Папки-передвижки

Программа «Юный волонтёр» для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет

Елена Долганова
Программа «Юный волонтёр» для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет

«Юный волонтер»

Возраст учащихся: 11-17 лет

Срок реализации: 1год.

Автор-составитель:

Долганова Е. Н.

2023 г.

Пояснительная записка

Программа «Я – волонтер» является программой социально-педагогической направленности и рассчитана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Программа „Юный волонтёр“ для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет» размещена в разделах

Традиции волонтерского движения в России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

Актуальность программы состоит в возможности развития гражданского и патриотического воспитания, формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Новизна программы «Я - волонтер» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки. Состав учащихся – смешанная группа.

Педагогическая целесообразность программы «Юный волонтер» заключается в возможности создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода. Разнообразие форм проведения занятий повышает интерес к волонтерской деятельности, что немаловажно для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержательными формами проведения занятий могут быть: тренинги, беседа, участие в, праздниках, изготовление подарков и др. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Цель программы : социальное становление личности через включение учащихся в социально-значимую деятельность, формирование их лидерской позиции, развитие инициативы и общественной активности, приобретение жизненного опыта.

Задачи:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Планируемые результаты реализации программы и способы их проверки

Личностные:

• формирование активной гражданской позиции;

• положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;

• научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;

• научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;

• научиться давать себе позитивную самооценку;

• научиться отстаивать свое мнение;

• научиться ставить перед собой цель и достигать ее.

Метапредметные:

• развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

• развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;

• воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;

• формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;

• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

• формирование и укрепление семейных ценностей;

• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

• формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;

• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

Предметные:

• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

• умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;

• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;

• знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности.

Программа рассчитана на возраст 11-18 лет. В течение года возможен добор детей. Групповые занятия 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы и режим занятий.

Форма – групповая. Продолжительность занятий 45 минут.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы «Я – волонтер» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль – на занятиях в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация в конце учебного года по окончании программы в виде итогового теста., промежуточная аттестация проходит в виде педагогического наблюдения.

Темы и содержание программы

1. «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения.

Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Толерантность – качество волонтёра

Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра? Чтение и обсуждение художественных произведений.

3. Тренинг : «Я и команда».

Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Тренинг

4. 12 ноября – Синичкин день.

Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц. Рисование синички-эмблемы.

5. Изготовление для мам подарков ко Дню матери. Букет астр. Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона.

6. Международный день милосердия. «Будьте милосердным»

Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение.

7. Всемирный день волонтёров.

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее. Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы.

8. Акция «Покормите птиц зимой»

Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц. Развешивание кормушек, привезённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц.

9. Изготовление новогодних игрушек из бросового материала Участие в беседе о Новом 2024- годе дракона Изготовление новогодних игрушек и символе года

10. Акция «Вахта памяти».

Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними. Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него.

11. Изготовление игрушек для детей дошкольной группы детского сада

Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних игрушек, об изготовлении игрушек детям дошкольной группы дет. сада, самооценка и анализ работ. Изготовление игрушек и вручение их малышам дошкольной группы детского сада.

12. Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми 1группы.

Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами1 группы. Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми 1 группы.

13. Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их с Днём защитника Отечества

Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, самооценка и анализ работ. Изготовление открыток, подготовка стихов детьми; вручение открыток труженикам тыла и поздравление.

14. Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их.

15. Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки»

Участие в беседе, участие в спортивных соревнованиях

Изготовление буклетов по ЗОЖ

16. Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. Ремонт книг

17. Акция «Мой двор, моя улица»

Оформление листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты.

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц села.

Оформление листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты. Уборка мусора на школьной территории.

18. Участие к акции «Ветеран живёт рядом»

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материала,самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их.

19. Безопасность подростков в сети интернет

Участие в беседе. Цель: ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете. - «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»

20. Итоговое занятие. Какой я волонтер?

(анкетирование) Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка.

Выполнение анкеты.

Учебный план

Тема занятия

Количество часов Формы аттестации/контроля

теория практика всего

1 «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. 0,3 0,7

1 Беседа

2 Толерантность – качество волонтёра 0,3 0,7 1 Коллективная рефлексия

3 Тренинг : «Я и команда». 0,3 0,7 1 Беседа

4 12 ноября – Синичкин день. 0,3 0,7 1 Творческая работа

5 Изготовление для мам подарков ко Дню матери. Букет астр. 0,3 0,7 2 Акция

6 Международный день милосердия. «Будьте милосердным» 1 2 1 Творческая работа

7 Всемирный день волонтёров. 0.3 0.7 2 Акция

8 Акция «Покормите птиц зимой» 1 1 Беседа

9 Изготовление новогодних игрушек из бросового материала 0,3 0,7 2 Акция

10 Акция «Вахта памяти». 0.3 0.7 1 Исследование

11 Изготовление игрушек для детей дошкольной группы детского сада 0,3 0,7 1 Акция

12 Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми 1группы. 0,3 0,7 1 Беседа

13 Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их с Днём защитника Отечества 0,3 0,7 1 Творческая работа

14 Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём 0,3 0,7 1 Творческая работа

15 Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» 0,3 0,7 1 Творческая работа

16 02.04-Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки 0,3 0,7 1 Беседа

17 Акция «Мой двор, моя улица» 0,3 0,7 1 Творческая работа

18 Участие к акции «Ветеран живёт

рядом

0,3 0,7 1 Творческая работа

19 Безопасность подростков в сети интернет 0,3 0,7 1 Творческая работа

20 Итоговое занятие. Какой я волонтер? 0,3 0,7 1 Беседа

Информационное обеспечение:

Институт волонтёрства https://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

Союз волонтерских организаций и движений https://volontery.ru/

Устав волонтера https://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

Волонтёрское движение “Милосердие” https://www.miloserdie-nn.ru/

Тест для промежуточной аттестации обучающихся

по адаптированной программе «Юный волонтёр»

Выберите правильный ответ, подчеркнув его:

1. Человек, добровольно занимающийся общественно – полезной деятельностью …

1. Волонтер

2. Учитель

3. Бизнесмен

4. Врач

Ответ: Волонтёр

2. Кто может стать волонтером?

1. Человек, имеющий высшее образование

2. Любой человек от (14 лет)

3. Любой человек от (18 лет)

ОТВЕТ: Можно быть самостоятельным волонтером с 14 лет. До этого возраста вы можете принимать участие в волонтерских мероприятиях вместе с одним из родителей.

3. Слово волонтер произошло от французского слова, которое в переводе означает…

1. Помощник

2. Доброволец

3. Активист

ОТВЕТ: Слово волонтер произошло от французского vоlоntаiге, которое в свою очередь произошло от латинского vоluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

4. Какое движение в пионерии стало основой для волонтерской деятельности?

1. Аленкино движение

2. Ивановское движение

3. Тимуровское движение

4. Татьянино движение

ОТВЕТ: ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п.

5. Международный день добровольцев празднуется:

1. 8 июня

2. 5 сентября

3. 5 декабря

ОТВЕТ: В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.

Критерии оценивания:

- низкий уровень: 0 – 1 правильных ответов;

- средний уровень: 2 правильных ответа;

- высокий уровень: 3 – 4 правильных ответа.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитииПоделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитии Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Туесок с ягодами» с детьми с умственной отсталостью в развитииКонспект занятия по аппликации с элементами рисования «Туесок с ягодами» с детьми с умственной отсталостью в развитии Цель: создать изображения аппликации ягод в туеске. Задачи: 1. Расширять представление детей о ягодах, времени года - лето. 2. Развивать.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии»Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии» Консультация для педагогов " Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии". Художественно- эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный волонтёр» для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 21:42
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД