Киселева Наталья Викторовна
Осенние прогулки в старшей группе
ПРОГУЛКИ
Месяц № Тема Цель Художественное слово Трудовая деятельность
Сентябрь 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе Формировать представления об изменениях в природе; Учить различать и характеризовать приметы ранней осени; воспитывать любовь к природе. Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно,
Тёмны-тёмны ночи. Уборка мусора на участке.
Цель: Воспитывать стремление к труду
Публикация «Осенние прогулки в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
2. Наблюдение за цветами, растущими на клумбе Формировать представление детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются. Мой сад с каждым днём увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст… Сбор семян цветов.
Цель: Учить различать зрелые семена от незрелых
3. Наблюдение за вороной Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелётные. Хромая старая ворона
Давно живёт в саду моём.
В густых зелёных ветках клёна
Она построила свой дом. Заготовка земли на зиму, для посадки лука.
Цель: Формировать навыки работы с инвентарё м: лопатками, ведёрками.
4. Наблюдение за погодой Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с неё парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая. Подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: Учить правильно, пользоваться вениками
5. Наблюдение за воробьё м Закрепить знание детей о птицах: название, части тела, питание. Формировать знания о повадках птиц. Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки собирает.
(воробей) Собрать и засушить красивые листья для поделок.
Цель: Формировать умения трудиться сообща.
6. Наблюдение за берёзой Продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев. Стоят столбы белые, на них шапки зелёные,
Летом мохнатые, осенью желтоватые.
(берёза) Сгребание опавших листьев граблями.
Цель: Приучать доводить начатое дело до конца
7. Наблюдение за собакой Формировать представление о внешнем виде собаки. Воспитывать потребность заботиться о домашнем животном. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(собака) Сбор шишек и листьев.
Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
8. Наблюдение за транспортом Учить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.
Машина, машина, машина моя,
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду.
Катаюсь на ней во дворе и в саду. Уборка территории.
Цель: Учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе
9. Наблюдение за листопадом Познакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе. Падают, падают листья,
В нашем саду-листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят. Сбор разноцветных листьев.
Цель: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
10. Наблюдение за солнцем Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела.
Чем дарить тепло и свет. Сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
11. Наблюдение за работой дворника Воспитывать уважение к труду людей. Учить приходить на помощь окружающим. Скручена, связана.
На кол навязана
И по дому пляшет.
(метла) Подметание дорожек на участке.
Цель: Учить правильно, пользоваться вениками, доводить начатое дело до конца.
12. Целевая прогулка по территории детского сада Познакомить детей с характерными признаками осени, самостоятельно находить их. Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. По лесным тропинкам ходит – бродит осень.
Сколько свежих шишек у зелёных сосен!
И листок берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и играет над зелёной ёлкой Выкопать на клумбе цветок и пересадить в ящик для дальнейшего наблюдения в группе.
Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
13. Наблюдение за небом и облаками Продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Я вконец себя измучил,
Всё никак не мог понять:
И откуда эти тучи появляются опять? Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.
Цель: Приучать соблюдать порядок на территории д/с.
14. Наблюдение за дождём Познакомить с наиболее типичными особенностями осени – дождливой погодой. К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!-
Он пускает пузыри. Поливка дождевой водой растений в группе.
Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.
15. Наблюдение за небом Сформировать у детей представление об облаках, туче. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день… Утеплить корни деревьев опавшими листьями.
Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
16. Наблюдение за птицами Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах. Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в тёплые края. Сбор семян деревьев.
Цель: Привлекать детей к сбору семян и закреплять названия деревьев.
17. Наблюдение за солнцем Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло. Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела, чем дарить тепло и свет. Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.
Цель: Приучать соблюдать порядок на участке детского сада.
18. Экскурсия на водоём Познакомить детей с тем, что в окружающей нас среде есть живые организмы: насекомые, черви, рыбы, лягушки. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка.
Кто это?
(лягушка) Замена воды в аквариуме (с вос-лем в группе)
Цель: Формировать стремление принимать участие в совместном труде.
19. Рассматривание осенних листьев, плодов, семян Уточнить и систематизировать представления детей о состоянии растений осенью. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. Собрать природный материал (шишки, семена.)
Цель: Учить отбирать природный материал, раскладывать его по коробочкам.
20. Наблюдение за облаками Формировать представление детей об облаках Без ног бегут.
Без крыльев летят
Без паруса плывут
(облака) Подмести дорожки на участке.
Цель: Учить правильно, пользоваться вениками.
21. Наблюдение за проезжей частью дороги Уточнить знания детей о транспортных средствах, уточнить представления о грузовом и пассажирском транспорте, о труде водителя. Не летает, не жужжит-
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Машина) Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев.
Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
22. Наблюдение за рябиной и елью Продолжать формировать представления о том, что не все деревья сбрасывают листья осенью. Продолжать развивать наблюдательность и интерес к окружающей природе. Весной зеленела
Летом загорела.
Осенью кораллы
Красные одела.
(Рябинка) Смести мусор со скамеек, столов.
Цель: Прививать любовь к чистоте и порядку, вос-ть желание трудиться.
Октябрь 1. Наблюдение за ветром Обращать внимание детей на ветер, учить их видеть изменения в природе в ветреную погоду, определять его направление (по деревьям, движениям облаков). Ветрено, ветрено, вся земля
Проветрена.
Ветер листья с веток разогнал
По свету: липовый, берёзовый,
Жёлтый лист и розовый… Вынос листвы.
Цель: Учить трудиться в большом коллективе сверстников.
2. Наблюдение за увядшими растениями Уточнить названия цветов, представление о том, что растения изменяются (растут, цветут, пока много света и тепла, а увядают. Когда тепла становится меньше.) Продолжать формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Убирать сухую ботву на клумбе.
Цель: Совершенствовать знания о способах ухода за растениями, воспитывать трудолюбие.
3. Наблюдение за солнцем Закрепить знания детей о солнце, его влиянии на состояние природы в солнечные дни, об изменении светового дня в зависимости от времени года. Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку. Очищать песок от мусора.
Цель: Учить проявлять старание, добросовестность, терпение в работе.
4. Наблюдение за дождливой погодой Дать детям понятие об осеннем дожде, указать на его отличие от летнего, объяснить, с чем это связано. К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке
В лужице – смотри, смотри!-
Он пускает пузыри. Уход за комнатными растениями (в группе).
Цель: Совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями.
5. Наблюдение за туманом Продолжать знакомить детей с таким явлением в природе - как туман. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Сгребать опавшие листья, укрыть ими стволы деревьев.
Цель: Формировать умение пользоваться инвентарём.
6. Наблюдение за погодой осенью Расширять знания о признаках осени, познакомить с пословицами об осени, обогащать словарный запас: «ненастье», «непогода». Если небо хмурится,
Если дождик льётся,
Это время года
….зовётся Собрать песок в песочницу.
Цель: Формировать умение пользоваться инвентарём, доводить начатое дело до конца.
7. Целевая прогулка к пункту «Скорой помощи» Уточнить представления детей о труде фельдшера скорой помощи, о необходимости этой профессии. Воспитывать уважение к людям, которые всегда приходят на помощь. Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека… Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Цель: Учить трудиться в большом коллективе сверстников.
8. Наблюдение за перелётными птицами. Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в тёплые края. Сбор семян деревьев.
Цель: Привлекать детей к сбору семян и закрепить название деревьев.
9. Наблюдение за воробьями Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья. Воспитывать наблюдательность, внимание. Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошены,
Хвостик распустил Вынести кормушку, насыпать корм.
Цель: Уметь наполнять кормушку.
10. Наблюдение за рябиной Познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды, рассмотреть её яркий, осенний наряд. У рябины листопад-
Под ветвями листьев клад.
Облетели листья, но остались
Кисти-красные, яркие-
Снегирям подарки. Сбор крупного мусора на участке.
Цель: Формировать умение трудиться подгруппой.
11. Наблюдение за кошкой Расширять представление о домашнем животном – кошке. Воспитывать желание заботиться о животных. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается (кошка) Заготовка земли, песка на зиму.
Цель: Формировать умение пользоваться инвентарём, доводить начатое дело до конца.
12. Рассматривание осеннего дерева Формировать знания об основных частях дерева, их высоте, толщине. Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят,
Лишь в бору мохнаты ели
Зелень мрачную хранят. Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.
Цель: Приучать соблюдать порядок на участке детского сада.
13. Наблюдение за листопадом Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад». Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут. Сгребать опавшие листья, укрыть ими стволы деревьев.
Цель: Формировать умение пользоваться инвентарём.
14. Наблюдение за транспортом Учить различать автомобили по их назначению. Формировать интерес к профессии водителя. Их видно повсюду, их видно из окон,
По улицам движутся длинным потоком… Уход за комнатными растениями.
Цель: Прививать желание ухаживать за растениями
15. Наблюдение за работой дворника Воспитывать уважение труду людей. Учить приходить на помощь окружающим. Встанет дворник на заре
Всё очистит во дворе
И кусты обрежет сам,
Красота на радость нам. Сбор и вынос мусора.
Цель: Закреплять умение трудиться в коллективе
16. Наблюдение за действием ветра Обращать внимание детей на ветер, учить их видеть изменения в природе в ветреную погоду, определить его направление. Ветер по лесу летал, ветер листики считал: вот дубовый,
Вот кленовый, вот рябиновый резной. Вот с берёзки золотой. Подмести дорожки на участке.
Цель: учить пользоваться вениками.
17. Наблюдение за облаками Формировать представление детей об облаках. Без ног бегут
Без крыльев летят
Без паруса плывут
(облака) Уборка территории.
Цель: Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания
18. Рассматривание веточек дерева Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам. Развивать умение сравнивать. Октябрь уж наступил-
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей… Собрать природный материал для поделок.
Цель: Учить отбирать материал и раскладывать в коробки.
19. Наблюдение за деревьями Познакомить детей с названиями и внешним видом деревьев, с особенностями их развития в осенний период. Различать по форме и окраске. Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят.
Лишь в бору мохнаты ели
Зелень мрачную хранят. Собрать листья для гербария.
Цель: Проявлять в работе старание и аккуратность.
20. Наблюдение за дождём Дать детям понятие об осеннем дожде, указать на его отличие от летнего, объяснить, с чем это связано. Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Капля капает за каплей,
Сколько набежало слёз! Уборка игрушек (в группе)
Цель: Воспитывать стремление оказывать помощь
21. Экскурсия по улицам города Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города. Познакомить с названиями близлежащих улиц. Заготовка земли, песка на зиму.
Цель: Формировать умение
пользоваться инвентарём.
22. Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром Закреплять знания о правилах поведения на улице. Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве. Есть на каждом перекрёстке
Пешеходный переход,
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот. Уборка участка.
Цель: Учить трудиться в большом коллективе сверстников.
23. Наблюдение за солнцем Учить детей видеть взаимосвязь нашего настроения и погоды. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце) Собрать песок в песочницу.
Цель: Формировать умение пользоваться инвентарём, доводить начатое дело до конца.
Ноябрь 1. Наблюдение за туманом Продолжать знакомить детей с таким явлением в природе – как туман. Сказать, что во время тумана на деревьях появляется вода. Кто-то ночью утащил лес
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Помогать дворнику.
Цель: Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми.
2. Наблюдение за погодой Продолжать формировать представления о сезонных изменениях. Развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы. Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит
Ветер свищет в проводах. Переодевать кукол, приводить в порядок (в группе).
Цель: Воспитывать стремление оказывать помощь
3. Наблюдение за первым снегом Закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег. Нахмурилось небо, наверно не в духе, летают, летают белые мухи
И носятся слухи. Что белые мухи
Не только летают, но даже и тают Смести со скамеек, стола.
Цель: Учить пользоваться веником, совместно трудиться
4. Наблюдение за деревьями Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева. Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол,
Ветви, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл… Поливать комнатные растения (в группе).
Цель: Воспитывать желание ухаживать за растениями.
5. Наблюдение за первым льдом на лужах Знакомить детей с природным явлением – льдом. Формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло. Сгребать листву.
Цель: Воспитывать стремление добиваться результата.
6. Наблюдение за инеем Продолжать знакомить детей с явлением в природе – инеем. Развивать наблюдательность. Интерес к явлениям неживой природы. И не снег, и не лёд,
А серебром уберёт
(иней) Помогать дворнику в уборке участка.
Цель: Развивать стремление трудиться
7. Наблюдение за морозными узорами Закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе. Рассмотреть на окне морозные узоры. Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес… Покормить птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению поручений
8. Наблюдение за елью Знакомить с особенностью ели, по которым её легко выделить среди других деревьев. Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель) Полить комнатные растения (в группе)
Цель: Воспитывать желание ухаживать за растениями
9. Наблюдение за небом Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Надо мною,
Над тобою
Пролетел мешок с водою…
Уборка территории.
Цель: Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания
10. Наблюдение за ветром Продолжать наблюдение за ветром. Учить определять н6аправление ветра. Был малюткой ветерок,
Да подрос за вечерок,
Стал задира и буян –
Настоящий ураган. Вынести кормушку, покормить птиц.
Цель: учить наполнять кормушку.
11. Целевая прогулка к проезжей части дороги Познакомить детей с проезжей частью дороги – шоссе. Вспомнить правила дорожного движения. Как река, проспект широк,
Здесь плывёт машин поток. Ремонт коробок для настольно-печатных игр.
Цель: Вызывать стремление ремонтировать атрибуты, пособия.
12. Наблюдение за грузовым транспортом Учить детей различать по внешнему виду грузовой транспорт. Не летает, не жужжит –
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. Расчистить дорожки от снега.
Цель: Учить действовать лопатками