Светлана Христолюбова
Программа социального партнёрства с семьёй в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнёрства с семьёй в подготовительной к школе группе "Непоседы"
Воспитатель: Христолюбова С. В.
Пояснительная записка
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. Семья – это среда, где ребёнок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. Семья и ДОУ – два важнейших института социализации детей. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Актуальность
Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребёнка детского сада до его поступления в школу. Актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в условиях действия ФГОС ДО, тем самым, ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Практическая значимость программы выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Программа даёт возможность повысить компетенции родителей в области воспитания о обучения дошкольников.
На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и образовании детей.
Единство в понимании педагогами и воспитателями целей и задач воспитания и обучения дошкольников.
Доверительное, уважительное отношение к ребёнку как со стороны родителей, так и педагогов.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.
Цель:
формирование сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного
учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьёй каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении развивающей предметно – пространственной среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребёнком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения дополнительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Программные мероприятия
Первоочередные мероприятия с родителями:
1. Социальный анамнез семьи.
2. Составление и заполнение социального паспорта семьи.
3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.
4. Анализ типов семей воспитанников.
5. Определение стилей воспитания в семье.
6. Определение педагогической компетенции родителей.
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
Первый этап
Актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребёнка.
Второй этап
Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в детском саду.
Третий этап
Партнерские отношения педагогов и родителей в деятельности детского сада, в основу которых заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на лично-деятельный подход.
Основные блоки по работе с родителями
Блок Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повысить педагогическую компетенцию родителей Беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские собрания
Включение родителей в деятельность ДОУ Привлекать родителей к планированию, организации и контролю за деятельностью ДОУ Конкурсы, соревнования, викторины, мастер-классы, совместные праздники, дни открытых дверей
Ожидаемые результаты
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам, как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются тёплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого - педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Перспективный план мероприятий социального партнёрства с семьёй
на 2019-2020 г. г.
Сентябрь
Формы работы Индивидуальная работа Сроки
1 неделя
Наглядная информация: папка-передвижка «С началом учебного года!»
Консультация «К чему готовиться будущему первокласснику».
Рекомендации по физическому воспитанию.
Создание группы «Непоседы» в мессенджере Viber.
Пояснение основных направлений в работе по подготовке к школе.
Напоминание о спортивной форме.
Беседы о событиях прошедшей недели.
Наглядная информация: папки –передвижки «Дары осени»,
«Здравствуй, осень».
Практикум «Физкультминутки не для шутки».
Консультация «Играем, речь развиваем».
2 неделя
Беседы по образовательной деятельности.
Рекомендации по образовательной деятельности
Фотогазета «Как мы провели лето!».
Выставка «Осенняя фантазия».
Консультация «Приобщаемся к народному творчеству».
Анкета «Нужно ли заниматься творчеством дома?»
Помощь в сборе фотографий для газеты.
3 неделя
Пояснение по оформлению и сбору наглядного материала
Анкетирование родителей «Что ждём от подготовительной группы?»
Консультация «Игра как средство воспитания ребёнка».
4 неделя
Родительское собрание групповое:
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
Фотоотчёт «Интересные дела в сентябре».
Пояснение по поводу заполнения анкеты.
Помощь в подборе дидактических игр для всестороннего развития старшего
дошкольника
Октябрь
1 неделя
Консультация
«Нетрадиционная аппликация как средство развития творчества детей»
Рекомендации от доктора : «Вакцинация против гриппа. За и против.».
Проект «Мой город»
Уточнение и показ наглядной информации по теме недели.
Ознакомление с проектом «Мой город».
Мастер-класс «Такая разная аппликация!»
Практикум «Как укрепить здоровье ребёнка?»
Консультация «Учите правила движения вместе с детьми».
Беседы по образовательной деятельности.
Рекомендации по укреплению иммунитета народными средствами.
2 неделя
Ознакомление с буклетом
«Нетрадиционная аппликация».
Консультация «Проектная деятельность как средство всестороннего развития
ребёнка»
Час творчества «Мастерим вместе с мамой».
Фотоальбом «Традиции моей семьи».
Советы родителям по изобразительной деятельности.
3 неделя
Разъяснения по созданию фотоальбома о традициях семьи.
Консультация «Знакомимся с историей нашего города вместе с детьми».
Практикум «Рисуем нетрадиционным способом».
4 неделя
Праздник «В гостях у королевы Осени».
Фотоотчёт «Интересные дела в октябре».
Рекомендации по патриотическому воспитанию.
Советы по оформлению атрибутов и костюмов к празднику.
Ноябрь
1 неделя
Наглядная информация:
папка передвижка «День Народного Единства».
Памятка «Бережём осанку с детства».
Консультация «Как организовать выходной день с ребенком.
Напоминание о соблюдении режима дня.
Наглядная информация: папка- передвижка «
Консультация «Зачем надо помнить свою историю?».
Беседы с родителями о событиях прошедшего дня.
2 неделя
Советы родителям:«Дети наше повторение». Работа над своими ошибками.
Консультация «Как отвечать на детские вопросы»
Мастер-класс по нетрадиционной аппликации «Ниткография-это интересно»
Индивидуальные беседы. «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка».
3 неделя
Наглядная информация:
папка-передвижка «День матери»
Консультация «Как не заболеть осенью»
Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».
4 неделя
Развлечение «Мамочка, дорогая».
Фотоотчёт «Интересные дела в ноябре»
Мастер – класс для родителей
«Изготовление чесночных бус, кулонов для профилактики простуды»
Рекомендации по образовательной деятельности
Декабрь
1 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «Зимушка-зима».
Час творчества «Мастерим вместе с мамой».
Консультация
«Будущий первоклассник».
Пояснение по поводу работы с детьми дома по теме недели.
Рекомендации по способам изготовления новогодних костюмов к празднику.
2 неделя
Проект «История возникновения новогодней игрушки».
Мини-выставка «Новогодняя игрушка».
Консультация «История новогодней игрушки»
Муниципальный конкурс «Новогодний калейдоскоп».
Привлечение к пополнению мини-выставки «Новогодняя игрушка».
Рекомендации по образовательной деятельности.
Наглядная информация: папка-передвижка «Мастерим с детьми»
Конкурс новогодних поделок.
Консультация «Как встречают Новый год в разных странах»
Сообщение о конкурсе новогодних поделок в группе «Непоседы» в Viber.
Уточнение информации о новогоднем празднике в Viber.
3 неделя
Наглядная информация:папка-передвижка «Подвижные игры зимой».
Рекомендации «Безопасный Новый год».
4 неделя
Новогодний праздник «В гостях у сказки»
Фотоотчёт «Интересные дела в декабре».
Напоминание о безопасности на дорогах, о наличии светоотражающих элементов
на одежде детей в тёмное время суток.
Рекомендации списка художественной литературы на время новогодних каникул.
Январь
2 неделя
Наглядная информация: папка-передвижка «Рождество. Святки».
Мастер-класс «Рождественский ангелок»
Консультация
«Закаливание бывает не только летом»
Просьба о помощи при расчистке участка от снега.
Благодарности родителям за помощь в уборке снега.
Наглядная информация:«Зимние виды спорта»
3 неделя
Фотозарисовка «Со спортом я дружу».
Рекомендация «Как готовить руку ребёнка к письму».
Беседа с родительским комитетом о выпускном празднике.
Пояснение о необходимости закрепления дома любой образовательной
деятельности.
Помощь в выборе фотографий к коллажу.
4 неделя
Наглядная информация Папка-передвижка «Зимующие птицы», листовка
«Покормите птиц зимой».
Акция «Кормушка из бросового материала».
Советы по изготовлению кормушки из бросового материала.
Рекомендации по подбору дидактических игр и упражнений по теме недели.
Фотоотчёт «Интересные дела в январе».
Родительское собрание групповое «Нетрадиционная аппликация как способ
всестороннего развития старшего дошкольника».
Февраль
1 неделя
Наглядная информация: папка-передвижка «Расскажите детям об Российской
Армии».
Создание мини-музея «Наша Армия».
Проект «Наша Армия отважна и сильна».
Консультация «Осторожно, вирусные инфекции!»
Уточнение информации о сборе предметов для музея.
Помощь в образовательном процессе.
2 неделя
Наглядная информация:папка-передвижка «Военные профессии».
