Получи документы

Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 класса

Наталья Владиславовна Тарасова
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 класса является составной частью основной образовательной программы лицея и разработана на основе нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ с изменениями и дополнениями;

Публикация «Программа внеурочной деятельности „Юные инспекторы дорожного движения“ для 1 класса» размещена в разделах

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом № 373 от 06.09.2009 года с изменениями и дополнениями;

- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Ишеевского многопрофильного лицея, утверждённой приказом № 557 - ОД от 30.08.2018 г.

Рабочая программа составлена на основе программы «Перекрёсток», автор Ермолаева Т. А. «Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое пособие/ Составители А. П. Мишина, Н. Г. Шевцова/ Под общ. Ред. А. П. Мишиной. – М. : Планета, 2015, - 272. (Образовательный стандарт)

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием детей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.

Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения дает основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.

Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению ПДД, так и по выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы восприятия, и закрепления навыков детей (познавательную психоэмоциональную,релаксомоторную).

Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

Рост ребенка- серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора, на 15- 20%, к тому же замедленная реакция на опасность(3-4 секунды, вместо 0,8- 1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение.

С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения – дело нужное, но главная задача не в этом.

ЦЕЛЬЮ данной образовательной программы и работы по профилактике детского, дорожно- транспортного травматизма в целом является: привить учащимся устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Программа ставит ряд педагогических задач:

1. Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта,

велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.

2. Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.

3. Знать сигналы светофора.

4. Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части

5. Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и

осознанного поведения на дороге.

Большую и очень важную роль в жизни младшего школьника играют родители. Они являются направляющей основой для мировосприятия детей этого возраста, они формируют его отношение к учебному процессу, организуют проведение досуга в свободное время,формируют и развивают основные качества личности ребенка. Соответственно и в ситуациях поведения на дороге родители являются для них примером и образцом, который они внимательно наблюдают, а потом применяют в жизни как собственный опыт. Исследованиями установлено, что приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Поэтому очень важно, какой опыт даст им коллективная совместная деятельность в работе по реализации профилактической по своей сути образовательной программы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основные принципы построения программы

Личностноориентированные принципы:

- принцип адаптивности

- принцип психологической комфортности

- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения,

идущего впереди развития;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Деятельностноориентированные принципы :

- принцип обучения деятельности;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к

деятельности в жизненной ситуации;

- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной

деятельности к самостоятельной деятельности ученика;

- принцип опоры на предшествующее развитие;

- принцип практической направленности.

Культурноориентированные принципы:

- принцип целостности образа мира;

- принцип целостности содержания образования;

- принцип систематичности;

- принцип смыслового отношения к миру;

- принцип овладения культурой

Описание места курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности НОО программа курса внеурочной деятельности рассчитана на преподавание в 1 классе в объеме 33 часов в год, 1 час в неделю.

Раздел 1. Результаты освоения курса.

Личностные

-выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;

- учиться ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования

(умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);

- научиться делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применять их в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю;

-если буду хорошо знать ПДД, то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД;

умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине

Регулятивные

- действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС

- учиться представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД;

- оформлять научно - исследовательские работы (проекты, презентовать их;

- проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД совместно с учителем, проявляя лидерские качества;

- организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД

Познавательные

- находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД;

- нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

- учиться различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их

Коммуникативные

- учиться работать в команде;

- проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером

- учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;

- учиться организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах;

- оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

* понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы.

* применять полученные знания в практической деятельности : разнообразные формы работы с детьми (КВНы, конкурсы, конкурсы – соревнования, праздники, прогулки и другие).

* самостоятельно организовывать работу в группе, парах.

* предвидеть и применять профилактические мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах.

* вести диалог в различных учебных, бытовых ситуациях общения, соблюдая правила этикета, участвовать в диалоге при общении прослушанного, прочитанного материала и выполненной работы.

* оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ДТП и ЧС.

* подбирать одежду с учётом погодных условий.

* ориентироваться на местности, пользоваться огнетушителями, спасательными средствами.

* пользоваться методами укрепления здоровья.

* Преобразовывать познавательную задачу в практическую и обратно.

* В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

* Вести дневник «Здоровый ученик в современной школе», где записываются все диагностики состояния здоровья, результаты тестирования УФРУ и описания самочувствия (психологического настоя) в экстремальных ситуациях

* Ведение портфолио «Спортивных достижений».

Раздел 2. Содержание курса

1. Дорожная «Азбука»-раздел, в котором учащиеся знакомятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.

2. «Мой друг - велосипед»- раздел, в котором учащиеся знакомятся с транспортным средством – велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.

3. «Безопасность и правила безопасности на дороге» - раздел, где учащимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.

4. «Оказание первой медицинской помощи» - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.

5. Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.

Приоритетные формы реализации программы :

- ролевая игра

- устный журнал

- эстафета

- викторина

- этапная игра

- конкурс детского рисунка «Осторожно дорога

Методы, используемые в реализации программы :

- концентров

- погружения в игровое пространство

- дидактические

- исследования

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо наличие помещения – центра профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения; с видами и объяснением.

Значения дорожных знаков, методической и учебной литературой для обучающихся и руководителей. Необходимо наличие «Площадки безопасности» либо в помещении, либо на улице. Нужны элементы костюма регулировщика, жезл, свисток для игровых занятий, а также велосипед как учебное пособие, карточки с предлагаемыми дорожными ситуациями, медицинская аптечка безопасности для проведения занятий оказания первой медицинской помощи.

Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.

В ходе реализации программы учащиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая «Азбуку дорожных знаков», принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:

- закрепляют знания о правилах поведения на дорогах;

- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;

- могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

- узнают основные цвета светофора;

- узнают виды дорожных знаков, их назначения.

На занятиях – практикумах учащиеся:

- получают навыки езды на велосипеде, изучают это транспортное средство.

- знают о правилах езды на велосипеде.

Виды деятельности :

• игровая ( игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам; ролевая игра);

• художественно - творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини - проектов);

спортивно-оздоровительная.

Форма организации работы - коллективная, групповая, индивидуальная, работа в паре.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группеКонспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 классаКонспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 класса Цель: знакомство с работой библиотекаря, показать значимость этой профессии; Задачи: развивать у детей познавательный: интерес, внимание,.

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения»Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Цель: Закрепление знаний ПДД и.

Поделка ученика 1 класса «Соблюдай правила дорожного движения!»Поделка ученика 1 класса «Соблюдай правила дорожного движения!» Данную поделку сделал ученик 1б класса Сироткин Алексей. Своей работой он хотел показать, что необходимо соблюдать правила дорожного.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 класса
Опубликовано: 7 января 2024 в 19:39
+79Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 класса» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владиславовна Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД