Ирина Трегуб
Программа социального партнерства с родителями детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Программа
социального партнерства с родителями детей
Младше-средней группы на 2020-2021
Воспитатели:
Трегуб Ирина Валентиновна
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Программа социального партнерства с родителями детей» размещена в разделах
Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада.
Актуальность.
Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка. Практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Методологической основой программы является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями. Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС ДО через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов;
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Программа взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:
отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Уставом МБДОУ Детский сад № 9;
охватывает такие аспекты совершенствования ДОУ, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.
Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- разработать эффективные формы работы с родителями;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Перспективный план работы с родителями младше-средней группы
Сентябрь.
Родительское собрание. «Подготовка к новому учебному году». Задачи: Знакомство родителей с требованиями программы ФГОС воспитания в детском саду детей 3 - 5 лет.
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» Задачи: Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада.
Беседа :«Развитие речи детей 4-5 лет». Задачи: Педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Индивидуальные беседы. Задачи: Педагогическое просвещение родителей по интересующим их вопросам
Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии» Задачи: Вовлечение воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природного материала
Папка- передвижка «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» задачи: Дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребенка
Индивидуальные беседы «Одежда детей в группе» Задачи: Дать рекомендации по одежде детей в группе.
Октябрь.
Папка- передвижка «Ребенок и компьютер» Задачи: Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере
Папка- передвижка «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей» Задачи: Педагогическое просвещение родителей о роли стихов, потешек в воспитании детей.
Беседа : «Как организовать выходной день с ребенком» Задачи: Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе
Беседа «Одежда детей в разные сезоны». Задачи: Обогащение педагогических знаний родителей по данной теме.
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа. Задачи: Обогатить знания родителей о вакцинации против гриппа.
Папка-передвижка: «Сказкотерапия для дошкольников». Задачи: Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников со сказкотерапией.
Индивидуальные беседы. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Задачи: Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.
Беседа: «Осенний праздник для детей» Задачи: Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.
Ноябрь.
Папка-передвижка «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». Задачи: Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей».
Памятка «Развитие творческих способностей ребенка». Задачи: Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении».
Памятка «Как не болеть в детском саду» Задачи: Познакомить родителей с проводимыми в группе и в саду закаливающими мероприятиями, дать рекомендации по закаливанию в домашних условиях.
«Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье» Задачи: Дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
Беседа: «О воспитании правдивости в детях». Задачи: Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей. Решение проблемных ситуаций.
Памятка: «Организация развивающей среды дома». Задачи: Помощь родителям в организации игрового пространства дома. Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребёнком.
Декабрь.
Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!» Задачи: Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!»
Подготовка к Новогоднему празднику. Задачи: Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.
Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала. Задачи: Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества.
Беседа: «Режим дня» Задачи: Информировать родителей о важности соблюдения режима
Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». Задачи: Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». Задачи: Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. Задачи: Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Январь.
Беседа «Как привить своему ребёнку интерес к чтению художественной литературы». Задачи: Активизация и совершенствование педагогических знаний и умений родителей.
Папка- передвижка : «Наблюдения с ребенком на прогулке в зимней период». Задачи: Привлечь родителей к совместным прогулкам с детьми и наблюдениям за явлениями природы в зимний период.
Памятка: «Общение в семье» Задачи: Советы родителям по выстраиванию взаимоотношений в семье.
Экологическая акция «Кормушка для пичужки» Задачи: Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению кормушек и развешиванию их на территории участка.
Беседа: «Учите детей любить и беречь природу!». Задачи: Дать рекомендации родителям по воспитанию экологической культуры у детей.
Февраль.
Индивидуальные беседы: «Что должен знать ребенок». Задачи: Выяснить, что думают родители по поводу того, кто такой идеальный родитель и какими качествами он должен обладать.
Анкетирование «Идеальный родитель» Задачи: Выяснить, что думают родители по поводу того, кто такой идеальный родитель и какими качествами он должен обладать.
Папка-передвижка «Игры для развития детей» Задачи: Показать родителям значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей у детей.
Индивидуальные беседы: «Роль отца в воспитании ребенка» Задачи: Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей играют папы и дедушки.
Папка – передвижка «Здравствуй, Масленица!» Задачи: Продолжать прививать православные традиции, познакомить с приметами, развлечениями праздника Масленицы.
Индивидуальные беседы по запросу. Задачи: Индивидуальная работа с родителями
Папка-передвижка: «Зима и зимние приметы» Задачи: Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима»
Март
Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна – Красна в гости к нам пришла!» Задачи: Привлечь внимание родителей к информации на весеннюю тематику в родительском уголке, заинтересовать событиями, происходящими в группе.
Весенний утренник, посвященный 8 Марта для детей и родителей Задачи : Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков, создание праздничной атмосферы.
Папка-передвижки «Весна» Задачи: Расширить представление детей и родителей о времени года «весна»
Индивидуальные беседы: «Детские конфликты» Задачи: Дать рекомендации родителям о способах разрешения детских конфликтов
Тематическая выставка детских работ «Подарки для мамы» Задачи: Вовлекать в совместное творчество с детьми при изготовлении работ на выставку и при подготовке к праздничному утреннику.
Анкетирование «Дети и конструктор» Задачи: Выяснить информацию о том, какие виды конструкторов привлекают детей, как часто семьи проводят вечера за совместным конструированием.
Беседа: «Пять правил правильного питания» Задачи: Ознакомление родителей с информацией о правильном питании дошкольника, о полезных и вредных продуктах для здоровья ребенка.
Апрель.
Папка-передвижка «Этот загадочный космос». Задачи: Ознакомление родителей с информацией о Дне космонавтики, развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Беседа: «Знай и соблюдай правила гигиены». Задачи: Рекомендации родителям о гигиене тела, одежды, обуви и т. д. детей, как привить ребенку правила чистоты и здоровый образ жизни.
Папка-передвижка: «Школа чрезвычайных ситуаций!». Задачи: Информировать родителей о правилах поведения при пожаре, повышать грамотность семей по данной теме.
Беседа: «Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка». Задачи: Способствовать здоровью сбережению воспитанников в домашних условиях. Педагогическое просвещение.
Памятка для родителей «Одежда ребёнка для прогулок». Задачи: Дать рекомендации по правильному одеванию детей по погоде.
Папка - передвижка: «Прогулка с детьми в зимний период». Задачи: Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в весеннее время года.
Буклет : «Какие сказки читать детям», «Как правильно общаться с детьми». Задачи: Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.
Май.
Буклет : «Пришла весна, прилетели птицы». Задачи: Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей заботливого отношения к птицам.
Папка –передвижка «День Победы». Задачи: Привлечь внимание родителей к информации
Беседа. «Подвижные игры для дошкольников». Задачи: Рассказать о пользе подвижных игр для физического и психического здоровья дошкольников.
Проведение субботника по благоустройству участка. Задачи: Формирование положительных отношений между коллективом ДОУ и родителями.
Родительское собрание : «Чему мы научились за год». Задачи: Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
Совместное создание в группе огорода. Задачи: Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
Буклет: «Развитие творческих способностей ребёнка». Задачи: Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.