Приложение МААМ

Программа «Этикет» для второй младшей группы

Дарья Тюсина
Программа «Этикет» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.

Главное, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Публикация «Программа „Этикет“ для второй младшей группы» размещена в разделах

Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.

Данная программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников и разработана в соответствии с ФГОС.

2. Направленность программы – социально-коммуникативное развитие (введение детей в установленный в обществе порядок поведения).

3. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает :

- формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям;

- возможность научить не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать;

- привитие коммуникативных навыков;

- различные способы общения и выхода из сложной ситуации;

- ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.

4. Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.

5. Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело.

6. Цель программы :

формирование развитых коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.

7. Задачи:

Обучающие:

Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;

обучать детей правильному поведению в социуме, прививать устойчивые нормы поведения;

научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

учить сохранять правильную осанку во время еды.

Развивающие:

формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим.

развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

Воспитательные:

воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;

помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;

сформировать навыки культурного общения;

формировать коммуникативные навыки.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

Даннаяпрограммаучитывает рассмотрение с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

8. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеобразовательной общеразвивающей программы – 3-4года

9. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа кружка «Веселый этикет» рассчитана на1 год обучения – 18 часов.

10. Форма и режим занятий.

- беседа;

- рассказ воспитателя из личного опыта;

- чтение художественной литературы;

- познавательный рассказ взрослого из истории этикета;

- поощрение;

- обыгрывание ситуаций, игры;

- практические действия с каждым ребёнком.

Формы проведения занятий.

- беседа;

- занятие-игра;

- игра-путешествие;

- мастер-класс;

- наблюдение;

- экскурсия.

чтение художественной литературы

11. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предметные результаты:

- сформированное значение роли этикета в жизни людей;

- доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

- сформированные навыки поведения в общественных местах;

- следование правилам поведения в различных ситуациях;

- сформированный навык сервировки стола;

- умение пользоваться столовыми приборами.

Обучающиеся будут знать:

Обучающиеся научатся:

- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

- беречь вещи, приводить их в порядок;

- достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;

- сервировать стол.

Способы определения результативности.

1. Педагогическое наблюдение.

Фамилия, имя,

отчество

Культура поведения за столом

Культурно-гигиенические навыки

Культура общения, речевой этикет

Поведение в природе

начало учебного года конец года начало учебного года конец года начало учебного года конец года начало учебного года конец года

Виды контроля

Время проведения Цель проведения Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года Определение уровня развития детей, их творческих способностей Беседа, опрос, диагностика,

педагогическое наблюдение

Текущий контроль

В течение всего учебного года Определение степени усвоения воспитанниками материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения Наблюдение, опрос, беседа, самоанализ, моделирование, игровые ситуации, задания, игра-испытание, вопрос-ответ.

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения блока Определение степени усвоения воспитанниками учебного материала. Определение результатов обучения. Наблюдение, опрос, беседа, самоанализ, моделирование, игровые ситуации, задания, игра-испытание, вопрос-ответ,

В конце учебного года

В конце учебного года Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования методов обучения. Итоговое занятие, опрос, беседа, диагностика,

педагогическое наблюдение.

Форма подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы – итоговое занятие. Оно является контрольными служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.

Учебный план

№ Наименование темы Количество занятий Формы контроля

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие, педагогическая диагностика

1

0,5

0,5 Опрос, педагогическоенаблюдение

2. Адаптация «Знакомство»

4

2

2 Беседа, наблюдение, моделирование, игровые ситуации

3. «Повседневный этикет»

7

3

4 Наблюдение, опрос, игра-испытание, моделирование, игровые ситуации, вопрос-ответ

4. «Поведение в общественных местах»

5 Моделирование, игровые ситуации, самоанализ, опрос

5. «Я общаюсь со взрослыми»

5 Игровые ситуации, наблюдение, вопрос-ответ, самоанализ, задания

6. «Природа и я»

4

1

3 Вопрос-ответ, моделирование, наблюдение, опрос

7. «В мире волшебных слов»

3

1

2 Моделирование, вопрос-ответ, игровые ситуации, наблюдение

8. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета»

Диагностика

1

0,5

0,5

Открытое занятие, педагогическое наблюдение

Итого 36 14 22

Содержание учебного плана

Вводная занятие, педагогическая диагностика – 1 час.

Определение уровня знаний детей, развитие коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.

Практика: опрос, педагогическое наблюдение.

Блок 1 Адаптационный – «Знакомство» - 4часа.

Включает в себя следующие темы по развитию коммуникативных способностей детей, речевому общению:

1. «Знакомство».

2. «Что такое этикет».

3. «Какие слова помогают нам общаться?»

4. «Я знакомлюсь с новыми друзьями».

Речевая деятельность: умение говорить и слушать как взрослых, так и своих друзей. Понятие «этические нормы речевого поведения» (слова, мимика, поза, содержание речи, тон, выбор выражений).

Практика: беседа, чтение художественной литературы, игра-путешествие, познавательный рассказ, дидактические игры.

Блок 2 «Повседневный этикет» - 7 часов.

Темы: «Я дома», «Я в детском саду», «Поведение за столом», «У тебя в гостях друг», «Здравствуйте!», «До свиданья!».

Позволять детям овладеть этикетными нормами поведения за столом, в детском саду, дома, а также знакомят с этикетными формами приветствий, обращений, извинений, благодарности, выразить просьбу или совет, утешить в трудную минуту или пригласить его к себе в гости.

Практика: беседа, сюжетно-ролевая игра, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, викторина, дидактические игры.

Блок 3 «Поведение в общественных местах» - 8 часов.

Темы: «Поведение в общественных местах». В транспорте, «Поведение у театральной кассы», «В цирке, в кино, в театре»,«В поликлинике», «В детской библиотеке», «Поведение в кафе», «В парикмахерской», Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…».

Включает в себя восемь тем, все они позволяют овладеть базовыми формами этикетного общения со взрослыми, правильно использовать в разговорных ситуациях этикетные формы речи. Работа над активным этикетным словарём : этикетные стереотипы, выбор формы с учётом ситуации общения и культуры поведения.

Практика: обыгрывание ситуаций, игра-путешествие, экскурсия, занятие игра, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Блок 4 «Я общаюсь с взрослыми» - 8 часов.

Темы: «Я общаюсь со взрослыми», «Вежливая просьба», «Слова благодарности», В гостях у Айболита. «Заболела мамочка…», «Старшие и младшие», «Разговор с незнакомыми на улице», «Обращение к взрослому знакомому», «Разговор по телефону. Вежливые слова».

Позволяет закрепить этикетные формы общения, усвоенные этикетные стереотипы предыдущего блока, а также этот блок предполагает овладение детьми этикетными формами общения в определё нных конкретных ситуациях на основе ролевых позиций: взрослый и ребёнок. Данный блок больше включает в себя моментов диалогической театральной драматизации как по тексту предложенному педагогом. Так и из личного опыта детей.

Практика: беседа, викторина, круглый стол, занятие-игра, обыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Блок 5 «Природа и я» - 4 часа.

Темы: «Природа и я», «Разговор о животных и с животными», «Ядовитые растения и грибы», «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат».

Включённые темы позволяют продолжить эколого-валеологическую направленность действий детей в природе. Так как с возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуация усложняется, то есть смысл данный блок построить не только на речевом общении с детьми, но и включить просмотры видеокассет эколого-нравственной направленности, где дети бы имели возможность «покритиковать» действия взрослых в природе.

Практика: круглый стол, КВН, викторина, игра-путешествие, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Блок 6 «В мире волшебных слов» - 3 часа.

Темы:«Волшебные слова», «Мои любимые праздники», «Игры с гостями. Подарки, сюрпризы».

Темы блока позволяют подвести итог тому, над чем работал педагог: простым оперированием в различных ситуациях этикетными формами общения.

Практика: КВН, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета». Педагогическая диагностика – 1 час.

Выявление уровнясформированности у детей представления о этикете, овладение навыками вежливости, использование в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Возможность видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Практика: открытое занятие, опрос, педагогическое наблюдение.

Календарный учебный график

№ Число, месяц Время проведения

занятия Форма

занятия Кол-во

часов Тема

занятия Место проведе-ния Форма контроля

1. 05.09.17 15.15. Беседа 1 Вводное занятие Педагогическая диагностика Группа Опрос

2. 12.09.17 15.15. Беседа 1 «Знакомство»

Группа Беседа

3. 19.09.17 15.15. Игра- путешествие 1 «Что такое этикет» Группа Моделирование

4. 26.09.17 15.15. Познавательный рассказ 1 «Какие слова помогают нам общаться?» Группа Игровыеситуации

5. 03.10.17 15.15. Сюжетно-ролевая игра 1 «Я познакомился с новыми друзьями» Группа Наблюде-ние

6. 10.10.17 15.15. Беседа 1 «Я дома» Группа Опрос

7.

17.10.17 15.15 Сюжетно-ролевая игра 1 «Я в детском саду» Группа Игра-

испыта-

ние

8. 24.10.17 15.15. Мастер–класс 1 «Поведение за столом» Группа Наблюде-ние

9. 31.10.17 15.15. Обыгрывание ситуаций 1 «У тебя в гостях друг» Группа Игровыеситуации

10 07.11.17 15.15. Чтение художественной литературы 1

«Здравствуйте!» Группа Моделирование

11 14.11.17 15.15. Беседа 1 «До свидания!» Группа Моделирование

12

21.11.17 15.15. Викторина 1 «Уроки здоровья». «В гостях у доктора Айболита» Группа Вопрос-ответ

13 28.11.17 15.15. Обыгрывание ситуаций 1 «Поведение в общественных местах». В транспорте Группа Самоана-лиз

14 05.12.17 15.15. Игра- путешествие 1 «Поведение у театральной кассы» Группа Игровыеситуации

15 12.12.17 15.15. Экскурсия 1 «В цирке, в кино, в театре» Группа Моделирование

16 19.12.17 15.15. Обыгрывание ситуаций 1 «В поликлинике» Группа Опрос

17 26.12.17 15.15. Экскурсия 1 «В детской библиотеке» Группа Наблюде-ние

18 09.01.18 15.15. Игра- путешествие 1 «Поведение в кафе» Группа Игровыеситуации

19 16.01.18 15.15. Занятие-игра 1 «В парикмахерской» Группа Опрос

20 23.01.18 15.15. Обыгрывание ситуаций 1 Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…» Группа Наблюде-ние

21 30.01.18 15.15 Беседа 1 «Я общаюсь со взрослыми» Группа Вопрос- ответ

22 06.02.18 15.15 Викторина 1 «Вежливая просьба» Группа Игровыеситуации

23 13.02.18 15.15 Круглый стол 1 «Слова благодарности» Группа Самоана-лиз

24 20.02.18 15.15 Беседа 1 В гостях у Айболита. «Заболела мамочка…» Группа Игровыеситуации

25 27.02.18 15.15 Занятие-игра 1 «Старшие и младшие» Группа Самоанализ

26 06.03.18 15.15 Обыгрывание ситуаций 1 «Разговор с незнакомыми на улице» Группа Задания

27 13.03.18 15.15 Сюжетно-ролевая игра 1 «Обращение к взрослому знакомому» Группа Вопрос- ответ

28 20.03.18 15.15 Занятие-игра 1 «Разговор по телефону. Вежливые слова» Группа Игровыеситуации

29 27.03.18 15.15 Круглый стол 1 «Природа и я» Группа Наблюде-ние

30 03.04.18 15.15 КВН 1 «Разговор о животных и с животными» Группа Вопрос- ответ

31 10.04.18 15.15 Викторина 1 «Ядовитые растения и грибы» Группа Опрос

32 17.04.18 15.15 Игра- путешествие 1 «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат» Группа Наблюде-ние

33 24.04.18 15.15 КВН 1 «Волшебные слова» Группа Вопрос- ответ

34 08.05.18 15.15 Мастер–класс 1 «Мои любимые праздники» Группа Игровыеситуации

35 15.05.18 15.15 Обыгрывание ситуаций 1 «Игры с гостями. Подарки, сюрпризы» Группа Моделирование

36 22.05.18 15.15 Игра 1 Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета»

Педагогическая диагностика Группа Откры-

тое занятие

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы :

-разработкиконспектов, игр, ситуаций, бесед, экскурсий;

- памятки для родителей, консультации для воспитателей, анкеты, викторины;

- дидактические игры, художественная литература

Список литературы:

• Безгина О. Ю. «Речевой этикет»Мозака-Синтез М. 2004

• Белая В. Г. «Ребенок за столом» Сфера М. 2006

• Беспалова О. Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона» Скит В. 1994

• Есина Л. Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» М. 2008

• Курочкина И. Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2007

• Меремьянина О. Р. «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» Учитель В. 2012

• Метенова Н. М. «Уроки вежливости» Я. 2000

• Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М. 2007

• Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М. 2006

• Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М. 2010

• Шипицына Л. М. «Азбука общения» Детство-Пресс С. -П. 2000

Публикации по теме:

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Этикет с малых лет» Проект: «Этикет с малых лет» Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифи-кационной категории Краткая аннотация.

Программа дополнительного образования для второй младшей группы «Умные пальчики»Программа дополнительного образования для второй младшей группы «Умные пальчики» Программа дополнительного образования детей «Умные пальчики» Возраст детей 3-4 года Срок реализации программы 1 год. Пояснительная записка.

Программа кружка подвижных игр «Непоседы» для детей второй младшей группы Пояснительная записка. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей второй младшей группы Программа Кружок по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей 2 младшей группы Воспитатель: Малахова Н. А Список детей График.

Программа «Речевой этикет и этикет поведения» ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ.

Рабочая программа для второй младшей группы на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа для 2 младшей группы № 1 «Цветик-семицветик» разработанная в соответствии.

Рабочая программа на осень для второй младшей группы 03 – 09 сентября (1 неделя) Тема: «День знаний» Цель: вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа для второй младшей группы на 2017–2018 год. Работа с родителями Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:.

Рабочая программа для второй младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида» ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом Заведующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Этикет» для второй младшей группы
Опубликовано: 13 января 2019 в 22:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Этикет» для второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Тюсина (УИ 1011966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД