Любовь Гостюжева
Программа «Взаимодействие детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программы.
I РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность___стр 3 -4
1.1.1. Цели и задачи освоения Программы___стр4 -6
1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы___ стр 7
1.1.3. Формы осуществления преемственности:___стр 8
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы___стр 9
II РАЗДЕЛ
2.1. Средства обеспечения Программы___стр 10
III. РАЗДЕЛ
3.1. План работы ___стр 10
Публикация «Программа „Взаимодействие детского сада и школы“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Приложение 1 – план совместной работы со школой на2012 -2013г/
Приложение 2 – план совместной работы со школой на2013 -2014г
Изучив концепцию содержания непрерывного образования, различные нормативные документы по вопросам преемственности нами была составлена программа "Взаимодействие детского сада и школы".
I РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального
образования играет координация взаимодействия между педагогическими
коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.
Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами
занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в
детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты,
сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к
осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели
выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это
одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
1.1.1. Цели и задачи освоения Программы
Цель программы:
реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Исполнители:
заведующий детским садом, воспитатели, учителя начальных классов.
Объекты программы: дети дошкольного (старшая, подготовительная группы) и школьного возраста (1 класс, родители, педагоги.
Цели непрерывного образования:
Воспитание нравственного человека.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи непрерывного образования:
на дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение
детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
на ступени начальной школы:
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения
в соответствии с ними;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального
образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Проблемы непрерывного образования.
. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на
предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.
Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного
образовательного уровня на другой.
Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
Слабая управленческая и организационная преемственность, т. е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.
Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы
1 этап - поступление ребенка в детский сад:учет и постановка детей в детский сад,
медицинское обследование,
адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,
педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- проведение общих педагогических советов воспитателей и учителей начальных
классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
- проведение открытых уроков и занятий
- ведение индивидуаальных диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе, % неуспевающих и второгодников)
3 этап – плавный переход из детского сада в школу.
Педагогическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
1.1.3. Формы осуществления преемственности
I. Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
3) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
4) выставки рисунков и поделок;
5) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
6) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
7) участие в театрализованной деятельности;
8) Беседы о школе рассматривание картин, чтение худ. лит- ры, знакомство со школьными атрибутами;
9) дидактические игры и др.
II. Работа с педагогами:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
3) взаимодействие педагогов ДОУ и школы;
4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
5) педагогические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения;
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
- Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
- Мотивационная готовность детей к обучению в школе
- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие
непрерывного образования
II РАЗДЕЛ
2.1. Средства обеспечения Программы
Воспитательно-образовательная работа в МБДОУ базируется на основной
образовательной программе МБДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие
детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям: физического, социально-личностного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического. Содержание образовательного процесса
выстроено в соответствии с программами:
Комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
III. РАЗДЕЛ
I. 3.1. План работы
II. На основании созданной программы составляется план работы на год.
Приложение 1 – план совместной работы со школой на2012 -2013г/
Приложение 2 – план совместной работы со школой на2013 -2014г