Светлана Бугакова
Программа занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры – одно из самых важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Публикация «Программа занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания.
План-программа на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста.
Сентябрь.
«На деревенском дворе».
Задачи. Продолжить знакомить детей с фольклором; доставить им радость от общения с русским народным творчеством, обогащать музыкальными впечатлениями; прививать детям любовь к домашним животным, птицам, изучать их образ жизни, повадки, вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Формы поведения,методы, приёмы: Фронтальное занятие. Театр игрушки.
Музыкальный материал. Русские попевки: «Петушок», «Свинка», «Овечки». Русские народные песни: «Как у наших у ворот», «Коровушка». «В огороде бел козёл», «Украл котик клубочек». Игра «Волк и гуси». Оркестровка песни «Во саду ли, в огороде».
Октябрь.
«Огород».
Задачи. Приобщать детей к народному творчеству; продолжать знакомить с огородными растениями и их значением для человека.
Формы поведения,методы, приёмы: Инсценированное занятие, фольклорный праздник; использование фланелеграфа.
Музыкальный материал. Использование фольклора: русские народные попевки
и песни - «Картошка моя». «Помидор», «Сей, сей горох», «Пойду лук я полоть», «Дождик». «Я на камушке сижу»: игра «Огуречик»
Ноябрь.
«Грибы и ягоды».
Задачи. Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни; создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах.
Формы поведения,методы, приёмы: Образный пересказ сказки.
Музыкальный материал. Использование русской народной сказки в обработке В. Даля. Русские народные попевки: «Сморчок», «Беленький груздочек». Русская народная песня «Выходили раз ребятушки.»
Декабрь.
«Зимующие птицы».
Задачи. Развивать познавательные интересы, используя фольклор; продолжать воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, зимующим птицам.
Формы поведения,методы, приёмы: Беседа с элементами яркого живого исполнения. Использование фланелеграфа.
Музыкальный материал. Народные попевки и песни: «Мороз Васильевич», "Синичка», «Гули, гули, гуленьки». «Скок, скок, поскок», «Вор-воробей». «Ворон», Летят, летят сороки»
Январь.
«Кто живёт у нас дома».
Задачи. Углублять экологические знания на основе представлений детей о домашних животных; формировать бережное отношение человека к природе, ответственность за окружающее согласно принципу «не навреди»; воспитывать сочувствие, интерес, любовь к животным и птицам, рассмотреть живой мир в экологической комнате детского сада; продолжать прививать интерес к фольклору.
Формы поведения,методы, приёмы: Беседа.
Музыкальный материал. Использование закличек, русских народных песен, попевок: «Ой, мороз», «Кач, кач», «Уж ты кисонька-коток», «Украл котик клубочек», «Черный ворон», «Ой, деточки»
Февраль.
«Путешествие в лес»
Задачи. Продолжать приобщать детей к фольклору, формировать знания о лесе, огороде, луге, развивать творческую и познавательную активность детей. Продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений
Формы поведения,методы, приёмы: Музыкальная композиция. Исполнительская деятельность.
Музыкальный материал. Русские народные песни и попевки: «Солнышко», «Во сыром бору тропин», «В темном лесе», «На зеленом лугу», «Уж ты сад.», "Земляниченька». Игры: «У медведя во бору», «Две тетери» Фольклорный репертуар: песни, частушки, заклички - «Ой, мороз». «Барыня», «Перед весной», «Светит месяц» и др.
Март.
«В гостях у Мухи-Цокотухи».
Задачи. Продолжать прививать детям любовь к живой природе, ознакомив их с фольклором, загадками. потешками, попевками о насекомых; стараться вызывать у детей эмоциональный отклик на образы народного фольклора.
Формы поведения,методы, приёмы: Музыкально-театрализованное представление (инсценировка сказки).
Музыкальный материал. Русские народные попевки: «Пчёлки». «Божья коровка», «Муха», «Паук». Русские народные песни: «Я на горку шла», «Калинка», «Комарочек», «Как у наших у ворот». Игра «Пчелка».
Апрель.
«Любите природу».
Задачи. Доставлять детям радость от пения русских народных песен; пробуждать у них желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания; учить детей наблюдать за природой и беречь ее.
Формы поведения,методы, приёмы: Экологическая сказка (музыкально-фольклорная композиция).
Музыкальный материал. Русские народные попевки и песни: «Дождик», «Радуга», «Поёт, поёт соловушка», «Солнышко-вёдрышко», «Во поле берёза стояла» .
Май.
«Цветочный бал».
Задачи. Создать детям праздничное настроение; продолжать расширять знания детей о цветах: луговых, полевых и садовых; развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие русского фольклора.
Формы поведения,методы, приёмы: Музыкально исполнительская деятельность.
Музыкальный материал. Использование фольклора. Русские народные песни: «Со вьюном я хожу», «Пчёлочка», «А я по лугу шла», «Маки-маковочки», «Уж ты сад», «Роза-берёза». Игра «Жмурки с колокольчиком».
Организованная образовательная деятельность основывается на принципах дошкольного образования, сформулированных в ФГОС ДО:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. Сотрудничество ДОО с семьей;
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.