Жанна Каирова
Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Педагог дополнительного образования Ж. К. Каирова
Санкт-Петербург
2018г.
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Пояснительная записка
Публикация «Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста „Маленький исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Жизнь становиться разнообразней и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует не стандартных решений от человека, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Федеральные государственные требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) предполагают поиск форм организации деятельности ДОУ, методов, приемов работы с детьми.
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Задачи в зависимости от возраста воспитанников :
1.1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
1.2. Расширять представления детей о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развивать ориентировку в их свойствах (химических и физических).
1.3. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельной познавательной деятельности.
1.4. Продолжать учить детей пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
1.5. Развивать у детей умственные способности, совершенствовать аналитическое восприятие стимулировать интерес к познанию.
1.6. Осуществлять социально-личностное развитие воспитанников.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Для развития личности дошкольника имеет значение усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и решение следующих задач:
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости
• Развитие внимания; зрительной, слуховой.
Опытно - экспериментальная деятельность разделена на направления
• Живая природа: характерные особенности сезона, многообразие живых организмов и приспособленность к окружающей среде.
• Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом их реализации
• (информационные, действенно - мыслительные, преобразовательные)
Месяц Природная среда Темы игр-экспериментов
Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
Октябрь ВОДА Узнаем, какая вода Разноцветные следы «Вот какая пена» Игры с водой
Ноябрь ВОЗДУХ Что в пакете? Игры с
соломинкой и шариком «Ветер по морю гуляет» Воздух повсюду
Декабрь ЗВУК Что звучит? Кто позвал? Музыка или шум? Как много
разных
звуков
Январь ПЕСОК Знакомство с песком Мокрый - сухой. Песочные человечки Песочный праздник
Февраль ВОДА «Куда
спряталась
снежинка?» «Льдинки». «Волшебные узоры» Почему грустят льдинка и снежинка?
Март РАСТЕНИЯ Наблюдение за ветками Какие бывают
семена.
(овес) Наблюдение за прорастанием семян (овес) Уход за растениями в уголке природы
Апрель БУМАГА Какая бывает бумага? Бумажное платье для куклы Маши Свойства бумаги Моя
любимая книжка
Май ТЕПЛОТА Опыты с водой Как
«одеваются» белка и зайка Какая бывает одежда? Оденем куклу на прогулку
Месяц Природная среда Темы игр-экспериментов
• Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
Октябрь ВОДА Путешествие с капелькой Вода
прозрачная, может менять цвет Значение воды в жизни растений Игра
«Водяной» у нас в гостях
Ноябрь ВОЗДУХ Ветер, ветер, ветерок Поиск воздуха Летающие семена Воздух повсюду
Декабрь ЖИВОТНЫЕ Кошкина шуба Плавающее перо Тепло - холодно Зачем зайчишке другая шубка?
Январь СНЕГ и ЛЕД Какие разные снежинки Льдинка и снежинка Вода, снег, лед Разноцветные льдинки
Февраль Металл Дерево пластмасса «Железная дорога»
металл (свойства) Барышни- матрешки
дерево (свойства) Любимые игрушки
пластмасса (свойства) Оденем куклу
Машу
на прогулку
ткань (свойства)
Март РАСТЕНИЯ Где прячутся детки? У кого какие детки Как
развивается растение? Что любят растения?
Апрель ПЕСОК Таинственные картинки Я повар (формочки) Песочная страна Цветной песок
Май ЖИВОТНЫЕ Почему птицы могут летать? Где живут птенцы? Зачем утке и лягушке такие лапки? Как
спрятаться бабочкам?
Месяц Природная среда Темы игр-экспериментов
Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
Октябрь ВОДА Какая
бывает вода Вода -
растворитель.
Очищение
воды Путешествие капельки Почему не
тонут
корабли?
Ноябрь ЖИВАЯ ПРИРОДА Почему
летают
Птицы? Почему не тонет утка? Какие разные семена? Удивительная почва
Декабрь СИЛА ТЯГОТЕНИ
МАГНИТ
СТЕКЛО Сила тяготения Почему реки не текут вспять Испытание магнита Магниты- волшебники Притягиваются - не
притягиваются Волшебные стеклышки
Январь СВОЙСТВА и
ЯВЛЕНИЯ Хитрости инерции Что такое масса? Чем можно
измерить
длину?
Февраль ВОЗДУХ Воздух (парашют) Где теплее? Ветер в комнате Вертушка
Март ЭЛЕКТРИ-ЧЕСТВО Волшебный шарик Чудо - прическа Как увидеть и
услышать
электричество Почему поет пластинка?
Апрель КОСМОС ВУЛКАН ГОРЫ Почему в космос летают на ракете? Как
происходит извержение вулкана? Как появляются горы? Все обо всем
Май СВОЙСТВА и
ЯВЛЕНИЯ Что такое молния? Секретные записки Как образуются острова Радуга на стенке
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Формы работы
с детьми
Время в режиме дня
Группы
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Дли-тель-ность мин Количество в год Длительность мин Коли-чество за год Длительность мин Коли чество в год Длительность мин Коли-чество в год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Познаватель-
ная ситуация или ее часть
1 раз в неделю 10-12 2-3
16 16
3-4 16
3 15-20 4-5 16 16 20-25 4-5 16 10
Совместная исследователь-ская
деятельность взрослого
с детьми (опыты, эксперименты) 1 раз в неделю как
предварительная работа (на усмотрение педагога)
5-10
16
10-12
16
12 - 15
16
15-20
16
Наблюдение, труд
в уголке природы и на участке Время
отведенное для труда и наблюдения в уголке природы, на участке
2-3
10
3-4
10
4-5
27
5-7
27
Развлечения Во время, отведенное для развлечений
10
4
15-20
4
15-20
4
15-20
4
Приложение № 2
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Партнерство с семьями воспитанников в рамках
Программы «ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
Педагог дополнительного образования
Ж. К. Каирова
Санкт-Петербург
2018г.
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями включают в себя как коллективные, так и различные индивидуальные формы работы с каждым их них.
Помимо традиционных форм работы активно используются инновационные формы и методы.
Формы работы с семьями воспитанников:
• Презентация ДОУ, возрастной группы, педагогического проекта, достижений детей, и т. д. ;
• Фотомонтажи различной тематики
• Выставки детских работ.
• Киноуниниверситеты;
• Школы для родителей;
• Информационные бюллетени;
• Наглядно-информационные формы работы: папки-пердвижки,стенды.
• Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
• Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных
• Организация Дней открытых дверей. Активизация деятельности Телефона
доверия;
• Совместное проведение досуга;
• Целевые и спонтанные беседы- встречи с членами семей воспитанников.
• Театрализованные представления для детей с участием родителей;
• Организация конкурсов семейных талантов составление семейных альбомов;
• Оформление портфолио ребенка.
• Организация совместных походов в лес;
• Педагогическое просвещение родителей.
• Родительские гостиные- встречи родителей с гостями ДОУ;
• «воспитание» родителей (школа игры, групповые семинары, практикумы);
• Родительские собрания;
• Посещение семьи.
• Анализ семейных воспитательных ситуаций.
• Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня родительской компетентности;
Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
Повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Улучшение эмоционального климата в семье;
Повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов педагогов, родителей с детьми.