Анджела Рахматулина
Конспект прогулки «В парк зеленый по тропинке…»
▼ Скачать + Заказать документы
В парк зеленый по тропинке…
Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызывать чувство удивления и восхищения.
Задачи: развивать и расширять у детей – дошкольников первоначальные представления о парке и его обитателях, о взаимосвязи между ними, о роли парка в жизни людей и влиянии людей на жизнь парка; формировать экологические знания, нормы поведения, учить анализировать свои и чужие поступки, воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Оборудование: материал и атрибуты к играм.
Публикация «Конспект прогулки „В парк зеленый по тропинке…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение в природе, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, просмотр мультфильмов, слайдов по теме, загадывание загадок, разучивание стихов.
Ход прогулки
Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку - о каком времени года в ней говорится:
Всех жарким солнцем обогреет,
В цветной наряд луга оденет,
Играть, купаться позовет,
грибов и ягод принесет.
Дети: Лето
Воспитатель: Правильно, эта загадка про лето. А как вы догадались?
Дети: Жаркое солнце, луг цветной, купаться позовет – все это признаки лета.
Воспитатель: Да все правильно, лето – самое теплое время года. Природа одевает зеленый наряд, над цветами летают бабочки, пчелы, стрекозы. Летом мы с удовольствием играем, купаемся, загораем, ходим в лес или в парк. Вот и сегодня я хочу пригласить на прогулку в парк.
Но прежде чем отправиться на прогулку, давайте вспомним правила поведения в парке. Сколько удивительного можно увидеть в природе, сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у неё, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей. Правила поведения в парке очень важны, так как они помогают не только научиться стать культурным и воспитанным человеком в любой сфере жизни, но и научат вас охранять природу и заботиться о ней. Все очень просто, в лесу и парке мы – гости! Там свои правила и свои законы. И мы должны уважать эти законы! Парк, как гостеприимный хозяин, дарит нам красоту, тень и прохладу, целебные травы.
Дети по очереди рассказывают о правилах поведения в парке :
Ребенок: Весь мусор положи в пакет и забери с собою –
Ведь за тебя его никто не уберёт.
Не разбивай бутылки под ногою –
Поранятся и люди, и лесной народ.
Ребенок: А если вдруг осталась пища от обеда –
Ты аккуратно всю сложи под куст.
И житель леса, плотно пообедав,
К тебе исполнен будет светлых чувств.
Ребенок: Не разводи костёр ты, где попало.
А то погибнет лес – и всё пропало.
Ты лучше разожги его на месте старом,
Где кто-то разводил уже огонь.
Чтобы пикник не кончился пожаром –
Подальше от деревьев отдых свой устрой.
Ребенок: Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -
В лесу животных бесполезных нет.
Без них нарушится баланс –
Природа знает лучше нас.
Не обижай, кого увидеть привелось,
И помни, что в лесу ты – гость.
Ребенок: «Здесь был Вася», «Тут ел Вадик» -
Захотелось след оставить?
За окном уж XXI-ый век,
Ты же не пещерный человек?
Ребенок: Ты цветок прекрасный увидал
И его немедленно сорвал.
Не прошел и день, а он завял.
Щелкнуть лучше бы его на память
И в лесу, чтоб любовались все, оставить.
Воспитатель: Правила поведения мы с вами вспомнили, можно идти в парк. А вы любите гулять по парку? Что вам больше всего нравится в парке?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных деревьев растет в парке. Сначала они были маленькие и слабые, их высадили в землю, чтобы со временем они выросли и превратились в большие красивые деревья. Маленькие деревца особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Очень много нужно труда и забот, чтобы деревце выросло и стало большим и красивым, как в нашем парке сейчас. И все, кто приходит гулять в парк, отдыхают в тени деревьев, дышат свежим прохладным воздухом, слушают и наслаждаются голосом парка : тишиной, шелестом листвы, пением птиц. А вы знаете, какие деревья растут в нашем парке?
Игра «Угадай дерево»
Воспитатель: Я буду загадывать загадки о деревьях, а вы отгадывайте и бегите к тому дереву, которое угадали. Слушайте загадки:
С моего цветка берет, пчелка самый вкусный мед,
А меня все обижают, шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
Стоит Алена- платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Что за время! Есть ли лучше! -
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым.
(Черёмуха)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нём!
(Дуб)
Воспитатель: А скажите мне, ребята, какую роль играют деревья в природе? Для чего они нужны человеку, животным, птицам и насекомым?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья – это зеленый наряд нашей планеты. Это как бы ее «легкие» : они выделяют в воздух кислород, который необходим нам для дыхания. Деревья дают пищу животным, птицам, человеку, дом и защиту для животных и птиц.
Посмотрите, сколько птиц обитает в нашем парке. Присмотритесь и прислушайтесь. Каких птиц вы узнали и увидели?
Дети: Воробьи, дятел, голуби, кукушка, ласточки, вороны.
Воспитатель: А сейчас все на мгновенье превращаемся в птиц.
Игра «Воробьи и Вороны»
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.
По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот.
Водящий может произносить команды по слогам медленно: «Вооо — роооо —. НЫ!» или «Воооо — рооооо —. БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать.
Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Воспитатель: В природе нет бесполезных растений. Все растения полезны и лечебны. Посмотрите себе под ноги. Видите, сколько травянистых растений. Одуванчик, клевер, спорыш, пастушья сумка, подорожник, цикорий, зверобой – это все лекарственные травы. Они применяются во многих лекарственных сборах. Еще в парке очень много лесных цветов. Посмотрите вокруг и назовите мне цветы, которые растут в нашем парке.
Дети: Ромашки, колокольчики, иван – да – марья, фиалки, мак, васильки.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы назвали. Но знайте, рвать их нельзя! Есть среди этих цветов и те, которых осталось очень мало. И с каждым годом становиться все меньше. Потому что люди бездумно рвут их и несут домой. Быстро вянут лесные цветы, принесенные в букетах домой. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить красоту, чтобы и другие люди могли прийти в парк и восхищаться тем, что создала природа. Очень хорошее стихотворение на эту тему написал Т. Собакин. Вот послушайте:
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Игра Подвижная игра «Веночек»
Дети становятся в шеренгу : это «Цветы в саду». Водящий - садовник находится на расстоянии 3-4 метров от детей. Садовник приближается к цветам и говорит:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
Дети – цветы отвечают:
Не хотим, чтоб нас срывали
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова дети – цветы убегают, а садовник старается поймать кого-либо. Пойманный становится садовником.
Воспитатель: А еще в нашем парке много насекомых. Посмотрите внимательно по сторонам и скажите - каких насекомых вы увидели?
Дети : Пчелы, бабочки, муравьи, клоп – солдатик, божья коровка, стрекозы.
Воспитатель: Все насекомые заняты своим делом. Бабочки и пчелы летают опыляют растения и собирают пыльцу и нектар, стрекозы и божьи коровки избавляют растения от вредной тли, муравьи.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать интересные факты о насекомых? Тогда слушайте:
Интересные факты о насекомых
- У бабочек вкусовые рецепторы находятся на ногах.
- Муравьи никогда не спят.
-Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.
- Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела
- У пчелы два желудка - один для меда, другой для пищи.
- Примерно треть всех насекомых являются плотоядными и большинство охотятся за пищей.
- Стрекозы - самые быстролетающие насекомые.
- У мотылька нет желудка.
- Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.
- Бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. А цвет их крыльев создается крошечными перекрывающимися чешуйками, которые отражают свет.
-Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад.
-Стрекоза живет 24 часа.
Воспитатель: А сейчас превращаемся в насекомых - игра «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие (бег на месте)
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу) .
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)
Устали ноги от ходьбы (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладим животик)
Домой, скорее полетим («летим» нас свои места)
Воспитатель: Ну вот и подошла к концу наша увлекательная прогулка по парку. Возвращаемся в детский сад. Когда за вами вечером придут родители, обязательно расскажите, где мы сегодня были и что интересного и познавательного узнали и увидели. И конечно же не забывайте, что природу надо жалеть, беречь, защищать и обязательно соблюдать правила поведения в природе.
Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь, она союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую – нас много, а она одна!
В. Шефнер