Левина Татьяна
Программа «Здоровячок» по оздоровлению и здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчтливо наблюдаются тенденции к ухудшению физического развития детей. Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Публикация «Программа „Здоровячок“ по оздоровлению и здоровьесбережению» размещена в разделах
Цель программы
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре. Предупреждение заболеваний путм создания необходимых профилактических условий для нормального роста и развития детей.
Задачи программы
2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
4. Создание здоровьесберегающей среды в группе
5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов.
Ожидаемые результаты:
- улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния
- благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года)
- оптимальное функционирование организма;
- формирование необходимости заботиться о своем здоровье,
- желания и стремления вести здоровый образ жизни; сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам
- внешней среды.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• оптимальное функционирование организма;
• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды Термины и понятия Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий :
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
- технологии валеологического просвещения родителей
- здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;• физкультурно-оздоровительные технологии;
- медико-профилактические технологии
- Режим двигательной активности детей в течение года
Виды двигательной активности средняя группа.
1. Организованные хороводные игры, п. и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы 15-30 мин.
2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т. п. 1 час
3. Утренняя гимнастика 5 мин
4. Физкультурное занятие 15-20 мин
5. Музыкальное занятие 2 раз в неделю по 15-20 мин
6. Физкультминутки 1-3 мин 3р в день
7. Организованная деятельность на прогулке : подвижные игры., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт, игры и т. д. (15-30 мин).
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры 1 час
9. Упражнения после дневного сна 5 мин
10. Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упражнения со спортинвентарем и др. 1 час
11. Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательным и строительным материалом и др. 1 час
12. Спортивные развлечения 1р в неделю
13. Спортивный праздник 2р в год
14. Неделя здоровья 2р в год.
Здоровьесберегающие технологии в средней группе. Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.
1. Утренняя гимнастика
2. Дыхательная гимнастика
3. Гимнастика для глаз
. 4. Пальчиковая гимнастика
5. Игровой массаж и самомассаж
. 6. Гимнастика после сна
7. Динамические паузы и физминутки
8. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Система закаливания детей.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Требования к проведению закаливания:
1) учет индивидуальных особенностей ребенка;
2) положительные реакции ребенка на закаливание;
3) непрерывность закаливания;
4) наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром;
5) согласие родителей.
Закаливание ВОЗДУХ СОЛНЦЕ ВОДА.
Закаливающие мероприятия (средняя группа) Характер действия Метод Методика Противопоказания
ВОЗДУХ:
Прогулка на свежем воздухе, в одежде по сезону.
Сон в проветренном помещении Учитывать физическое и соматическое состояние детей Температура воздуха в спальне ниже 14 градусов.
Воздушные контрастные ванны Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);во время прогулок (в теплое время года-в майках и трусах) Температура воздуха ниже нормы, наличие противопоказаний.
Хождение босиком. После «тихого часа», по массажным дорожкам как профилактика плоскостопия. Температура воздуха ниже нормы, наличие мед. отвода.
ВОДА:
Полоскание рта. Перед дневным сном кипяченой водой комнатной температуры.
Умывание, мытье рук. Постепенно снижать температуру воды до 14 градусов, после процедуры обтирание полотенцем до разогревания кожи Наличие мед. отвода.
СОЛНЦЕ:
Солнечные ванны на прогулке утром и во второй половине дня. Хронические заболевания, температура свыше 30 градусов В. А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, значит дать ему всю полноту жизненных радостей».
Здоровьесберегающая среда. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо). В этом уголке размещаются следующие пособия: скакалки, мячи, обручи, массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно, пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала, массажные шарики, ленточки, лесенка для лазания и перешагивания, дуга для подлезания, тренажер для формирования равновесия, ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки, мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель, кольцеброс, кегли для сбивания мячиком, тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания, пособия для развития глазомера (на стене). Также в группе имеются пособия для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы», комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике, цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр.
2) В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье» : «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т. д. Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1) осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
2) знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
3) компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов. После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой водой комнатной температуры. Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни.
Комплексно-тематический план по валеологическому воспитанию детей в средней группе
Сентябрь
1. Тема: «Это – Я и мои друзья». О. Ц. : Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги)
2. Тема: «Мишка Топтыжка знакомится с ребятами». О. Ц. :Формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним
3. Игротерапия. Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.
Октябрь
1. Тема: «Водичка, водичка». О. Ц. : Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчсываться, пользоваться носовым платком
2. Умоем куклу Дидактическая игра О. Ц. :Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания
3. Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щтка только для тебя…» Чтение художественной литературы О. Ц. :Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
Ноябрь
1. Тема:«В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет. О. Ц. : Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач заботится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых
2. Игра – инсценировка «Оля и Айболит» О. Ц. : Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соотносить со словом игровые действия с куклой
3. Кукольный театр «Мишка заболел» О. Ц. : Закрепить полученные знания о работе мед. персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким
Декабрь
1. «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра О. Ц. :Познакомить с сезонными видами одежды и е назначением по сезонам; развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды
2. «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О. Ц. :Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней одежды на куклу) ; доставить детям радость
3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок О. Ц. :Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей
Январь
1. «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра. О. Ц. : Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть е одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой
2. «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра О. Ц. :Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последовательность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды
3. Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон». О. Ц. :Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям. Формировать правила культуры поведения во время режимных процессов
Февраль
Витамины 1. «О пользе витаминов» Беседа Рассматривание наглядного пособия. О. Ц. :Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.
2.«Где живут витамины» Дидактическая игра О. Ц. :Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах
3. «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О. Ц. :Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее
Март
1. «Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа. О. Ц. : Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.) ; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.)
2. «Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа. О. Ц. : Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.
3. «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О. Ц. :Рассказать детям о пользе молочных продуктов
4. «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа. О. Ц. : Обобщить знания детей о полезных продуктах
Апрель
Спорт – наш друг.
1. «Как стать сильным здоровым?» Беседа О. Ц. :Уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом
2. «Зачем надо заниматься спортом?» Кукольный театр О. Ц. :Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных занятий. Воспитывать интерес к спорту
3. «Утренняя гимнастика» Беседа. О. Ц. : Рассказать детям о пользе зарядки.
Май
1. «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять…» Беседы. О. Ц. : Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке.
2. «Что такое хорошо, что такое плохо…» Кукольный театр О. Ц. :Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.)
3. «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник О. Ц. :Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному мероприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни.
Список используемой литературы 1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками, 2006 2. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007 3. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие, 2006 4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005 5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007 6. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006 7. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009 8. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009 9. Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. физическая культура в дошкольном детстве, 2006 10. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009 11. Чеменева А. А.. Горбунова Л. В., Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008