулем программы STEM-образования «Экспериментирование с живой и неживой природой», который включает в себя блоки занятий по экспериментированию с водой, воздухом, камнями, песком, глиной и растениями.
Программа «Юные исследователи» способствует пропедевтике предметов естественно-научного цикла, развитию познавательной потребности ребенка.
При пропедевтике биологии, где мы наблюдаем за ростом растений, используем для выращивания растений устройство - гидропонику, изучаем органы чувств человека, выделяем из растений антоцианы и хлорофилл, рассматриваем вытяжку и делаем выводы, почему растения зелёные, а лепестки цветов красные.
- По физике мы знакомимся с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях: электричество и инерция, магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ. В этом году мы приобрели___
- по химии мы изучаем химические свойства веществ и рассматриваем их молекулярное строение, выращиваем кристаллы из соли и сахара, изготавливаем эко-краски, спа-средства, кинетический песок, пластилин и раствор для мыльных пузырей.
В почвоведении мы рассматриваем свойства различных почв и их влияние на рост растения, изучаем свойства и виды песка, глины, камней.
При пропедевтике экологии мы изучаем с детьми агрегатные состояния воды и круговорот воды в природе, рассматриваем зависимость живых организмов от вредных факторов окружающей среды и следовательно, вопросы охраны природы, а также взаимодействия живых организмов между собой.
В геологии мы изучаем строение Земли и вулканов.
Все естественные предметы связаны между собой на одном занятии, и мы их не можем разграничивать. Например, при ознакомлении с вулканом, мы охватываем такие науки, как геология – строение вулкана и кто занимается его изучением, почвоведения – породы почв, экология – как влияет процесс извержения на все живое, химия – процесс извержения вулкана и так далее.
В детском саду работает спа-студия, целью, которой является привлечение родителей к совместной детско-экспериментальной деятельности. Родители являются непосредственными участниками и организаторами мастер-классов, которые проводятся один раз в месяц, где дети, совместно с родителями, выявляют свойства различных веществ и способ их изготовления и самостоятельно изготавли-вают.
Для поддержания интереса детей к исследовательской деятельности приме-няем инновационные технологии : мультимедийные презентации и фильмы; лэпбуки; различные методы здоровьесберегающей технологии; моделирование и проектную деятельность.
Наиболее действенным методом при самостоятельном экспериментировании является технология моделирования.
Моделирование мы используем для организации игр-экспериментов. При проведении игр-экспериментов мы используем графические модели, показывающие порядок проведения опыта. У дошкольников уже сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом.
В ходе игры – эксперимента создается ситуация, которую ребенок решает по-средствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении.
Для проведения самостоятельного экспериментирования детей с помощью схем-помощников, нами созданы картотеки карточек – моделей и игр-экспериментов по всем блокам программы «Юные исследователи».
Большую роль во всестороннем развитии детей играет взаимодействие с родителями. Чтобы у дошкольника поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Например, дома дети, совместно с родителями, изготавливают крахмал в соответствии с карточкой – помощницей, и выясняют с помощью йода, в каких ещё продуктах он может содержаться.
В своей работе активно применяем такую форму взаимодействия, как совместное проведение занятий с родителями и детьми, основной целью которого является установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогом. Во время таких встреч формируется интерес к экспериментально-исследовательской деятельности не только у детей, но и родителей.
Организуем родительские конференции, мастер-классы, консультации по экспериментированию, проводим анкетирование.
Взаимодействуя с социумом, мы обогащаем социально-эмоциональную сферу детей, пропагандируем возможности экспериментально-исследовательской деятельности, обеспечиваем преемственность учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
На протяжении 6 лет тесно сотрудничаем с лицеем №2 и учителем химии Гарбузовой Верой Евгеньевной при этом применяем такие формы работы, как посещение мастер-классов в лицее №2, приглашение учащихся школ для проведения занятий в ДОУ, проведение совместных занятий по экспериментированию с детьми других детских садов.
При поступлении в первый класс ребята продолжают заниматься более углубленно опытно-экспериментальной деятельностью в кружке «Я – исследователь» под руководством учителя. В 2017 году наши воспитанницы защитили свои научные работы: «Мир красок» и «Восьмое чудо света».
Очень часто социальными партнерами выступают учреждения, находящиеся по соседству с нашим детским садом. Благодаря взаимодействию с ними, жизнь детей и всех участников образовательных отношений становится насыщенной, яркой и необычной. Проведены экскурсии: в музей глиняной игрушки, на молочно-консервный комбинат, в «Соляную комнату» бассейна «Юбилейный».
В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей формиру-ются коммуникативные качества, развивается логическое мышление. Мы выпускаем в школу детей интеллектуально - развитыми, оригинально мыслящими, творческими, умеющими принимать нестандартные решения, имеющими начальные знания естественных наук, применяемые ими в дальнейшем обучении.
У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели и получать продукт своей деятельности. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых в конце предыдущего учебного года.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста проводится на основе «Структурно – логической схемы формирования навыков экспери-ментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А. И. Результаты данной диагностики можно увидеть на слайде.
В этом году наша технология была отмечена большой золотой медалью выставки «Учебная Сибирь – 2019».
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!