Фотоотчёт «Книги об армии для чтения дома».
Час творчества «Мастерим вместе с мамой» Рекомендации о чтении детям
художественных произведений об Армии.
Помощь в выборе речевых упражнений по теме недели.
Спортивное развлечение к 23 февраля.
3 неделя
Консультация «Каким должно быть воспитание отца».
Анкетирование для пап «Какой я мужчина?»
Разьяснение информации о развлечении в Viber.
Рекомендация от доктора «Как избежать гиподинамии дома?».
4 неделя
Консультация «Что такое психологическая готовность к школе?».
Фотоотчёт «Интересные дела в феврале». Напоминание о пользе личного
примера родителя при выполнении утренней зарядки.
Памятки о пользе здорового образа жизни.
Март
1 неделя
Наглядная информация:плакат «С 8 марта», папка-передвижка «Международный
женский день».
Весенний праздник, театрализация по сказке «Дюймовочка».
Стенгазета «С 8 Марта!».
Проект «8 Марта-международный женский день».
Помощь и рекомендации по поводу изготовления атрибутов и костюмов к
утреннику.
Напоминание о сборе фотографий к стенгазете.
Консультация «Готовность к школе»
Час творчества «Моя мама-мастерица!».
2 неделя
Анкетирование «Готов ли мой ребёнок к школе?»
Пояснение о проведении творческой мастерской.
Наглядная информация:
Папки- передвижки «Знакомимся с фольклором».
Консультация «Народные промыслы России».
3 неделя
Мини – выставка «Народные промыслы».
Консультирование по образовательной деятельности.
Пояснение об экспонатах мини-выставки.
Консультация «Народная игрушка–оберег».
4 неделя
Игра-практикум «Волшебный материал».
Фотоотчёт «Интересные дела в марте».
Рекомендации по образовательной деятельности.
Просьба принести бросовый материал для работы.
Апрель
1 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «Весна пришла», «Игры во дворе
весной».
Буклет «Народные подвижные игры».
Консультация «Как не заболеть весной». Напоминание о наличии сменной одежды в шкафу.
Рекомендации по образовательной деятельности.
2 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «О космосе», «Профессия-космонавт».
Групповой конкурс «Космические истории».
Консультация «Правильные развивающие игры».
Уточнение о номинациях группового конкурса.
Рекомендации по образовательной деятельности.
3 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «Дети –герои ВОВ», «Города Герои».
Час творчества «Мастерим с мамой».
Консультация «Математические игры –средство познавательного развития».
Напоминание о подготовке к годовщине победы в ВОВ. Привлекать к участию в
Акции «Бессмертный полк», готовить фотографии участников войны.
Беседы о подготовке к выпускному вечеру.
4 неделя
Наглядная информация: папки- передвижки «1 Мая –День весны и труда», «Труд
человека весной».
Круглый стол
«Традиции нашей семьи».
Консультация «Трудиться – это здорово!»
Фотоотчёт «Интересные дела в апреле».
Помощь в образовательной деятельности по запросу.
Май
1 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «День Победы», «Как рассказать о
войне детям».
Консультация «Что читать детям о войне».
Памятка «Основы нравственных отношений в семье».
Выпуск газеты «Поздравления ко Дню Победы».
Уточнения по поводу словарной работы по теме.
Показ художественной литературы для чтения о войне дома.
2 неделя
Наглядная информация: папки-передвижки «Правила дорожного движения»,
«Соблюдаем вместе с родителями».
Конкурс макетов «Моя улица».
Буклет «Дорожные знаки».
Встреча с профессионалом. «Моя профессия - водитель!»
Напоминание о правилах дорожного движения в группе Viber.
Информирование о конкурсе макетов в группе Viber.
3 неделя
Родительское собрание «Мы на пути в школу».
Консультация «Режим будущего школьника».
Рекомендации от доктора «Красивая осанка –это важно!»
Рекомендации по образовательной деятельности.
4 неделя
Стенгазета «Вот и стали мы на год взрослее!»
Помощь при оформлении группы к выпускному вечеру.
Напоминание о выпускном в группеViber.
Выпускной праздник «До свидания, детский сад!».
Фотоотчёт «Интересные дела в мае».