Марина Худяк
Программа тренинга для снижения агрессивности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа тренинга для детей дошкольного возраста
по снижению агрессивности
Занятие 1.
1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.
2. Игра “Волшебные шарики”.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
Публикация «Программа тренинга для снижения агрессивности у дошкольников» размещена в разделах
3. Игра “Добрые привидения”
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.
4. Рисуем настроение.
Цель: выразить свое настроение в рисунке.
При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Занятие 2.
1. Упражнение - гештальт
“Я – травинка” - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.
2. Игра: “Поссорились два петушка”
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.
3. Игра: “Сороконожка”
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.
4. Совместные настольные игры.
Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.
Занятие 3.
1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.
2. Игра: “Мой хороший попугай”
Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.
Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.
Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
3. Игра: “Кляксы”
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.
4. Релаксация “На облаке”
Занятие 4.
1. Игра: “Котик”
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
Нежится на солнышке,
Потягивается,
Умывается,
Царапает лапками с коготками коврик.
Используется спокойная музыка.
2. Игра: “Брыкание”.
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.
3. Упражнение: “Возьми себя в руки”.
Цель: научит сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
4. Лепим сказку.
Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.
Занятие 5.
1. Игра: “Липучка”.
Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.
Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании.
Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.
2. Упражнение “Кулачок”.
Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.
Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.
3. Игра: “Разыгрывание ситуаций”.
Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.
Примеры ситуаций:
- ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
- тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.
- ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.
4. Игра: “Комплименты”.
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.
Ведущий благодарит детей за работу в группе.
Кричалка «Мы – молодцы!»
Комплекс совместных консультаций воспитателя и психолога
для родителей на тему «Взаимодействие детей с детьми»
Консультация 1. Родитель Ирина: «Когда мой сын общается с другими детьми, мне все время хочется вмешиваться, чтобы его никто не обидел. Но я чувствую, что вмешиваться не стоит. Права ли я?»
Воспитатель и психолог:«Вы правильно чувствуете: в отношения детей вмешиваться не стоит, конечно, за исключением случаев, когда речь идет об опасной драке. Лучше всего заранее поговорить с ребенком и подготовить его некоторым неприятным и трудным эпизодам. Такие эпизоды – часть среды, в которой он живет. Так он приобретет необходимый опыт в «социальной среде» - буквально начиная с песочницы.
Есть такая традиция у англичан: вообще не входить в детскую комнату, что бы там ни творилось. Они дают возможность детям выживать самим. А перед входом на детские площадки у них висят объявления: «Просьба родителям не входить!» Там куча детей лазают, прыгают, качаются. Если один у другого отбирает игрушку, никто не вмешивается, - дети учатся разбираться сами.
Обычно вмешательство взрослого ни к чему хорошему не приводит. В то же время, ребенку важно чувствовать защиту. И эта защита может выражаться в беседе через напоминание о его собственных силах, а не через угрозу другому малышу.
Конечно, имеет значение, как сильно обижают вашего ребенка. В школах и детских садах есть так называемые «дети-булли». Они находят себе жертву и систематически мучают ее, унижают как физически, так и морально. Вмешательство взрослых в этом случае уже необходимо».
Консультация 2. Родитель Валентина:«Многих детей родители натаскивают «А ты сдай сдачи!» Я не уверена, что это правильно…»
Воспитатель и психолог:«Мы бы ставили такие советы под сомнение. Это разжигание агрессии с обеих сторон. Почему стычки или мелкие конфликты стоит отдавать на усмотрение ребенка? Потому что это естественный процесс выяснения отношений и позиций в детской среде. Каждый ребенок ищет и находит свое место и получает важный социальный опыт. И взрослым нечего вмешиваться, по крайней мере до тех пор, пока это не грозит здоровью ребенка».
Консультация 3. Родитель Марта:«Моя дочь боится других детей, даже их прикосновений. Может, стоит показать ее специалисту?»
Воспитатель и психолог: Девочка боится, когда до нее даже дотрагиваются другие дети. О чем это говорит? Очень может быть, что причина испуга – какой-то отрицательный опыт, не замеченный ранее родителями. Возможно, она играла с другими детьми, и у нее грубо отняли игрушку или чем-то напугали. Маме все же стоит проконсультироваться у детского психолога. С другой стороны, родители могут попытаться справиться и самостоятельно. Нужно найти мирных детей и предложить девочке поиграть с ними. Потом она станет смелее. Однако стоит иметь в виду, что процесс преодоления страхов всегда идет медленно и постепенно и торопиться с этим не надо. Терпеливое, поддерживающее участие взрослого поможет снять проблему.
Консультация 4. Родитель Виталий: «Мой сын трех с половиной лет не готов ходить в детский сад и не хочет оставаться там без родителей. Мы склоняемся к тому, чтобы не водить его сюда. Справимся вместе до тех пор, пока не будет готов. Мы правы?»
Воспитатель и психолог: «Мы очень поддерживаем такое решение. Вы решили «не пересиливать» ребенка, т. е. бережно отнеслись к его эмоциональным переживаниям. Приучать к чему-то насильно – это значит вызывать страх! Привыкать к незнакомой обстановке нужно постепенно и бережно – тактика принуждения здесь не годится!
Консультация 5. Родитель Людмила:«Я своей дочери всегда предоставляю выбор. Учитываю ее интересы и учу ее учитывать интересы других. Но в детском саду дочь не понимает, почему воспитательница заставляет ее идти со всеми гулять, или делать что-то, чего она не хочет. А я не знаю, как ей объяснить…»
Воспитатель и психолог: «Действительно, демократические щадящие порядки и установки бывают обычно дома, а здесь есть определенный режим, который одинаково нужно соблюдать всем детям. Можно попробовать подготовить дочку к тому, что в саду будет иначе. Поиграть в игру на подчинение на примере игрушек. Например, посадить зверей и найти из них кого-то, кто скажет «А я не пойду гулять!». И дать дочке роль воспитательницы, которая поговорила бы с этой зверушкой: «Понимаешь, вас у меня целый отряд, и нам обязательно нужно выйти гулять. Одну тебя мы не можем оставить. Давай мы попробуем сделать так, чтобы нам вместе было интересно». Таким образом, можно доводить до сознания ребенка необходимость подчиняться общим нормам – не голыми словами, а через игру.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ / РОДИТЕЛЯМ
«6 вещей, которые вы можете делать каждый день
для психологического комфорта ребенка»
(из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»)
Поддерживайте его успехи. Отмечайте все достижения, обсуждайте детали побед, одобряйте его действия.
Делитесь своими чувствами, как позитивными, так инегативными.
Говорите приветливые фразы, например, «Мне хорошо с тобой», «Я рада, что ты в порядке», «Я по тебе соскучилась» и пр.
Чаще обнимайте (4-8 раз в день). Неплохо делать то же и со взрослыми членами семьи на глазах у ребенка».
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он не справляется. Даже если вы знаете, как сделать лучше, не спешите с советами и помощью