МААМ-картинки

Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов «Семейская домовая роспись»

Козлова Татьяна
Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов «Семейская домовая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами. Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью. В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.

Публикация «Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов „Семейская домовая роспись“» размещена в разделах

Во второй половине 18 века императрица Екатерина выслала в Забайкалье старообрядцев, проживающих в польских пределах Прибыв в Забайкалье старообрядцы получили второе название «семейские».

Семейские принесли с собой за «Байкал-море» русскую культуру середины 18 века с элементами влияния на неё украинской, белорусской и польской культур. Одной из ярких граней этой культуры стала традиционная домовая роспись семейских Забайкалья.

Домовая роспись семейских подразделяется на наружную – роспись домов, и внутреннюю – роспись интерьера.

Сама роспись нарядна и красочна по колориту, своеобразна по стилю и характеру, проста и доступна в исполнении.

Для семейской росписи характерны два основных типа орнамента: геометрический и развитый растительный.

Росписью украшали стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы и др. Политра красок в росписи разнообразна. В одном рисунке применялось сочетание пяти-шести цветов иногда с соблюдением гармонии и тона (синий, зелёный, жёлтый, белый).

Для семейских, как и вообще для русских, характерна свободная кистевая манера письма крупным живописным мазком без детализации отдельных элементов узора, но с применением белых и чёрных оживок. Декоративность и условность в изображении растительных и животных мотивов, как и в расцветке, одинаково характерны для Забайкалья, Алтая, Севера и центральных районов России.

Забайкальские росписи исполнены в большинстве случаев без предварительногшо рисунка и реже – с нанесения его контуров, они имеют свободный композиционный строй, лишённый циркулярной симметрии, и разнообразие в трактовке традиционных мотивов.

Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.

Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Занятия по изучению азов росписи способствуют разностороннему развитию личности, играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учеников, их профориентации, воспитании патриотизма.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации программы «Семейская домовая роспись» 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы : формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Развитие творческого воображения детей, понимания красоты простых обыденных вещей, умения ценить и беречь истинные художественные произведения, бережно относиться к образцам декоративно-прикладного искусства. Помогать становлению творческой индивидуальности.

Задачами обучения учащихся являются следующие:

• исторические этапы развития домовой росписи семейских;

• особенности работы с цветом ;

• виды росписи;

В результате изучения учащиеся будут

уметь:

- оборудовать рабочее место;

- правильно держать в руке кисть;

- составлять композиции, владея всеми видами росписи.

- работать красками;

- расписывать разделочные доски, деревянную посуду, шкатулки и даже мебель.

Способы оценивания достижений учащихся:

- конкурс работ;

- защита проектов.

Методы обучения

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• исследовательский;

• эвристический.

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Дидактические и наглядные пособия: схемы, графики, таблицы, рисунки, шаблоны основ изделий, образцы изделий, иллюстративный ряд. Литература, плакаты, мультимедийные презентации, альбомы

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

• знание основных элементов домовой росписи, закономерностей и последовательности работы при создании собственной работы ;

• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

• умение находить композиционные решения для каждой творческой задачи;

Формы обучения

• Фронтальная

• Индивидуальная

• Групповая

6. Структура программы : знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов домовой росписи.

Учебно-тематический план. 1 год обучения / 34 часа/.

№ Тема занятия Кол-во часов Примечание

1. Вводное занятие.

Цель: Знакомство с домовой росписью семейских 1

2. Основные элементы росписи.

Цель6Освоение простейших элементов семейской росписи – линий, капелек, спиралей, точек и т. д. 1

3 Узоры в прямой клетке

Цель:Знакомство с простым геометрическим орнаментом. 1

4 Растительные мотивы

Цель6Освоение цветочных мотивов 1

5 Мотивы животного мира

Цель: Знакомство с декоративным изображением различных видов птиц и животных в семейской росписи. 2

6 Роспись разделочной доски

Цель: Декоративное оформление разделочной доски растительным орнаментом. 1

7 Чудо дерево

Цель: По предложенному образцу закончить композицию 1

8 Роспись туеска

Цель: Декоративное оформление туеска 1

9 Колокольчики и ягодки

Цель: Освоение цветочных мотивов. 1

10 Роспись ставня

Цель6 Декоративное оформление ставня с использованием предложенного образца. 1

11 Настенная роспись с. Мухор-Тала

Цель: Типовизация настенной росписи. 1

12 Букет в вазоне

Цель:Освоение средств и приёмов композиции росписи. 1

13 Симметричный рисунок

Цель: Освоение правил симметрии для создания уравновешенности композиции. 1

14 Самостоятельная работа

Цель: Закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков 1

15 Применение контраста в росписи

Цель: Освоение приёмов цветового контраста как средства художественной выразительности. 1

16 Ассиметричный рисунок

Цель: Освоение приёмов выполнения ассиметричной композиции 1

17 Внутренняя роспись стены дома

Цель: Освоение сложного растительного мотива настенной росписи 2

18 Настенные карманы

Цель: Знакомство с орнаментом настенных карманов. 1

19 Геометрический орнамент поясов

Цель6Освоение элементов геометрического орнамента. 1

20 Поясные карманы

Цель: Знакомство с украшением поясных карманов семейских. 1

21 Роспись ставня на мотивы растительного и животного мира

Цель: Применение ранее полученных знаний умений и навыков. 1

22 Копирование рисунка

Цель: Освоение приёмов копирования рисунка 1

23 Сочетание мотивов растительного и животного мира.

Цель: Освоение методов декоративной тематической композиции 1

24 Типы декоративного оформления изделий

Цель: Ознакомление с вариантами композиционных решений в росписи. 1

25 Роспись настенного шкафа

Цель: Декорирование деревянной мебели 1

26 Роспись берестяного лукошка

Цель: Декоративное оформление лукошка. 1

27 Роспись прялки

Знакомство с прялочной росписью и геометрическим резным орнаментом. 1

28 Роспись крыльца

Цель: Освоение особенностей наружной росписи 1

29 Роспись двери

Цель: Декоративное оформление двери 2

30 Стилизация в орнаменте

Цель: Освоение приёмов и техники стилизации рисунка 2

ВСЕГО ЧАСОВ: 34

Литература для учителя и учащихся:

1. История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия в 2-х частях.

2. Семейские Забайкалья. Атлас

3. Е. Г. Заиграева, В. Л. Петров «Семейская домовая роспись»

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Мастер-класс для учащихся 1 классов «Роспись пряничного домика»Мастер-класс для учащихся 1 классов «Роспись пряничного домика» Вот уже совсем немного осталось до волшебного праздника, до встречи Нового года, который все ждут с нетерпением. Но в школах продолжаются.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Создание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классовСоздание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классов Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов «Семейская домовая роспись»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 06:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа внеурочной деятельности для 1–4 классов «Семейская домовая роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД