Получи документы

Программа «Здоровейка» по формированию культуры здоровья для учащихся 2 класса

Иванова Галина Анатольевна
Программа «Здоровейка» по формированию культуры здоровья для учащихся 2 класса

общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Программа «Здоровейка»

по формированию культуры здоровья

учащихся 2 класса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Программа «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Здоровейка».

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Программа «Здоровей-ка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Программа включает в себя: дыхательную и общеукрепляющую гимнастики, упражнения с тренажёрами; беседы о привычках, полезной и вредной пище, применении народных средств в лечении недомоганий; практические занятия по оказанию помощи себе и друзьям.

Результативность:

-обогащаются представления детей о собственной ответственности за своё здоровье,

- формируется привычка сохранять и укреплять своё здоровье,

-повышается трудоспособность,

-снижается заболеваемость.

Основными целевыми группами, на которые направлена Практика, являются учащиеся 2 класса (возрастная категория 7-8 лет, родители, учитель.

Цель и задачи Практики

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Здоровей- ка» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Целью программы является формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

Основными задачами реализации поставленной цели являются:

- укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;

- укрепление опорно-двигательного аппарата

- развитие морально-волевых качеств учащихся;

- привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

- формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;

- стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;

- развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;

- воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

- формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся научатся:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;

- различать “полезные” и “вредные” продукты;

- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,

- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

- заботиться о своем здоровье.

Учащиеся узнают:

- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- основы рационального питания;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- основы развития познавательной сферы;

- свои права и права других людей;

- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

По окончании учебного процесса каждый обучающийся сможет выполнить бодрящую дыхательную гимнастику, применить в качестве общеукрепляющего тренажёра подручные средства (стул, карандаш, пуговицы, воздушные шары, бумагу, изготовить тренажёр самостоятельно.

Успешно усвоив весь материал программы, дети будут знать алгоритм помощи при царапинах, лёгких порезах, ушибах, головной и зубной боли, усталости и т. д.

Описание механизма реализации технологии Практики

Нормативно-правовой и документальной базой программы «Здоровейка» по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

7. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Для реализации программы «Здоровейка» необходима материально-техническая база:

1. Учебные пособия:

- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др. ;

- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др. ;

- измерительные приборы: весы, часы и их модели.

2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы «Здоровей-ка» с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

Особенности реализации программы «Здоровейка»:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа «Здоровей-ка» предназначена для обучающихся 2 класса.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Содержание программы по формированию культуры здоровья «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Содержание программы «Здоровейка» 2 класс

Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. (4 часа)

Тема 1 Что мы знаем о ЗОЖ

Тема 2 По стране Здоровей-ка

Тема 3 В гостях у Мойдодыра

Тема 4 Я хозяин своего здоровья (текущий контроль - КВН)

Раздел 2. Питание и здоровье

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. (5 часов)

Тема 1 Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь.

Тема 2 Культура питания. Этикет.

Тема 3 Спектакль «Я выбираю кашу»

Тема 4 «Что даёт нам море»

Тема 5 Светофор здорового питания (Текущий контроль знаний - викторина)

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. (7 часов)

Тема 1 Сон и его значение для здоровья человека

Тема 2 Закаливание в домашних условиях

Тема 3 День здоровья «Будьте здоровы»

Тема 4 Иммунитет

Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”

Тема 6 Спорт в жизни ребёнка

Тема 7 Слагаемые здоровья (Текущий контроль знаний - за круглым столом)

Раздел 4. Я в школе и дома

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

(6 часов)

Тема 1 Я и мои одноклассники

Тема 2 Почему устают глаза?

Тема 3 Гигиена позвоночника. Сколиоз

Тема 4 Шалости и травмы

Тема 5 «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

Тема 6 Умники и умницы (Текущий контроль знаний)

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". (4 часа)

Тема 1 Преображенский «Огородники»

Тема 2 Как защитить себя от болезни (Выставка рисунков)

Тема 3 День здоровья «Самый здоровый класс»

Тема 4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

(Текущий контроль знаний – конкурс «Разговор о правильном питании»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. (4 часа)

Тема 1 Мир эмоций и чувств

Тема 2 Вредные привычки

Тема 3 «Веснянка»

Тема 4 В мире интересного (Текущий контроль знаний - научно – практическая конференция)

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей»

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

(4 часа)

Тема 1 Я и опасность

Тема 2 Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А. Колобова «Красивые грибы»

Тема 3 Первая помощь при отравлении

Тема 4 Наши успехи и достижения (Итоговый контроль знаний – диагностика)

Количественный охват целевой группы в рамках реализации Практики

15 учащихся 2 класса, родители, учитель.

Итоги апробации/внедрения Практики

Оздоровительные результаты программы «Здоровейка»

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогают избежать опасность для жизни и здоровья, а значит, уменьшаются пропуски занятий по причине болезни и происходит увеличение;

- численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы является сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Ресурсы, задействованные в реализации Практики

Литература

Антропова, М. В., Кузнецова, Л. М. Режим дня школьника. М. : изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М. : ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Захаров. А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М. : ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

Невдахина, З. И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред. -сост. З. И. Невдахина. - Вып. 3.- М. : Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

Патрикеев, А. Ю. Подвижные игры. 1-4 класса. М. : Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М. : Владос, 2003. – 112 с.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М. : АРКТИ, 2003. – 268 с.

Степанова, О. А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с. 57.

Перспективы развития Практик

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы по формированию культуры здоровья «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.

Недостатки и трудности, с которыми пришлось столкнуться организаторам в процессе работы над Практикой

Недостатков и трудностей не было. Дети с удовольствием принимали участие во всех формах работы в данной программе (играх, беседах, в просмотрах презентаций и их обсуждении, в разыгрывании мини сценок и т. д., а также детям во всём помогали родители при подготовки к занятиям готовили им костюмы, спортивный инвентарь, поделок и т. д.

Контактные данные организации, реализующей Практику

Сведения об авторах/ инициаторах Практики

Автор Иванова Галина Анатольевна – учитель начальных классов

Аннотация к Практике

Программа по формированию культуры здоровья «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены

культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Основные принципы при формировании данной программы:

- принцип демократизации (обеспечение всем и каждому ученику одинакового доступа к занятиям, максимальное раскрытие способностей детей, использование различных методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей);

- принцип гуманизации (учёт индивидуальных способностей личности ребёнка и педагога. Он строится с учётом личного опыта и уровня достижений, их интересов и склонностей, с применением разноуровневнего по сложности материала).

Осуществление принципов демократизации и гуманизации на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых.

- деятельностный подход (ориентирование ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка, применение разнообразных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).

- расширение межпредметных связей из области разных предметов, системность и преемственность уроков физической культуры, окружающего мира, литературного чтения и технологии с внеурочными занятиями.

Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.

«Здоровейка» знакомит детей с полезными привычками как альтернатива привычкам вредным и формируют установки на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию в этот возрастной период. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. «Подвижные игры» чередуются с «Уроками Здоровья». Работа была начата в 1 классе и продолжается во 2-ом классе.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр, применение развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки, обручи, кегли и др.);

- проведение оздоровительных минуток, гимнастики, зарядки;

- организация и проведение динамических прогулок и подвижных игр на свежем воздухе в любое время года с активным использованием спортивных площадок на школьной территории;

- проведение Уроков Здоровейка в форме бесед, сюжетных и ролевых игр, викторин, инсценировок, лепки и рисования, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение отрывков произведений по темам.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста и учесть возрастные особенности.

Приложения

Здоровое питание детей

Как защитить себя от болезней.

Не трогайте руками глаза, нос и рот

Чаще мойте руки

Просмотр Презентаций

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/03/20/prezentatsiya-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-uroki-o

2.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/priezientatsiiakurokupovnieurochnoidieiatielnostikaksokhranitiukriepitsvoiozdorovie

Публикации по теме:

Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Змейка-Здоровейка»Мастер-класс изготовления дорожки здоровья «Змейка-Здоровейка» Наша «Змейка-Здоровейка» Всем ребятам нравится! Ходят детки по дорожке, Закаляют свои ножки! “Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает.

День здоровья в младшей группе «Путешествие в страну «Здоровейка».День здоровья в младшей группе «Путешествие в страну «Здоровейка». Всем известно, что 7 апреля считается Днем Здоровья. День Здоровья в младшей группе «Сказка» прошел в форме путешествия в Страну Здоровейка.

Фотоотчет о проведении Дня здоровья в средней группе Полянка «Путешествие в страну «Здоровейка»Фотоотчет о проведении Дня здоровья в средней группе Полянка «Путешествие в страну «Здоровейка» Фотоотчет о проведении дня здоровья в средней группе Полянка «Путешествие в страну Здоровейка» Автор: Бобылева Ю. В. Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Здоровейка» по формированию культуры здоровья для учащихся 2 класса
Опубликовано: 6 октября 2024 в 20:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Здоровейка» по формированию культуры здоровья для учащихся 2 класса» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Галина Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД