Романова Яна
Рабочая программа для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Заведующая МБДО
протокол № ___ «Детский сад
«___» ___ 20 г. комбинированного вида»
___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Почемучки» (3-4 года)
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составители: Романова Я. В. – воспитатель
Кемерово 2017
№ п/п СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи рабочей программы 3
Публикация «Рабочая программа для второй младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
1.3 Принципы и подходы к формированию программы 4
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 5
1.5 Система мониторинга освоения программы 6
1.6 Планируемые результаты освоения Программы 8
2 Содержательный раздел 13
2.1 Особенности осуществления образовательного процесса 13
2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 19
2.2.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 19
2.2.2 Образовательная область «Познавательное развитие» 22
2.2.3 Образовательная область «Речевое развитие» 26
2.2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 28
2.2.5 Образовательная область «Физическое развитие» 33
2.3 Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям 36
2.4 Тематическое планирование образовательной деятельности 47
3 Организационный раздел 51
3.1 Расписание образовательной деятельности 51
3.2 Режим дня 51
3.3 Модель двигательного режима 53
3.4 Особенности организации предметно-пространственной среды 53
3.5 Перечень методических пособий 56
Список литературы 59
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (Далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 116 «Детский сад комбинированного вида» (далее МБДОУ № 116, в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса второй младшей гр
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ.
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).
• Устав
Информация о группе
Воспитанников – 23 человек, из них мальчиков – 15 человек, девочек – 8 человек.
1 группа здоровья - человек.
2 группа здоровья – человек.
3 группа здоровья – человек.
1.2 Цель и задачи рабочей программы
Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на :
• создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
• обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
• Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства-понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
• Уважение личности ребёнка.
• Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Основные принципы дошкольного образования:
• Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Сотрудничество ДОУ с семьёй.
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
• Возрастная адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. – В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
1.5 Система мониторинга освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) направлена на осуществление оценки индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работников в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных целей:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
2. оптимизации работы с группой детей.
Объектом мониторинга выступают физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка-дошкольника.
Формы мониторинга обеспечивают объективность и точность получаемых данных и включают в себя:
• Наблюдение за ребенком (в психологии) – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
• Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
• Анализ продуктов детской деятельности.
Периодичность мониторинга – два раза в год (в сентябре и мае).
В сентябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка, в рамках которого определяются:
• достижения;
• индивидуальные проблемы, проявления, требующие педагогической поддержки;
• задачи работы;
• при необходимости индивидуальная работа или индивидуальный маршрут развития ребенка на год.
В мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.
Результаты мониторинга заносятся в специальную диагностическую карту.
Степень освоения ребенком образовательной программы оценивается по специальной шкале:
Первый уровень (низкий) : ребенок демонстрирует умение действовать по образцу в стандартных условиях, но с помощью взрослого, либо с помощью наводящих вопросов.
Второй уровень (средний) : ребенок выполняет задания, используя модель, образ, схему самостоятельно, свободно, точно в соответствии с заданием.
Третий уровень (высокий) : ребенок может выполнить задание, соответствующее характеристикам следующего возрастного этапа.
Результаты мониторинга отражаются в специальных диагностических картах, где горизонтальные ячейки помогают «увидеть» общую ситуацию конкретного ребенка, а вертикальные ячейки отражают картину всей группы в целом.
1.6 Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №116 «детский сад комбинированного вида»
2 С. Г. Якобсон, Г. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, «Издательство Просвещение», 2014
3 В. Н. Матова – Краеведение в детском саду-Издательство «Детство -пресс», 2015
4 Р. С. Буре – Социально-нравственное воспитание дошкольников – М. : Мозаика – Синтез, 2016
5 Колесникова – Математика для детей 3-4 лет, ТЦ «Сфера», 2016
6 Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина, Интеграция в воспитательно -образовательной работе детского сада, М. : Мозаика-Синтез,2015
7 Л. В. Куцакова – Трудовое воспитания в детском саду, М. : Мозаика-Синтез 2016
8 Л. В. Абрамова. И. Ф. Слепцова - Социально-коммуникативное развитие дошкольников, М. : Мозаика-Синтез, 2017
9 О. С. Ушакова – Развитие речи детей 3-5 лет, М. : ТЦ «Сфера», 2016
10 О. С. Ушакова - Программа развития речи дошкольников, М. : ТЦ «Сфера», 2017
11 Громова О. Е., Кабушко А. Ю., Соломатина Г. Н. Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет, М. : ТЦ «Сфера», 2017
12 А. Деркунская – Проектная деятельность дошкольника, М. : Центр педагогического образования 2016
13 А. Лыкова - Изобразительная деятельность в детском саду вторая младшая группа, М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017
14 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с.
15 Бережнова О. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144с.
16 Конституция РФ, ст. 43, 723
17 Конвенция о правах ребёнка (1989г)
18 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
19 СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
20 ФГОС ДО, приказ №1155, от 17.10.2013г.