Елена Долганова
Программа «Юный волонтёр» для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Юный волонтер»
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1год.
Автор-составитель:
Долганова Е. Н.
2023 г.
Пояснительная записка
Программа «Я – волонтер» является программой социально-педагогической направленности и рассчитана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Программа „Юный волонтёр“ для обучающихся с умственной отсталостью 11–17 лет» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Традиции волонтерского движения в России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
Актуальность программы состоит в возможности развития гражданского и патриотического воспитания, формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Новизна программы «Я - волонтер» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки. Состав учащихся – смешанная группа.
Педагогическая целесообразность программы «Юный волонтер» заключается в возможности создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода. Разнообразие форм проведения занятий повышает интерес к волонтерской деятельности, что немаловажно для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержательными формами проведения занятий могут быть: тренинги, беседа, участие в, праздниках, изготовление подарков и др. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Цель программы : социальное становление личности через включение учащихся в социально-значимую деятельность, формирование их лидерской позиции, развитие инициативы и общественной активности, приобретение жизненного опыта.
Задачи:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Планируемые результаты реализации программы и способы их проверки
Личностные:
• формирование активной гражданской позиции;
• положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
• научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
• научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
• научиться давать себе позитивную самооценку;
• научиться отстаивать свое мнение;
• научиться ставить перед собой цель и достигать ее.
Метапредметные:
• развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
• развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
• воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
• формирование и укрепление семейных ценностей;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
• формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
Предметные:
• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
• умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
• знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности.
Программа рассчитана на возраст 11-18 лет. В течение года возможен добор детей. Групповые занятия 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы и режим занятий.
Форма – групповая. Продолжительность занятий 45 минут.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы «Я – волонтер» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль – на занятиях в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация в конце учебного года по окончании программы в виде итогового теста., промежуточная аттестация проходит в виде педагогического наблюдения.
Темы и содержание программы
1. «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения.
Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Толерантность – качество волонтёра
Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра? Чтение и обсуждение художественных произведений.
3. Тренинг : «Я и команда».
Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Тренинг
4. 12 ноября – Синичкин день.
Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц. Рисование синички-эмблемы.
5. Изготовление для мам подарков ко Дню матери. Букет астр. Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона.
6. Международный день милосердия. «Будьте милосердным»
Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. Просмотр видеофильмов,
чтение художественных произведений, обсуждение.
7. Всемирный день волонтёров.
Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее. Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы.
8. Акция «Покормите птиц зимой»
Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц. Развешивание кормушек, привезённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц.
9. Изготовление новогодних игрушек из бросового материала Участие в беседе о Новом 2024- годе дракона Изготовление новогодних игрушек и символе года
10. Акция «Вахта памяти».
Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними. Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него.
11. Изготовление игрушек для детей дошкольной группы детского сада
Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних игрушек, об изготовлении игрушек детям дошкольной группы дет. сада, самооценка и анализ работ. Изготовление игрушек и вручение их малышам дошкольной группы детского сада.
12. Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми 1группы.
Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами1 группы. Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми 1 группы.
13. Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их с Днём защитника Отечества
Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, самооценка и анализ работ. Изготовление открыток, подготовка стихов детьми; вручение открыток труженикам тыла и поздравление.
14. Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их.
15. Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки»
Участие в беседе, участие в спортивных соревнованиях
Изготовление буклетов по ЗОЖ
16. Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки
Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. Ремонт книг
17. Акция «Мой двор, моя улица»
Оформление листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты.
Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц села.
Оформление листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты. Уборка мусора на школьной территории.
18. Участие к акции «Ветеран живёт рядом»
Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материала,самооценка и анализ работ.
Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их.
19. Безопасность подростков в сети интернет
Участие в беседе. Цель: ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете. - «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»
20. Итоговое занятие. Какой я волонтер?
(анкетирование) Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка.
Выполнение анкеты.
Учебный план
№
Тема занятия
Количество часов Формы аттестации/контроля
теория практика всего
1 «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. 0,3 0,7
1 Беседа
2 Толерантность – качество волонтёра 0,3 0,7 1 Коллективная рефлексия
3 Тренинг : «Я и команда». 0,3 0,7 1 Беседа
4 12 ноября – Синичкин день. 0,3 0,7 1 Творческая работа
5 Изготовление для мам подарков ко Дню матери. Букет астр. 0,3 0,7 2 Акция
6 Международный день милосердия. «Будьте милосердным» 1 2 1 Творческая работа
7 Всемирный день волонтёров. 0.3 0.7 2 Акция
8 Акция «Покормите птиц зимой» 1 1 Беседа
9 Изготовление новогодних игрушек из бросового материала 0,3 0,7 2 Акция
10 Акция «Вахта памяти». 0.3 0.7 1 Исследование
11 Изготовление игрушек для детей дошкольной группы детского сада 0,3 0,7 1 Акция
12 Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми 1группы. 0,3 0,7 1 Беседа
13 Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их с Днём защитника Отечества 0,3 0,7 1 Творческая работа
14 Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём 0,3 0,7 1 Творческая работа
15 Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» 0,3 0,7 1 Творческая работа
16 02.04-Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки 0,3 0,7 1 Беседа
17 Акция «Мой двор, моя улица» 0,3 0,7 1 Творческая работа
18 Участие к акции «Ветеран живёт
рядом
0,3 0,7 1 Творческая работа
19 Безопасность подростков в сети интернет 0,3 0,7 1 Творческая работа
20 Итоговое занятие. Какой я волонтер? 0,3 0,7 1 Беседа
Информационное обеспечение:
Институт волонтёрства https://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
Союз волонтерских организаций и движений https://volontery.ru/
Устав волонтера https://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
Волонтёрское движение “Милосердие” https://www.miloserdie-nn.ru/
Тест для промежуточной аттестации обучающихся
по адаптированной программе «Юный волонтёр»
Выберите правильный ответ, подчеркнув его:
1. Человек, добровольно занимающийся общественно – полезной деятельностью …
1. Волонтер
2. Учитель
3. Бизнесмен
4. Врач
Ответ: Волонтёр
2. Кто может стать волонтером?
1. Человек, имеющий высшее образование
2. Любой человек от (14 лет)
3. Любой человек от (18 лет)
ОТВЕТ: Можно быть самостоятельным волонтером с 14 лет. До этого возраста вы можете принимать участие в волонтерских мероприятиях вместе с одним из родителей.
3. Слово волонтер произошло от французского слова, которое в переводе означает…
1. Помощник
2. Доброволец
3. Активист
ОТВЕТ: Слово волонтер произошло от французского vоlоntаiге, которое в свою очередь произошло от латинского vоluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.
4. Какое движение в пионерии стало основой для волонтерской деятельности?
1. Аленкино движение
2. Ивановское движение
3. Тимуровское движение
4. Татьянино движение
ОТВЕТ: ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п.
5. Международный день добровольцев празднуется:
1. 8 июня
2. 5 сентября
3. 5 декабря
ОТВЕТ: В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.
Критерии оценивания:
- низкий уровень: 0 – 1 правильных ответов;
- средний уровень: 2 правильных ответа;
- высокий уровень: 3 – 4 правильных ответа.