ТАТЬЯНА КАРПЕНКО
Программа «Зелёный огонёк»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зелёный огонек»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Публикация «Программа „Зелёный огонёк“» размещена в разделах
Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района является обеспечение безопасности дорожного движения.
Особое занчение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности и жить которым придется в еще более сложных условиях.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего вос-питания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Так на заняиях по познавательному развитию, развитию речи, формиованию элемнтарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются необходимые занания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т. д., культура поведения, выдержка и дисциплина.
Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходть систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.
Наша задача не только дать ребенкуопределенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных зананий и выполнении правил поведения в обыденной жизни.
При разработке программ мы руководствовались тремя важнейшими правилами:
1. Мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов.
2. Все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре. Поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение.
3. Вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе.
1.2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Программа «Зеленый огонек» направлена на:
- снижение дорожно-транспортного травматизмана улицах и дорогах города;
- сохранение здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- формирование у родителей, педагогов, воспитаннников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности;
- установлеие взаимосвязей образовательного учреждения с органами ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики дорожно-транспортного травматизма.
1.3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.
2. Установление прочных связей в организации совместной работы МДОУ детский сад «Аленка» с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Расширение материально-технического и методического обеспече-ния программы «Зеленый огонек».
4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.
5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
1.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. «На наших улицах».
Основные задачи: дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов. Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом, домашний адрес. Знать разметку улиц и дорог. Дать знания о правилах передвижения по улицам.
- город, в котором мы живем;
- улица;
- тротуар;
- проезжая часть улицы;
- перекрестки;
- пешеходный переход.
2. «Наши верные друзья».
Основные задачи: дать детям представление о работе светофора и его сигналов, познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице, познакомить с «островом безопасности» и его необходимости при интенсивном движении.
- сигналы светофора;
- сигналы для регулирования дорожного движения;
- сигналы регулировщика;
- «островок безопасности».
3. «Мчатся по улице автомобили».
Основные задачи: познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД.
- виды транспорта, их назначение;
- опасность автомобиля для людей;
- наблюдение за работой водителей;
- наблюдение за работой железнодорожного транспорта;
- сигнализация машин, ж/д транспорта.
4. «Если ты – пешеход».
Основные задачи: познакомить детей с понятием «пешеход». Объяс-нить правила для пешеходов, которые необходимо выполнять для безопасности жизни.
- понятие «пешеход»;
- правила для пешеходов;
- выбор наиболее безопасного пути для пешеходов.
5. «Знакомимся с дорожными знаками».
Основные задачи: знакомить детей с дорожными знаками, их назначением, расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.
- предупреждающие знаки;
- запрещающие знаки;
- информационно-указательные знаки;
- предписывающие знаки.
6. «Если ты – пассажир».
Основные задачи: рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте.
- виды общественного транспорта;
- остановка общественного транспорта;
- правила безопасного поведения в общественном транспорте.
7. «Где должны играть дети»
Основные задачи: объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части.
- место для игр детей – запрет игр на проезжей части;
- места для игр и катания на самокатах, санках и коньках.
8. «На загородной дороге».
Основные задачи: познакомить детей с правилами движения по заго-родной дороге, где отсутствуют тротуары, перекрестки и другие средства разметки улиц. Объяснить правила хорждения через ж/д переезд, ж/д пути, правила безопасного поведения вблизи ж/д путей.
- дорога, обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов;
- правила движения по загородной дороге – переход через ж/д переезд, ж/д пути;
- запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
9. «Учимся соблюдать правила дорожного движения».
Основные задачи: учить детей правилам поведения на улицах и дорогах города, способствовать их осознанию.
- введение знаний и умений в воспитательно-образовательный процесс.
10. «Экскурсии и целевые прогулки по улицам города и микрорайона».
Основные задачи: закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города.
- практическое закрепление знаний ПДД.
11. «Сигнализация машин».
Основные задачи: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машины, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена».
- световые и звуковые сигналы машин, их назначение;
- реагирование на них;
- значение сигналов для пешеходов.
12. «Знакомимся с работой ГИБДД».
Основные задачи: способствовать осознанному восприятию послед-ствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ».
- формирование осознанного отношения к последствиям дорожных происшествий;
- ознакомление с работой сотрудников ГИБДД;
- знакомство с дорожным знаком «Пост ГАИ»;
- приглашение сотрудников ГИБДД к участию в совместных мероприятиях.
13. «Правила поведения в транспорте».
Основные задачи: учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию.
- культура поведения;
- правила безопасного поведения.
1.5 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ.
1. Обеспечение безопасности жизне-деятельности (ОБЖ)
2. Изучение правил дорожного дви-жения
3. Закрепление практических навыков по ПДД
4. Расширение знаний по ПДД
5. Отработка усвоенных знаний, умений, навыков
6. Расширение кругозора по ПДД - обеспечение наглядности по ОБЖ, все группы;
- проведение специальных обучаю-щих занятий;
- индивидуальная работа вне занятий;
- игры-занятия;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- игры-соревнования;
- чтение художественной литературы;
- викторины;
- КВН;
- тематические праздники;
- спортивные развлечения;
- музыкальные досуги;
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- комплексные занятия.
1.6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ
МОДЕЛЬ РАБОТЫ:
1 – этап. Ознакомительный.
-- Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение,
-- Выделение проблем (беседы, наблюдения, опросы, тесты,
2 – этап. Профилактический.
-- Наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, СМИ,
-- Встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными ин-спекторами дорожного движения,
-- Участие в совместных мероприятиях по профилактике ДДТ.
3 – этап. Индивидуальная работа.
-- Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания по профилактике ДДТ.
-- Консультативная индивидуальная помощь.
-- Совместное обсуждение проблем обучения детей ПДД и профилактикой ДДТ.
4 – этап. Перспективный.
-- Ознакомление родителей с имеющимися результатами работы по профи-лактике ДДТ.
-- Стимулирование активного участия родителей в совместной работе по профилактике ДДТ.
-- Определение перспектив работы детского сада и семьи по предлагаемой программе «Зеленый огонёк».
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней,
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой про-грамме «Зелёный огонёк» (собрания, открытые занятия, участие в совмест-ных мероприятиях, выпуск наглядной агитации и т. д. ,
- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов,
- проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ,
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (День открытых дверей, информация в «уголках для родителей»,
- распространение лучшего опыта семейного воспитания по обучению и закреплению у детей знаний и навыков правил ДД среди населения города (родительские конференции, заседания «Клуба по интересам», через СМИ,
- оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения.