Людмила
Консультация для родителей «Проявление кризиса 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис З-х лет в основном длится — от 2.5 до 3.5 лет. Выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Девиз кризиса - "Я сам (а) и "Хочу".
Как проявляется кризис?
У детей кризис может проявляться по разному, но в основном это упрямство, протесты, истерики и своеволие.
В этом возрасте детям хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте они уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности.
Темочки:
Зачастую бывает, когда малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот».
Как реагировать и что делать родителям?
Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3-х лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого ребёнка огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность.
Запомните! В этом возрасте дети проверяют границы дозволенного и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках.
Согласна, для родителей это – серьезное испытание, но поверьте, ребенку в это время приходится еще тяжелее, т. к он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение.
Поэтому в этом возрасте ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Ниже перечислю ещё несколько советов:
Не заостряйте своё внимание на плохом поведении ребенка, и тем более не пытайтесь сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать.
Если вы находитесь дома и у вас есть терпение и силы, попробуйте сказать ребёнку, что вы с ним поговорите, когда он перестанет плакать, и займитесь своими делами. После того как он успокоится, объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.
Если истерика случилась на улице (а дети любят работать на публику, по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто уйти с ребёнком в менее людное место.
Если истерики случаются в магазине. Попробуйте заранее договориться с ребёнком об определенной покупке, но если по какой-то причине начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».
Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.