Иванова Галина Анатольевна
Программа «Здоровейка» по формированию культуры здоровья для учащихся 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы
общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Программа «Здоровейка»
по формированию культуры здоровья
учащихся 2 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Программа «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Темочки:
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Здоровейка».
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа «Здоровей-ка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа включает в себя : дыхательную и общеукрепляющую гимнастики, упражнения с тренажёрами; беседы о привычках, полезной и вредной пище, применении народных средств в лечении недомоганий; практические занятия по оказанию помощи себе и друзьям.
Результативность:
-обогащаются представления детей о собственной ответственности за своё здоровье,
- формируется привычка сохранять и укреплять своё здоровье,
-повышается трудоспособность,
-снижается заболеваемость.
Основными целевыми группами, на которые направлена Практика, являются учащиеся 2 класса (возрастная категория 7-8 лет, родители, учитель.
Цель и задачи Практики
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Здоровей- ка» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Целью программы является формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
- укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
- укрепление опорно-двигательного аппарата
- развитие морально-волевых качеств учащихся;
- привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
- формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
- стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
- развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
- воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
- формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся научатся :
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье.
Учащиеся узнают :
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
По окончании учебного процесса каждый обучающийся сможет выполнить бодрящую дыхательную гимнастику, применить в качестве общеукрепляющего тренажёра подручные средства (стул, карандаш, пуговицы, воздушные шары, бумагу, изготовить тренажёр самостоятельно.
Успешно усвоив весь материал программы, дети будут знать алгоритм помощи при царапинах, лёгких порезах, ушибах, головной и зубной боли, усталости и т. д.
Описание механизма реализации технологии Практики
Нормативно-правовой и документальной базой программы «Здоровейка» по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
7. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Для реализации программы «Здоровейка» необходима материально-техническая база:
1. Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) : овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др. ;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) : картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др. ;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы «Здоровей-ка» с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Особенности реализации программы «Здоровейка» :
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа «Здоровей-ка» предназначена для обучающихся 2 класса.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Содержание программы по формированию культуры здоровья «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Содержание программы «Здоровейка» 2 класс
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. (4 часа)
Тема 1 Что мы знаем о ЗОЖ
Тема 2 По стране Здоровей-ка
Тема 3 В гостях у Мойдодыра
Тема 4 Я хозяин своего здоровья (текущий контроль - КВН)
Раздел 2. Питание и здоровье
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. (5 часов)
Тема 1 Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь.
Тема 2 Культура питания. Этикет.
Тема 3 Спектакль «Я выбираю кашу»
Тема 4 «Что даёт нам море»
Тема 5 Светофор здорового питания (Текущий контроль знаний - викторина)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. (7 часов)
Тема 1 Сон и его значение для здоровья человека
Тема 2 Закаливание в домашних условиях
Тема 3 День здоровья «Будьте здоровы»
Тема 4 Иммунитет
Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”
Тема 6 Спорт в жизни ребёнка
Тема 7 Слагаемые здоровья (Текущий контроль знаний - за круглым столом)
Раздел 4. Я в школе и дома
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
(6 часов)
Тема 1 Я и мои одноклассники
Тема 2 Почему устают глаза?
Тема 3 Гигиена позвоночника. Сколиоз
Тема 4 Шалости и травмы
Тема 5 «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
Тема 6 Умники и умницы (Текущий контроль знаний)
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". (4 часа)
Тема 1 Преображенский «Огородники»
Тема 2 Как защитить себя от болезни (Выставка рисунков)
Тема 3 День здоровья «Самый здоровый класс»
Тема 4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
(Текущий контроль знаний – конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. (4 часа)
Тема 1 Мир эмоций и чувств
Тема 2 Вредные привычки
Тема 3 «Веснянка»
Тема 4 В мире интересного (Текущий контроль знаний - научно – практическая конференция)
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
(4 часа)
Тема 1 Я и опасность
Тема 2 Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А. Колобова «Красивые грибы»
Тема 3 Первая помощь при отравлении
Тема 4 Наши успехи и достижения (Итоговый контроль знаний – диагностика)
Количественный охват целевой группы в рамках реализации Практики
15 учащихся 2 класса, родители, учитель.
Итоги апробации/внедрения Практики
Оздоровительные результаты программы «Здоровейка»
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогают избежать опасность для жизни и здоровья, а значит, уменьшаются пропуски занятий по причине болезни и происходит увеличение;
- численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы является сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Ресурсы, задействованные в реализации Практики
Литература
Антропова, М. В., Кузнецова, Л. М. Режим дня школьника. М. : изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья : 1-5 классы. – М. : ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя : 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-11 классы) : Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М. : ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З. И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред. -сост. З. И. Невдахина. - Вып. 3.- М. : Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А. Ю. Подвижные игры. 1-4 класса. М. : Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей : психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М. : Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М. : АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О. А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с. 57.
Перспективы развития Практик
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы по формированию культуры здоровья «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Недостатки и трудности, с которыми пришлось столкнуться организаторам в процессе работы над Практикой
Недостатков и трудностей не было. Дети с удовольствием принимали участие во всех формах работы в данной программе (играх, беседах, в просмотрах презентаций и их обсуждении, в разыгрывании мини сценок и т. д., а также детям во всём помогали родители при подготовки к занятиям готовили им костюмы, спортивный инвентарь, поделок и т. д.
Контактные данные организации, реализующей Практику
Сведения об авторах/ инициаторах Практики
Автор Иванова Галина Анатольевна – учитель начальных классов
Аннотация к Практике
Программа по формированию культуры здоровья «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены
культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Основные принципы при формировании данной программы :
- принцип демократизации (обеспечение всем и каждому ученику одинакового доступа к занятиям, максимальное раскрытие способностей детей, использование различных методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей);
- принцип гуманизации (учёт индивидуальных способностей личности ребёнка и педагога. Он строится с учётом личного опыта и уровня достижений, их интересов и склонностей, с применением разноуровневнего по сложности материала).
Осуществление принципов демократизации и гуманизации на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых.
- деятельностный подход (ориентирование ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка, применение разнообразных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).
- расширение межпредметных связей из области разных предметов, системность и преемственность уроков физической культуры, окружающего мира, литературного чтения и технологии с внеурочными занятиями.
Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
«Здоровейка» знакомит детей с полезными привычками как альтернатива привычкам вредным и формируют установки на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию в этот возрастной период. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. «Подвижные игры» чередуются с «Уроками Здоровья». Работа была начата в 1 классе и продолжается во 2-ом классе.
Основные направления реализации программы :
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр, применение развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки, обручи, кегли и др.);
- проведение оздоровительных минуток, гимнастики, зарядки;
- организация и проведение динамических прогулок и подвижных игр на свежем воздухе в любое время года с активным использованием спортивных площадок на школьной территории;
- проведение Уроков Здоровейка в форме бесед, сюжетных и ролевых игр, викторин, инсценировок, лепки и рисования, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение отрывков произведений по темам.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста и учесть возрастные особенности.
Приложения
Здоровое питание детей
Как защитить себя от болезней.
Не трогайте руками глаза, нос и рот
Чаще мойте руки
Просмотр Презентаций
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/03/20/prezentatsiya-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-uroki-o
2.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/priezientatsiiakurokupovnieurochnoidieiatielnostikaksokhranitiukriepitsvoiozdorovie