Соколова Елена Сергеевна
Программа воспитания учащихся 5–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
воспитательной работы
обучающихся среднего звена (5-9 классы)
классный руководитель : Соколова Елена Сергеевна
Содержание
Раздел 1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
Раздел 2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика класса
2.2. Социальный паспорт класса на учебный год
Публикация «Программа воспитания учащихся 5–9 классов» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2.3. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
2.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя на учебный год.
3. Программа воспитательной работы.
3.1. Пояснительная записка
3.2. Годовой план воспитательной работы класса на учебный год
4. Организация деятельности.
4.1 Способности и круг интересов
4.2. Личные достижения обучающихся
4.3. Достижения класса. Сведения об участии школьников в мероприятиях различных уровней
5. Индивидуальная работа с обучающимися.
5.1. Работа с обучающимися, состоящими на ВШК и учете ОДН
5.2. Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей
6. Профилактическая работа.
6.1. Работа с родителями (законными представителями)
6.2. Работа с педагогами, работающими в классе
7. Данные об обучающихся.
7.1. Актив класса. Самоуправление.
7.2. Список обучающихся класса
7.3. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании
7.4. Учёт занятий обучающихся в кружках, секциях, факультативах
8. Приложения.
8.1. Протоколы родительских собраний
8.2. Методические разработки (открытые внеклассные занятия, тематические классные часы и др.)
Раздел 1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся (контроль за посещаемостью школы, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья обучающихся класса, ведение документации о заболеваемости обучающихся, работа с листком здоровья в классном журнале, вовлечение обучающихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности,
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений обучающихся класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление обучающихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы,
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе, координация деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими обучающимися,
4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности обучающихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и обучающихся,
Вариативный компонент деятельности классного руководителя :
1) определение целей воспитания обучающихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии обучающихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального и федерального уровней в соответствии с системообразующей деятельностью класса,
2) определение зон риска для обучающихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом-психологом, администрацией образовательного центра, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание обучающихся, рассматриваются:
деятельность педагогов, педагогического коллектива, воспитательных организаций;
программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся, семьями школьников;
СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;
социально значимая деятельность самих обучающихся, их общественная самоорганизация.
Нормативные основы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Программа воспитания МОУ «Яльгелевский образовательный центр»;
должностная инструкция классного руководителя;
приказ о назначении на должность классного руководителя.
Данная программа является частью общешкольной программы воспитания.
Участники программы : Программа предусмотрена для обучающихся старшей школы (5-9 классы)
Раздел 2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
2.2. Социальный паспорт класса.
2.3. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.
Задачи были поставлены исходя из того, что в данном возрасте ведущими качествами ребенка являются: любовь к Родине, дому, где вырос; самостоятельность, честность; готовность охранять и защищать природу, трудолюбие; милосердие к больным, престарелым, животным; способность к сотрудничеству; организованность; Планировалась и осуществлялась работа по различным направлениям: духовно-нравственное, интеллектуальное, социальное, экологическое, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей, коммуникативное, здоровьесберегающее, гражданско – патриотическое, культуротворческое, воспитание положительного отношения к труду и творчеству Класс состоит из 28 человек. Каждый ученик индивидуален в своем развитии, склонностях, характере. В классных делах принимали участие все обучающиеся. При их проведении функции организатора исполнялись в основном учителем, т. к. ребята еще не совсем готовы самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Всё это способствовало сплочению коллектива. Но в классе есть дети, которые редко проявляли инициативу и выполняли все дела по настоянию других ребят:. В течение года основными формами работы с детьми были часы общения, праздники, викторины, соревнования, беседы. В классе имеется классный уголок, включающий в себя различные рубрики: «Наши обязанности», «График дежурства», «Наши дела», «Поздравляем!». В коллективе распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Все ребята класса старались участвовать в различных конкурсах, играх, выставках, соревнованиях. Самыми активными участниками являются. Не остались без внимания и общешкольные мероприятия. Дети с большим интересом участвовали в подготовке праздничных концертов ко «Дню учителя», «Дню 8 марта», «Дню матери», «Дню Победы» и др., в уборке территории участвовал весь класс. Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед : «Учимся правильно жить и дружить», «Поговорим о вежливости», «Я и мои привычки», «Твои права и обязанности». Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена. Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные со снятием физической усталости. Были проведены соответствующие мероприятия «Будь аккуратным и чистым», «Азбука правильного питания», «Путешествие в страну Витаминию», «Здоровым будешь – все добудешь!» Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения конкурс рисунков ко «Дню Победы» урок мужества «Помним имя твое солдат», «Дети в годы войны», чтение дополнительной литературы: стихотворений, рассказов о подвигах детей, солдат. Особое внимание уделяется мероприятиям направленных на профилактику правонарушений «Азбука безопасности», «Как уберечь себя на улице?», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Всем без исключения знать правила движения!». Профилактика экстремизма и терроризма «Делай добро другим – сам станешь добрее», «Мир на свете – счастливы дети», «Мы разные, но мы вместе!». С обучающимися в течение года проводились соответствующие инструктажи. Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С сильными учениками:. проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к будущим олимпиадам. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал -. проводились дополнительные консультации. Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса. Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся, на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия. Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость. Это предусматривает следующие направления деятельности: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Большинство родителей стараются участвовать в классных собраниях, педагогических лекториях. Наиболее активными родителями являются:. В течение года было проведено 4 родительских собрания: «Секреты здоровья ребенка», «Семейный конфликт и дети», «Ваш ребенок и его друзья», «Подведение итогов учебного года». В новом учебном году следует продолжить работу над реализацией поставленной цели: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
2.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
Цель и задачи воспитательной работы :
Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
Развитие интеллекта средствами внеклассной работы.
Формирование потребности в творческой деятельности.
Развитие художественно-эстетических способностей.
Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.
аздел 3. Программа воспитательной работы.
3.1. Пояснительная записка
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Данная программа составлена в соответствии со школьной программой воспитания. Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но, в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности обучающихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с обучающимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого обучающегося, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы : Обеспечить каждому обучающемуся класса определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы : Программа предусмотрена для обучающихся старшей школы
Воспитание осуществляется с помощью:
уроков общеобразовательного цикла;
внеклассной деятельности;
внешкольной деятельности.
Воспитательная деятельность включает следующее:
общешкольные праздники;
развитие ученического самоуправления;
создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся;
социальную работу;
совершенствование работы классного руководителя.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно–творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить основные направления:
Гражданско – патриотическое
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее и экологическое воспитание
Культурнотворческое и эстетическое воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Условия успешной реализации программы :
Поддержка программы коллективами обучающихся, их родителями и учителями.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Портрет выпускника начальной школы:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность :
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни,
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
личностное самоопределение;
Чтобы добиться данных результатов, целесообразным, на основе возрастных особенностей детей, можно выделить три этапа воспитания :
I этап. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории обучающихся:
ученики начальной школы (1-4 классы)
ученики старшей школы (5-9 классы)
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в коллективе.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
образовательный результат – приобретенные ребенком знаний и умений;
практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Сроки реализации программы :
основная школа – 5 лет
3.2. Годовой план воспитательной работы 5 класса на 2021-2022учебный год.
План-сетка воспитательной работы классного руководителя на год (расписанный по месяцам,
с указанием образовательных событий и классных часов.
План-сетка общешкольных мероприятий МОУ «Яльгелевский образовательный центр»
на 2021-2022 учебный год
Раздел 4. Организация деятельности.
4.1. Способности и круг интересов.
№ ФИО обучающегося Способности Круг интересов Любимый школьный предмет
4.2. Личные достижения обучающихся.
№ ФИО обучающегося Личные достижения
Результат
4.3. Достижения класса. Сведения об участии школьников в мероприятиях различных уровней.
№ Наименование мероприятия Сроки проведения Участники Результат
Раздел 5. Индивидуальная работа с обучающимися.
5.1. Работа с обучающимися, состоящими на ВШК и учете ОДН
собеседование с родителями (законными представителями);
собеседование с педагогом-психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
5.2. Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
№ ФИО обучающегося План работы Сроки проведения Ожидаемый результат
Раздел 6. Профилактическая работа.
6.1. Работа с родителями (законными представителями).
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность классного руководителя с родителями обучающихся представлена следующими направлениями и формами:
изучение условий семейного воспитания :
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
особенности семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе :
родительские собрания;
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
психолого-педагогическое просвещение родителей:
консультации с педагогом-психологом.
взаимодействие с родительским комитетом
помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
помощь в работе с социально-неблагоприятными семьями;
помощь в работе с учреждениями дополнительного образования.
совместная деятельность родителей и обучающихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Родительский комитет:
№ ФИО родителя Должность Контактный телефон
6.2. Работа с педагогами, работающими в классе
Формы работы:
индивидуальная постоянная работа с каждым педагогом; привлечение педагогов к участию в родительских собраниях класса.
Раздел 7. Данные об обучающихся.
№ п / п ФИО обучающегося Группа здоровья Ограничения Питание
7.1. Учёт занятий обучающихся в кружках, секциях, факультативах.
№ п / п ФИО обучающегося Занятия в кружках, секциях, факультативах внутришкольные внешкольные
Раздел 8. Приложения
8.1. Протоколы родительских собраний
8.2. Методические разработки