Марина Волкова
Прогулка в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в подготовительной группе
«Весеннее путешествие по экологической тропе».
Задачи:
-определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
-подтвердить необходимость некоторых изменений в природе;
- закрепить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих;
-формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Прогулка в подготовительной группе „Весеннее путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята! На мой компьютер пришло сообщение. А кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку).
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна! (слайды- картинки природа весной)
- А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)
Ребё нок читает стихотворение:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Воспитатель: Верно ребята, это добрая, тёплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились, прислала нам схему маршрута нашего путешествия, где стрелочками указан маршрут, и приготовила для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. (Рассматривают план маршрута в компьютере). В путешествие компьютер мы взять не сможем, а возьмем с собой планшет.
Готовы к путешествию? (показать планшет с картой)
Дети: Готовы!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо можно внимательно рассмотреть мелкие детали: снег, деревья, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Отправляемся в путь. Давайте посмотрим, куда нам идти.
Нам нужно сделать 6 шагов налево.
Первая остановка по нашей карте «Приметы весны»
Воспитатель: А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?
Дети: Снег потемнел и стал серым, грязным, ноздреватым, темный, мокрый, рыхлый.
Воспитатель: Почему он тает?
Дети: Стало тепло.
Воспитатель: Да,правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
Воспитатель: Возможно посмотрите на солнце не вооруженным взглядом? (трудно)
- Какое солнце? (яркое жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое)
-Можно долго смотреть на солнце? Мы с вами убедились, что весной солнце светит ярче, чем зимой. Поднимите руки вверх, что вы чувствуете? (тепло)
Воспитатель: Днём солнце светит всё ярче и теплее. Снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, а когда солнце скроется водичка замерзает и образуется ледяная корка – наст.
Воспитатель: Посмотрите уже начинают появляться проталины. Это место, где снег уже стаял и появилась земля. Давайте найдем такие места. Потрогайте землю на проталинке.
-Какая земля? (влажная, мокрая).
-Какого она цвета? (темная, потому что мокрая, можно увидеть прошлогоднюю траву).
Воспитатель: Проталины появляются у стволов деревьев, т. к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы темного цвета, в этом можно убедиться если потрогать темного и светлого цвета.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
- Давайте посмотрим, куда нам дальше идти.
(ориентирование по карте)
- Добраться до следующей остановке будет нелегко.
Нам нужно будет выполнить задание.
Игра «тропинка»
Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинки.
Выполняют команды: (можно предложить ребенку)
1. Идем спокойным шагом друг за другом. Впереди большая лужа -идем большими шагами, перешагивая лужи.
2. Спокойно идем по тропинки. На пути появились кочки- прыгаем с кочки на кочку.
3. Снова идем спокойно. Перед нами брошенной бревно –идем осторожно, сохраняя равновесие.
4. Идем спокойно. Что это? Тропинка стала мокрой, от растаявшего снега. Идем с трудом.
5. Идем спокойным шагом.
Воспитатель: Вот и пришли! Молодцы!
Наша остановка «Лес»
Воспитатель: Вот наша следующая остановка «Лес». Давайте вспомним, какой самый верхний ярус в лесу–сосна (самые высокие деревья, ярус пониже -ели, лиственные деревья, следующий ярус – высокие кустарники – сирень, подрастающие деревца, самый нижний ярус – травы. Зимой нижний ярус находится под снегом.
Воспитатель: Скажите, нужен ли снег растениям? Для чего?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим. Сейчас мы расчистим снег и узнаем – что же спрятано под ним.
(дети берут снеговые лопатки, заранее приготовленные на этой остановке и расчищают снег)
- Что же это?
(Трава)
Воспитатель: Какая она цветом?
-Почему она зеленая, ведь сейчас холодно? Как же она не замерзла?
(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям снова накрыть травку снегом.
Воспитатель: Правильно! Под снегом сохраняются травянистые растения, зеленые всходы будущего урожая. Хотя снег холодный, под его покровом растениям тепло: снег защищает их от ветра и мороза.
Воспитатель предлагает детям снова накрыть травку снегом.
Воспитатель: Вчера на прогулки мы с вами проделали эксперимент. Мы с вами взяли 2 бутылки с водой - одну мы закопали в снег, другую оставили на снегу. Сейчас проверим, где замерзла вода. (проверяют)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Снег сохраняет тепло.
Воспитатель: Ребята (берет корзину с шишками, посмотрите, что лежит в корзинке? (шишки) Они одинаковые? (нет) Как вы думаете почему? (они с разных деревьев)
- А с каких они деревьев? (сосны и ели)
-Мальчики возьмите шишки еловые, а девочки сосновые.
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они. (сосновые шишки длинные и узкие, еловые –округлые, короткие)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее передаст шишку»
У нас две команды: девочки и мальчики. Вам нужно передать шишку из воронку в воронку, стоя в шеренге.
- Молодцы!
- А чем еще отличается сосна от ели? (иголками)
Отправляемся дальше. (смотрим на карту)
Следующая остановка «Птичья столовая»
Воспитатель: Послушайте загадку
«В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей» (кормушка)
Воспитатель: Какое значение имеет кормушка для птиц?
-Какие птицы прилетали в течении всей зимы на кормушку? (воробьи, синицы, голуби, вороны, галки)
(ответы детей)
Воспитатель: Почему некоторые птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать у нас? (нет насекомых)
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы помогаете птицам?
(насыпать корм в кормушку, нанизать на ветки ломтики хлеба– трудовая деятельность)
Воспитатель: Чем заняты птицы весной? (строят гнезда)
-Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)
Воспитатель: Весна — время возвращения перелетных птиц. Назовите перелетных птиц (ласточки, скворцы, грачи, чайки, соловьи, и др.)
Воспитатель:
Предлагаю поиграть в игру
«Зимующие и перелётные птицы».
Каждый играющий получает эмблему с изображением птицы. На поляне два обруча: синий – север (зимующие птицы, красный – юг (перелетные птицы). Затем дети меняются эмблемами и игра повторяется.
Воспитатель :Ребята, отгадайте по голосу птицу.
(фонограмма голоса птиц) Д/и “Узнай по голосу”.
Воспитатель: Ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки природы. Ведь человек не может отдельно жить от природы. Мы с вами часть природы. Недаром люди подмечали, что поведение животных и птиц связано с сезонными изменениями в природе. Они придумали пословицы и поговорки.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети называют поговорки, пословицы о весне и весенние приметы
Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу.
Гром ранней весной - перед холодом.
Если облака плывут высоко — к хорошей погоде.
Ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Увидел грача – весну встречай.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня.
Идем на свой участок.
Труд: посыпать дорожки песком
Индивидуальная работа. Повторить скользящий шаг на лыжах с Димой и Егором.
Самостоятельные игры детей:
-с мячом- вышибалы.
-«Горелки»
Участники игры становятся парами в затылок друг другу. Впереди всех пар встаёт воспитатель, он громко говорит:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперёд (каждый со своей стороны) до условного места, а воспитатель старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встаёт рядом с воспитателем впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.
Считалка:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Самостоятельные игры с выносным материалом.