Валентина Стрельцова
Программа театрального кружка «Петрушка» (младший, средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Петрушка»
(младший, средний дошкольный возраст)
Пояснительная записка
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Публикация «Программа театрального кружка „Петрушка“ (младший, средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Программа «Петрушка» ориентирует руководителя театрального кружка на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники кружка учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности, оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому отношению к художественному слову.
Реализация программы предполагает моделирование индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого участника объединения.
«Петрушка» - это программа, направленная на общее развитие личности ребенка. Помимо занятий собственно сценическим искусством, она включает музыкальные занятия, во время которых дети учатся свободно двигаться, танцевать, воспринимать средства музыкальной выразительности.
Цель программы :
Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи
1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
2. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам.
3. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
4. Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Предполагаемый результат:
В результате посещения занятий участники театрального кружка должны
знать
терминологию театрального искусства;
особенности театральных профессий;
- устройство театра снаружи и изнутри;
уметь
ориентироваться в пространстве;
свободно и естественно держаться на сцене;
создавать импровизации разного характера;
менять высоту и силу звучания голоса;
-прочитать наизусть стихотворный текст с нужной интонацией.
Особенности организации занятий
Формы работы:
театральная игра
репетиции
представление спектакля
Структура занятий кружка для детей младшего возраста
1. Знакомство с литературным героем(3 мин.).
2. Этюд «Работа над образом» (3 мин.).
3. Закрепление образа через движение, слово, мимику (4 мин.).
4. Театрализованная игра (5 мин.).
Структура занятий кружка для детей среднего возраста
1. Знакомство с литературным героем(3 мин.).
2. Этюд «Работа над образом» (4 мин.).
3. Закрепление образа через движение, слово, мимику (6 мин.).
4. Театрализованная игра (7 мин.).
Занятия включают задания:
• Коммуникативные игры.
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
• Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
• Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
• Пальчиковые игры.
• Игры с элементами танцевальных движений.
• Культура и техника речи.
• Этюдная работа.
• Артикуляционная гимнастика.
Важнейшие принципы построения программы
личностно – ориентированный подход;
принцип креативности (творчества);
принцип сотрудничества детей и педагога;
Педагогическая диагностика.
- Наблюдения игр детей
- Беседа
- Выступления детей в театральных постановках.
Критерии оценки детей:
1. Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
2. Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
4. Быстрое запоминание текста.
5. Обширный словарный запас.
6. Большая сосредоточенность внимания.
Предполагаемые умения и навыки
• Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.
• Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.
• Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.
• Освоение детьми знаний о театральном искусстве.
• Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.
Первый год обучения (младшая группа).
Задачи :
Знакомить детей с видами театров (пальчиковый, драматический, кукольный, настольный);
Пробуждать интерес у детей к театрально-игровой деятельности;
Учить детей передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);
Развивать диалогическую и монологическую речь, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.
1. Виды театра :
- кукольный
- настольный
- пальчиковый
- драматизированный
- театр плоскостных фигур
2. Работа над этюдами:
- жесты
- мимика
- эмоции
3. Знакомство с произведением.
4. Работа над сценическими движениями (разучивание танцев)
5. Пальчиковые игры (по усмотрению воспитателя)
6. Работа над ролью (диалогическая, монологическая речь, интонационная выразительность, дикция)
7. Знакомство с приемами вождения кукол.
Второй год обучения (средняя группа).
Задачи:
Знакомство детей с видами театра.
Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, к активному участию в театрализованных играх.
Работать над развитием речевого дыхания, интонационной выразительностью.
Совершенствовать приемы кукловождения напольных кукол-образов.
Пополнять и активизировать словарь детей.
Продолжать развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных произведений и характеристике сказочных героев.
Развивать внимание, память, мышление, воображение благодаря заучиванию наизусть различных произведений.
