Ольга Ромашова
Программа взаимодействия с семьями воспитанников младшей — средней группы
Пояснительная записка
Программа взаимодействия с семьями воспитанников (далее - Программа) является документом, представляющим модель или план-программу взаимодействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №115» комбинированного вида (далее – Учреждение) с семьей
Публикация «Программа взаимодействия с семьями воспитанников младшей — средней группы» размещена в разделах
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками. И сотрудничество ДОУ с родителями просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможного разумного воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не умеют воспитывать, другие не хотят, третьи не знают как.
Во всех случаях современным родителям нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Программа взаимодействия с семьями воспитанников составлена на основе ООП ДОУ.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях.
---Аналитическое
Цель: изучение семьи, её особенностей.
--- Наглядно-информационное
Цель: ознакомление с результатами работы ДОУ, повышение педагогической культуры родителей.
---Познавательно - досуговое
Цель: совместная подготовка и проведение мероприятий с родителями и детьми.
Цель :создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания, привлечение родителей к активному участию образовательного процесса в группе.
Основные задачи взаимодействия
Изучение отношение родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
Знакомство с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества;
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ (городе, области);
Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Перспективный план партнерского взаимодействия с родителями
Названия мероприятия
Цель проведения мероприятия
Сроки
Беседа «Давайте познакомимся»
- получение информации о ребенке и его семье;
Сентябрь
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»
-получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада;
Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей
Знакомство родителей с основными документами МБДОУ, получение первоначальных сведений о семье.
Фотовыставка «Летние деньки».
-привлечения родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
- выявление и пропаганда семейного опыта организации и проведения летнего отдыха детей.
Групповое собрание «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
-знакомство родителей с правилами посещение детского сада,
- знакомство с задачами обучения и воспитания на год;
Музыкальное развлечение
«Катенька и зонтик»
-развитие эмоционального взаимодействия родителей детей, работников ДОУ;
Октябрь
Наглядная информация «Осенняя палитра».
- предложить родителям понаблюдать за изменениями в природе в осеннее время года.
Выставка детских работ «Художница – осень»
- привлечение внимания родителей к детскому творчеству;
-формирование уважительного отношения к детским работам;
Беседа: «Одежда детей в группе и на улице»
- привлечь внимание родителей к вопросам о том, как правильно одевать ребенка в группе и на улице с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Выставка: поделки из природного материала «Дары осени»
-привлечь родителей и детей к совместному изготовлению поделок из природного материала
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- воспитывать любознательность, самостоятельность;-
День открытых дверей.
- знакомство родителей с работой детского сада по всем направлениям образовательной программы :
- повышение авторитета педагогического коллектива;
Ноябрь
Индивидуальная беседа «Если ваш ребенок кусается» «Привычки»
нацелить родителей на совместную работу по устранению вредной привычки
Памятка: «Этикет для малышей»
-привлечь внимание родителей к вопросам воспитания культуры поведения детей за столом;
-реализация в детском саду и дома единых методов воспитания;
Фотовыставка: «Мама милая моя»
- Расширять представления детей о свое семье, о близких родственниках;
- Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – маме;
- Формировать уважительное, заботливое отношение к родственникам.
Панорамный концерт ко Дню Матери
«Лучше мамы в мире нет!» -
Беседа «Игры для непосед»
Обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей.
Мастер класс «Новогодние подарки своими руками»
-знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков
организации детской игры;
Декабрь
Памятка «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
-настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков
Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза»
Развитие творческого взаимодействия взрослых и детей.
Новогодний праздник
-демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков;
-развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников МКДОУ;
Беседа «Капризы и упрямство, как с ними справиться?»
-оказать родителям педагогическую помощь в разрешении конфликтной ситуации.
Наглядная информация «Организация семейных прогулок в зимний период»
- предложить родителям варианты подвижных игр с детьми на прогулке в зимний период.
Январь
Просмотр презентации :
«Роль дидактической игры в семье».
-показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Памятка «Закаляемся вместе»
- формировать представление родителей о закаливании, его значении для здоровья ребенка.
- формы организации закаливания.
Конкурс рисунков
«Волшебница – зима»
- привлечение родителей к детскому творчеству;
- раскрытие творческих способностей учащихся;
Информационный стенд
«Осторожно грипп!»
-дать рекомендации родителям по профилактике и лечению гриппа.
Февраль
Развлечение «Широкая масленица»
- предложить родителям поучаствовать в праздновании «Масленицы»;
- формировать у детей и родителей бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа.
Физкультурный праздник
«Мама, папа, я – спортивная семья»
-способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между дошкольным учреждением и семьёй.
Беседа: «Значение развития мелкой моторики»
- формировать представление родителей о значении развития мелкой моторики для развития речи ребенка
Праздник «8 Марта»
-демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков;
-развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников МКДОУ;
Март
Беседа «Какие сказки читать детям»
-обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.
Выставка детских работ
«Весенние фантазии»
- привлечение внимания родителей к детскому творчеству;
-формирование уважительного отношения к детским работам;
Информационный стенд «Подвижная игра в жизни ребенка»
- привлечение внимания родителей к формированию представлений о пользе подвижных игр для развития ребенка.
Беседа «Ребенок на прогулке весной»
-дать родителям практические советы по проведению наблюдений с детьми в весенний период.
Беседа «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста», «Учить цвета просто и весело
-обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Апрель
Проведение субботника по благоустройству территории МКДОУ
- формирование командного духа среди родителей;
-формирование положительных отношений между коллективом МКДОУ и родителями;
Памятка «Ребенок на улице»
-Предупреждение детского травматизма
Фотовыставка «Прогулка – это здорово!».
- дать представления родителям о том, как проходит прогулка в детском саду в весенний период.
Информационный стенд «Наказание и поощрение», «Согласие между родителями – это важно!»
-воспитывать желание мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций в группе.
Май
Выставка поделок к 9 мая
-привлечь родителей к участию в мероприятии, посвящённому Победе в Великой Отечественной войне, творческому изготовлению поделок из любого материала.
Групповое родительское собрание «По результатам года»
-подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год;
-определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году;
-выявление и анализ причин неудовлетворённости родителей воспитанием и обучением в детском саду;