Галина Лифенко
Программа для дошкольников «В стране оригами»
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Уставом и другими локальными актами МАДОУ ЦРР д/с №40.
Публикация «Программа для дошкольников „В стране оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Темочки
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы — создание современной образовательной среды, позволяющей реализовать деятельность обучающихся, получать новые результаты и продукты. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране оригами» имеет художественно-эстетическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы
Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные 4 способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях технической и художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность: систематические занятия оригами с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, в том числе мышление и речь, выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.
Практическая значимость образовательной программы
Практическая значимость программы : занятия оригами являются одной из форм изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей) :
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- -принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы по оригами является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему
Цель образовательной программы.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи образовательной программы
Обучающие:
-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-научить следовать устным инструкциям;
-обучить различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать художественный вкус, творческие способности учащихся. Воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству оригами;
- воспитывать коммуникативные способности детей;
-воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 4-5 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 40, группу №6.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 1 года.
На полное освоение программы требуется 34 часа, включая индивидуальные консультации.
Основные методы обучения
В процессе обучения используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит вид деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты
Результат освоения программы – умение конструировать из бумаги, формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.
Обучающиеся будут знать:
-простейшие правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами;
-виды бумаги и правила работы с ней;
-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник.);
-основные термины, используемые в оригами;
-базовые формы оригами, последовательность их изготовления.
Обучающиеся будут уметь:
-различать виды бумаги; -определять виды геометрических фигур;
-следовать устным инструкциям;
-складывать основные базовые формы оригами : книжка, дверь, блин, треугольник, воздушный змей, двойной треугольник;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
-соблюдать правила культуры труда, работы в коллективе;
-соблюдать правила безопасности труда.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребё нка и используется при решении следующих задач:
• индивидуализации образования / в т. ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;
• оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
• не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
• позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
• учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы :
• Составление альбома тематических работ.
• Проведение выставок детских работ (тематические, авторские).
• Инсценировка детских художественных произведений.
• Диагностика умений, навыков работы с бумагой.
• Оригами - праздник.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Материально - технические условия.
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы, соответствующие санитарным нормам СанПин;
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
• Непосредственно рабочая: бумага цветная из набора.
• Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
• Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
• Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
• Салфетки: бумажная, тканевая.
• Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
• Кисти.
• Папки для работ детей.
Педагог реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Уровневая дифференциация образовательной программы – ознакомительный уровень