Виды театра :
- конусный театр
- театр плоскостных фигур
- кукольный
- настольный
- пальчиковый
- драматизированный
Продолжительность занятия.
Занятия проводятся:
- Младшая группа – 1 раза в неделю по 15 минут.
- Средняя группа –1 раза в неделю по 20 минут.
Формы работы с педагогами:
1. Знакомство педагогов с темами занятий.
2. Совместное проведение занятий с музыкальным руководителем.
3. Привлечение педагогов к постановкам спектаклей.
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование.
2. Проведение «Недели театральных встреч».
3. Оформление стенда «Театр и ребенок».
Продолжительность занятия:
Младшая группа : 15 мин.
Средняя группа : 20 мин.
Каждое второе занятие – репетиция.
Параметры диагностики
Диагностика проводится по перечню вопросов, составленному на основе учебного плана.
При ответе анализируется уровень понимания и правильного выполнения заданий
Учебный план младшая группа
Тема занятия Часы Цель Материал
«Петрушка встречает друзей»
1 Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. Развивать внимание, наблюдательность, воображение. Кукла- петрушка, иллюстрации о театре.
Эмоции 2 Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость и тд. и тп.) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. Набор фотографий «Эмоции», атрибуты для игры.
Кукольный театр «Теремок» (16)
1 Учить детей работать с куклой за ширмой. Развивать эмоциональную выразительность речи. Уметь работать в коллективе. Подготовить с детьми все необходимые атрибуты, декорации к подготовке и проведению спектакля, знакомство со сценарием.
1. Мышка-норушка 1 Помочь детям создать образ мышки, продолжать совершенствовать навык ведения куклы по ширме (загадка, пальчиковая гимнастика, скороговорка, игротренинг, сценическое движение, сценический этюд). Игрушка мышка, ширма с декорациями леса и теремка, кукла мышка, элементы костюма мышки.
2. Лягушка – квакушка. 1 Познакомить детей со сказочным персонажем – мышкой. Развивать артистические способности детей (загадка, звукоподражание, игротренинг, сценическое движение, сценический этюд). Ширма с декорациями, кукла лягушка, элементы костюма лягушки и кукушки, кукла мышки.
3. Встреча мышки с лягушкой. 1 Совершенствовать умение водить куклы по ширме, выполнять соответствующие тексту движения героев. Ширма с декорациями, куклы: мышка и лягушка.
4. Зайка– трусишка. 1 Познакомить детей со сказочным персонажем – зайцем (скороговорка, пальчиковая гимнастика, считалка, инсценировка, сценическое движение, сценический этюд). Куклы: мышь, лягушка, зайка. Элементы костюма зайца.
5. Встреча зайца с мышкой и лягушкой. 1 Продолжать работать со стихотворным текстом, выполнять соответствующие тексту действия. Ширма с декорациями, куклы.
6. Лисица – рыжая сестрица. 1 Познакомить детей со сказочным персонажем – лисой. Учить детей свободно перемещаться в пространстве. Элементы костюма лисы, ширма, куклы.
7. Встреча лисы с мышкой, лягушкой, зайцем. 1 Отрабатывать текст сказки, движения героев. Ширма, куклы.
8. Серенький волчок. 1 Познакомить детей с персонажем сказки – волком. Помочь детям создать образ волка. Элементы костюма волка, ширма, декорации, кукла волка.
9. Встреча волка с героями сказки. 1 Отрабатывать силу голоса, сценическое внимание. Ширма, декорации, куклы: волк, мышь, лягушка, заяц, лиса.
10. Мишка косолапый. 2 Познакомить детей с новым героем сказки – медведем. Помочь детям создать образ медведя, используя различные средства. Элементы костюма медведя, ширма, куклы.
12. Репетиция спектакля «Теремок». 2 Совершенствовать элементы актерского мастерства, развивать диалогическую речь героев сказки. Ширма, декорации, куклы.
13. Постановка спектакля «Теремок». 1 Создать атмосферы творческого переживания и перевоплощения. Оформление зала для показа спектакля.
1. Театрализованная игра «Цирк зверей»
Дрессированная Собачка 6 Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память, воображение. Шапочки собак, обруч, шарики для клоуна, большой и маленький мяч, кубы для перепрыгивания.
2. Дрессированная Козочка и петушок 1 Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь с друг другом. Совершенствовать пластическую выразительность. Совершенствовать элементы актерского мастерства. Элементы костюмов петуха и лошадки, атрибуты на цирковое представление.
3. Дрессированные медведи 1 Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. Шапочки медведей, самокат, боксерские перчатки, мяч, гармошка, скакалка.
3. Дрессированная Лошадка 1 Совершенствовать пластическую выразительность. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. Шапочки лошадки, уздечка, лошадка на ножке.
4. Театрализованная игра Концерт «Цирк зверей» 2 Прививать детям любовь к животным. Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных. Костюмы: медведей, собачек, лошади, козы, петуха. Атрибуты на цирковое представление.
Драматический театр
«Бычок - рыженький бочок»
1 Учить понимать душевное состояние персонажа, изобразить эмоции с помощью мимики, жестов, движений. Развивать инициативу и самостоятельность детей в передаче отдельных черт характера персонажей. Вызвать желание по собственной инициативе участвовать в драматизации. Шапочка бычка, мусорный бачок.
«Звери у плетня» 1 Продолжать учить понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики, жестов, движений. Побуждать самостоятельно, искать выразительные жесты, движения для создания образа. Шапочки: зайца, лисы, ежей, медведя, козы. Морковка, плетень, огород.
«Гусь - красные лапки» 1 Поощрять детей в театрально игровой деятельности. Формировать умение следить за развитием действия в сценических этюдах. Развивать инициативу и самостоятельность детей в передаче отдельных черт характера персонажей. Иллюстрация гуся.
Шапочки: гусей, волка.
Декорации: лужа, дом, овраг.
Для бабушки: косынка, сарафан, фартук, палочка.
Учебный план. Первый год обучения (4-5 лет) средняя группа
Тема занятия Часы Цель Материал
«Петрушка встречает друзей»
1 Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. Развивать внимание, наблюдательность, воображение. Кукла- петрушка, иллюстрации о театре.
Эмоции 2 Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость и тд. и тп.) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. Набор фотографий «Эмоции», атрибуты для игры.
Кукольный театр «Теремок»
1. Мышка-норушка (12)
1 Учить детей работать с куклой за ширмой. Развивать эмоциональную выразительность речи. Уметь работать в коллективе.
Помочь детям создать образ мышки, продолжать совершенствовать навык ведения куклы по ширме (загадка, пальчиковая гимнастика, скороговорка, игротренинг, сценическое движение, сценический этюд). Подготовить с детьми все необходимые атрибуты, декорации к подготовке и проведению спектакля, знакомство со сценарием.
Игрушка мышка, ширма с декорациями леса и теремка, кукла мышка, элементы костюма мышки.
2. Лягушка – квакушка.
Встреча мышки с лягушкой. 1
Познакомить детей со сказочным персонажем – мышкой. Развивать артистические способности детей (загадка, звукоподражание, игротренинг, сценическое движение, сценический этюд).
Совершенствовать умение водить куклы по ширме, выполнять соответствующие тексту движения героев. Ширма с декорациями, элементы костюма лягушки и кукушки,
куклы: мышка и лягушка.
3. Зайка– трусишка.
Встреча зайца с мышкой и лягушкой. 1
Познакомить детей со сказочным персонажем – зайцем (скороговорка, пальчиковая гимнастика, считалка, инсценировка, сценическое движение, сценический этюд).
Продолжать работать со стихотворным текстом, выполнять соответствующие тексту действия. Куклы: мышь, лягушка, зайка. Элементы костюма зайца.
