Ветчинкина Галина
Программное содержание для детей с глубокой умственной отсталостью
Содержание программы (ГУО)
1 УРОВЕНЬ
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Ориентировка в схеме собственного тела (части тела и лица).
Знакомство со звуками окружающей среды и музыкальными звуками.
Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое, холодное-горячее).
Зрительное восприятие цвета предметов. Знакомство с красным и синим цветом.
Раздел 2. Предметное и социальное окружение
Знакомство с предметами ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда (картинки, презентации, иллюстрации, и др.).
Публикация «Программное содержание для детей с глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Упражнение в предметно-манипулятивных действиях с игрушками (в совместной деятельности).
Расширение представлений о себе и своей семье.
2 УРОВЕНЬ
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Ориентировка в схеме собственного тела: показ на себе и на картинке.
Восприятие цвета предметов. Знакомство с желтым и зеленым цветом.
Восприятие предметов на ощупь, обозначение знакомых ощущений.
Упражнения на развитие мелкой моторики (захват предмета, его перемещение и др.).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика).
Раздел 2. Предметное и социальное окружение
Формирование представлений о предметах ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь.
Знакомство с домашними животными (картинки, презентации, иллюстрации и др.).
Различение членов семьи, знакомых окружающих.
3 УРОВЕНЬ
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Обогащение сенсорного опыта детей, выбор указанного предмета по цвету.
Ориентировка в пространстве группы.
Знакомство с формой предмета: шар.
Упражнение на осязание предметов.
Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов.
Упражнения на развитие мелкой моторики (перекладывание, пересыпание и др.).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика).
Раздел 2. Предметное и социальное окружение
Формирование представлений о предметах ближайшего окружения: посуда, одежда, обувь, мебель.
Знакомство с дикими животными (картинки, презентации, иллюстрации и др.). Обобщение представлений о домашних животных.
Различение окружающих: знакомых сверстников и взрослых.
Календарно-тематическое планирование (ГУО)
1 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема занятия Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Ориентировка в схеме собственного тела.
Д/и «Покажи правильно» (части лица) 4
Предметное и социальное окружение Наши игрушки.
Игры с мячом. 4
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Ориентировка в схеме собственного тела.
Д/и «Покажи правильно» (части тела) 4
Предметное и социальное окружение Наши игрушки.
Игры с кубиками. 4
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство со звуками окружающей среды
Презентация «Звуки природа» 4
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «Напоим куклу чаем» 4
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с музыкальными звуками.
Д/и «Где звенит колокольчик» 4
Предметное и социальное окружение Посуда
Д/и «Накормим мишку кашей» 4
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с музыкальными звуками.
Д/и «Громко-тихо» (барабан) 3
Предметное и социальное окружение Одежда.
Д/и «Оденем куклу на прогулку» 3
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство со звуками окружающей среды
Презентация «Звуки природа» 4
Предметное и социальное окружение Одежда.
Д/и «Что наденем мы гулять» 4
Март Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое)
Д/и «Определи на ощупь». 3
Предметное и социальное окружение Д/и «Прокати шарик».
Д/и «Сложи шарики в ведерко» 3
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с тактильными ощущениями (холодное-горячее).
Д/и «Определи на ощупь» 4
Предметное и социальное окружение Цвет предметов.
Знакомство с красным цветом 4
Май Развитие восприятия и действия с предметами Цвет предметов.
Знакомство с синим цветом. 4
Предметное и социальное окружение Я и моя семья
Рассматривание фотографий. 4
ИТОГО 68
2 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема занятия Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Ориентировка в схеме собственного тела: показ на себе и на картинке. 4
Предметное и социальное окружение Наши игрушки.
Такие разные мячи. 4
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Цвет предметов.
Различение предметов красного и синего цвета. 4
Предметное и социальное окружение Наши игрушки.
Игры с неваляшкой. 4
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с желтым цветом.
Д/и «Покажи правильно» 4
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «Напоим гостей чаем» 4
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с зеленым цветом.
Д/и «Покажи правильно» 4
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «Кухонная посуда» 4
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Восприятие предметов на ощупь, обозначение знакомых ощущений.
Д/и «Чудесный мешочек» 3
Предметное и социальное окружение Одежда.
Д/и «Что наденем мы зимой» 3
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Упражнения на развитие мелкой моторики
(захват предмета, его перемещение и др.). 4
Предметное и социальное окружение Обувь.
Д/и «Такая разная оувь» 4
Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). 3
Предметное и социальное окружение Знакомство с домашними животными: собака, кошка. 3
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Упражнения на развитие мелкой моторики
(захват предмета, его перемещение и др.). 4
Предметное и социальное окружение Знакомство с домашними животными: корова свинья. 4
Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). 4
Предметное и социальное окружение Различение членов семьи, знакомых окружающих. 4
ИТОГО 68
3 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Выбор указанного предмета по цвету.
Красный - синий. 4
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «Накрываем на стол». 4
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Выбор указанного предмета по цвету.
Желтый - зеленый. 4
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «День рождения». 4
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Ориентировка в пространстве группы.
Д/и «Покажи свою кроватку, место за столом». 4
Предметное и социальное окружение Одежда.
Д/и «Что носим мы осенью» 4
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Знакомство с формой предмета: шар.
Д/и «Покажи правильно». 4
Предметное и социальное окружение Одежда.
Д/и «Что носим мы зимой» 4
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Упражнение на осязание предметов.
Д/и «Чудесный мешочек» 3
Предметное и социальное окружение Обувь
Д/и «Какая бывает обувь» 3
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов. 4
Предметное и социальное окружение Мебель.
Стол и стул. Кровать. 4
Март Развитие восприятия и действия с предметами Упражнения на развитие мелкой моторики (перекладывание, пересыпание и др.). 3
Предметное и социальное окружение Знакомство с дикими животными.
Д/и «Кто живет в лесу?» 3
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). 4
Предметное и социальное окружение Домашние животные.
Д/и «Кто как кричит» 4
Май Развитие восприятия и действия с предметами Упражнения на развитие мелкой моторики (перекладывание, пересыпание и др.). 4
Предметное и социальное окружение Различение окружающих: знакомых сверстников и взрослых. 4
ИТОГО 68