Козлова Татьяна
Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов «Семейская домовая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами. Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью. В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
Публикация «Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов „Семейская домовая роспись“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во второй половине 18 века императрица Екатерина выслала в Забайкалье старообрядцев, проживающих в польских пределах Прибыв в Забайкалье старообрядцы получили второе название «семейские».
Семейские принесли с собой за «Байкал-море» русскую культуру середины 18 века с элементами влияния на неё украинской, белорусской и польской культур. Одной из ярких граней этой культуры стала традиционная домовая роспись семейских Забайкалья.
Домовая роспись семейских подразделяется на наружную – роспись домов, и внутреннюю – роспись интерьера.
Сама роспись нарядна и красочна по колориту, своеобразна по стилю и характеру, проста и доступна в исполнении.
Для семейской росписи характерны два основных типа орнамента: геометрический и развитый растительный.
Росписью украшали стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы и др. Политра красок в росписи разнообразна. В одном рисунке применялось сочетание пяти-шести цветов иногда с соблюдением гармонии и тона (синий, зелёный, жёлтый, белый).
Для семейских, как и вообще для русских, характерна свободная кистевая манера письма крупным живописным мазком без детализации отдельных элементов узора, но с применением белых и чёрных оживок. Декоративность и условность в изображении растительных и животных мотивов, как и в расцветке, одинаково характерны для Забайкалья, Алтая, Севера и центральных районов России.
Забайкальские росписи исполнены в большинстве случаев без предварительногшо рисунка и реже – с нанесения его контуров, они имеют свободный композиционный строй, лишённый циркулярной симметрии, и разнообразие в трактовке традиционных мотивов.
Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Занятия по изучению азов росписи способствуют разностороннему развитию личности, играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учеников, их профориентации, воспитании патриотизма.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы «Семейская домовая роспись» 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы : формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Развитие творческого воображения детей, понимания красоты простых обыденных вещей, умения ценить и беречь истинные художественные произведения, бережно относиться к образцам декоративно-прикладного искусства. Помогать становлению творческой индивидуальности.
Задачами обучения учащихся являются следующие:
• исторические этапы развития домовой росписи семейских;
• особенности работы с цветом ;
• виды росписи;
В результате изучения учащиеся будут
уметь:
- оборудовать рабочее место;
- правильно держать в руке кисть;
- составлять композиции, владея всеми видами росписи.
- работать красками;
- расписывать разделочные доски, деревянную посуду, шкатулки и даже мебель.
Способы оценивания достижений учащихся:
- конкурс работ;
- защита проектов.
Методы обучения
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический.
4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дидактические и наглядные пособия: схемы, графики, таблицы, рисунки, шаблоны основ изделий, образцы изделий, иллюстративный ряд. Литература, плакаты, мультимедийные презентации, альбомы
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание основных элементов домовой росписи, закономерностей и последовательности работы при создании собственной работы ;
• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
• умение находить композиционные решения для каждой творческой задачи;
Формы обучения
• Фронтальная
• Индивидуальная
• Групповая
6. Структура программы : знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов домовой росписи.
Учебно-тематический план. 1 год обучения / 34 часа/.
№ Тема занятия Кол-во часов Примечание
1. Вводное занятие.
Цель: Знакомство с домовой росписью семейских 1
2. Основные элементы росписи.
Цель6Освоение простейших элементов семейской росписи – линий, капелек, спиралей, точек и т. д. 1
3 Узоры в прямой клетке
Цель:Знакомство с простым геометрическим орнаментом. 1
4 Растительные мотивы
Цель6Освоение цветочных мотивов 1
5 Мотивы животного мира
Цель: Знакомство с декоративным изображением различных видов птиц и животных в семейской росписи. 2
6 Роспись разделочной доски
Цель: Декоративное оформление разделочной доски растительным орнаментом. 1
7 Чудо дерево
Цель: По предложенному образцу закончить композицию 1
8 Роспись туеска
Цель: Декоративное оформление туеска 1
9 Колокольчики и ягодки
Цель: Освоение цветочных мотивов. 1
10 Роспись ставня
Цель6 Декоративное оформление ставня с использованием предложенного образца. 1
11 Настенная роспись с. Мухор-Тала
Цель: Типовизация настенной росписи. 1
12 Букет в вазоне
Цель:Освоение средств и приёмов композиции росписи. 1
13 Симметричный рисунок
Цель: Освоение правил симметрии для создания уравновешенности композиции. 1
14 Самостоятельная работа
Цель: Закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков 1
15 Применение контраста в росписи
Цель: Освоение приёмов цветового контраста как средства художественной выразительности. 1
16 Ассиметричный рисунок
Цель: Освоение приёмов выполнения ассиметричной композиции 1
17 Внутренняя роспись стены дома
Цель: Освоение сложного растительного мотива настенной росписи 2
18 Настенные карманы
Цель: Знакомство с орнаментом настенных карманов. 1
19 Геометрический орнамент поясов
Цель6Освоение элементов геометрического орнамента. 1
20 Поясные карманы
Цель: Знакомство с украшением поясных карманов семейских. 1
21 Роспись ставня на мотивы растительного и животного мира
Цель: Применение ранее полученных знаний умений и навыков. 1
22 Копирование рисунка
Цель: Освоение приёмов копирования рисунка 1
23 Сочетание мотивов растительного и животного мира.
Цель: Освоение методов декоративной тематической композиции 1
24 Типы декоративного оформления изделий
Цель: Ознакомление с вариантами композиционных решений в росписи. 1
25 Роспись настенного шкафа
Цель: Декорирование деревянной мебели 1
26 Роспись берестяного лукошка
Цель: Декоративное оформление лукошка. 1
27 Роспись прялки
Знакомство с прялочной росписью и геометрическим резным орнаментом. 1
28 Роспись крыльца
Цель: Освоение особенностей наружной росписи 1
29 Роспись двери
Цель: Декоративное оформление двери 2
30 Стилизация в орнаменте
Цель: Освоение приёмов и техники стилизации рисунка 2
ВСЕГО ЧАСОВ: 34
Литература для учителя и учащихся:
1. История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия в 2-х частях.
2. Семейские Забайкалья. Атлас
3. Е. Г. Заиграева, В. Л. Петров «Семейская домовая роспись»