Ширма с декорациями.
6. Лисица – рыжая сестрица.
Встреча лисы с мышкой, лягушкой, зайцем. 1
Познакомить детей со сказочным персонажем – лисой. Учить детей свободно перемещаться в пространстве.
Отрабатывать текст сказки, движения героев. Элементы костюма лисы, ширма, куклы.
8. Серенький волчок. 1 Познакомить детей с персонажем сказки – волком. Помочь детям создать образ волка. Элементы костюма волка, ширма, декорации, кукла волка.
6. Сказочный герой- лиса. 1 Познакомить со сказочным персонажем – лисой (загадка, скороговорка, сценическое движение, сценический этюд, игротренинг, пальчиковая гимнастика). Элементы костюма лисы, ширма, декорация леса, лиса, кололбок.
9. Встреча волка с героями сказки. 1 Отрабатывать силу голоса, сценическое внимание. Ширма, декорации, куклы: волк, мышь, лягушка, заяц, лиса.
10. Мишка косолапый. 1 Познакомить детей с новым героем сказки – медведем. Помочь детям создать образ медведя, используя различные средства. Элементы костюма медведя, ширма, куклы.
12. Репетиция спектакля «Теремок». 2 Совершенствовать элементы актерского мастерства, развивать диалогическую речь героев сказки. Ширма, декорации, куклы.
13. Постановка спектакля «Теремок». 2 Создать атмосферы творческого переживания и перевоплощения. Оформление зала для показа спектакля.
1. Театрализованная игра «Цирк зверей»
Дрессированная Собачка (6)
1 Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память, воображение. Шапочки собак, обруч, шарики для клоуна, большой и маленький мяч, кубы для перепрыгивания.
2. Дрессированная Козочка и петушок 1 Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь с друг другом. Совершенствовать пластическую выразительность. Совершенствовать элементы актерского мастерства. Элементы костюмов петуха и лошадки, атрибуты на цирковое представление.
3. Дрессированные медведи 1 Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. Шапочки медведей, самокат, боксерские перчатки, мяч, гармошка, скакалка.
3. Дрессированная Лошадка 1 Совершенствовать пластическую выразительность. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. Шапочки лошадки, уздечка, лошадка на ножке.
4. Театрализованная игра Концерт «Цирк зверей» 2 Прививать детям любовь к животным. Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных. Костюмы: медведей, собачек, лошади, козы, петуха. Атрибуты на цирковое представление.
1. Кукольный театр «Колобок»
Колобок – румяный бок. (7)
1 Научить детей работать куклами за ширмой
Познакомить детей с кукольным персонажем-колобком Подготовить декорации, атрибуты.
Ширма для верховых кукол, декорации, колобок.
2. Знакомство с дедом и бабкой. 1 Познакомить с дедом и бабкой. Ширма, декорация дома, дед, бабка, колобок.
3. Зайка – побегайка. 1 Познакомить детей со сказочным персонажем – зайцем (загадка, скороговорка, пальчиковая гимнастика, сценическое движение, инсценировка, кукловождение). Элементы костюма деда и бабы, ширма, избушка, заяц, колобок.
4. Сказочные герои – волк, медведь. 1
Познакомить детей со сказочными персонажами – волком и медведем (загадка, скороговорка, сценический этюд, сценическое движение, кукловождение). Элементы костюма волка, медведя, декорация леса, ширма, волк, медведь, колобок.
5. Сказочный герой- лиса. 1 Познакомить со сказочным персонажем – лисой (загадка, скороговорка, сценическое движение, сценический этюд, игротренинг, пальчиковая гимнастика). Элементы костюма лисы, ширма, декорация леса, лиса, клолбок.
6. Кукольный театр. Постановка русской народной сказки «Колобок» 2 Распределение ролей между детьми. Познакомить родителей с постановочной работой детей. Оформление зала для проведения спектакля кукольного театра.