Зоя Гаврилова
Прогулка детей раннего возраста. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка детей раннего возраста.
Прогулка - обязательный элемент режима дня. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. Проводится она два раза в день (в первую и вторую половину дня, а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию двигательной и познавательной деятельностей. Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей. Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду, за исключением: сильного ветра, дождя, снегопада, мороза превышающего нормативные показатели (младшая-средняя группы – ниже -15 градусов
Подготовка к прогулке, прогулка
Методика и содержание работы с детьми по воспитанию у них навыков одевания и культуры поведения при этом процессе должны быть прописаны в плане. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность - группа должна быть проведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания. Образовательные задачи тоже должны быть отражены в плане: названия одежды и ее назначение, так же как и названия отдельных деталей одежды закрепляются в процессе одевания, идет активизация словаря на тему "Одежда". Организация прогулки. Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки : дети должны быть ознакомлены с наличием игрушек и вспомогательного инвентаря, правилами обращения с ним. В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Проводится подвижная игра (название игры и её цели указываются в плане). Стоит привлекать детей к уборке участка. Организовать с детьми наблюдения за живой или неживой природой (в плане указывается объект наблюдения). За 30 минут до конца прогулки воспитатель переводит детей на более спокойную деятельность - проводятся наблюдения, словесные игры или беседы. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок до входа в группу. Дети должны ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Содержание прогулки должно соответствовать физиолого-гигиеническим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Участки ясельных и дошкольных групп должны быть изолированы друг от друга зелеными насаждениями (кустарником). Участок ясельной группы должен быть расположен вблизи от выходов из помещений. Для обеспечения различных видов деятельности рекомендуется разделить групповые площадки по видам игрового и физкультурного оборудования. На каждой площадке должен быть предусмотрен навес для защиты детей от солнца и осадков. Участок должен быть хорошо освещен и содержаться в образцовом порядке. Уборка территории должна производиться ежедневно до прихода детей. Ежедневно санитарное состояние участков должно находиться под контролем руководителя ГОУ и медицинского персонала (рабочий день начинается с осмотра всех участков для обеспечения охраны жизни и здоровья детей).
В любое время года при проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое – перегревания. В летний период педагог обязан соблюдать питьевой режим на прогулке. Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. В структуру плана прогулки следует включать разные виды деятельности.
Самостоятельная – на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
Катание по ледяной дорожке, на санках, на горке дети 3-4 лет выполняют с помощью воспитателя.
Во время прогулок чередуют спокойные игры с подвижными. Летом особенно увлекательны и полезны игры с водой. Для этого можно использовать простой широкий таз или корыто с водой, предварительно подогретой на солнце. В воду опускают пластмассовые, резиновые или деревянные игрушки, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В зимнее время также желательны прогулки на площадке, где ребенок мог бы активно двигаться и играть.
Прогулки на свежем воздухе имеют большое значение для правильного физического развития ребенка, удовлетворяют его потребность в движении. Они повышают общий тонус нервной системы и способствуют психическому развитию. Для организации пребывания на свежем воздухе большое значение приобретает правильный индивидуальный подбор одежды.
При одевании на прогулку ребенок должен находиться в условиях теплового комфорта как летом, так и зимой. Особенно важное значение имеет правильный выбор одежды в зимнее время. В это время года не следует надевать на малыша большое количество одежды, так как он не сможет двигаться и польза от прогулок значительно уменьшится.
Летом, когда температура воздуха в тени не опускается ниже 18—20 °С, дети должны максимально находиться на участке или площадке с навесом и настилом (кроме ночного сна). При этом одежда детей должна ограждать их не столько от охлаждения, сколько от перегревания. Некоторые родители, боясь простудить ребенка, даже в теплое время года кутают его, вследствие чего он быстро перегревается.
Перед прогулкой проводится ознакомительное занятие: «Знакомство с временами года»