Татьяна Державина
Программа семинара-практикума «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа семинара-практикума
и профессиональных качеств"
Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
Задачи программы.
1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.
2. Обучение этике делового взаимодействия.
3. Помощь в обретении собственного речевого стиля.
4. Обучение языку телодвижений.
Публикация «Программа семинара-практикума „Самопрезентация личных и профессиональных качеств“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самопрезентация воспитателя (педагога)
- Семинар, практикум
- Темочки
Объект программы. Студенты, молодые специалисты и все те, кто желает получить навыки самопрезентации.
1. Содержательные аспекты работы в программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств".
Самое главное в эффективной самопрезентации - добиться того, чтобы у объекта самопрезентации в момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере - субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков. Практически никогда не достаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт, но и необходимо иметь определенный набор личных качеств. Исходя из контекста нашей программы, можно предложить следующий набор данных качеств :
- умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;
- умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;
- умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;
- умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить своё и чужое время, оптимальным образом организовывать деловую деятельность.
На развитие этих умений, а также на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности клиента, а, с другой стороны, призваны помогать клиенту в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий.
2. Особенности форм и методов проведения занятий по программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств".
Все занятия по программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" происходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:
а) изложения проблемного материала, обсуждения его и
б) закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.
К особенностям (то есть тому, что не является неспецифическим при проведении семинаров и тренингов) занятий по данной программе можно отнести следующее:
- использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;
- использование учебных видеоматериалов;
- выдача вспомогательных печатных материалов (образцы листков самопрезентации, перечни необходимых упражнений и пр.) и материалов, репрезентирующих ситуацию семинара-тренинга.
По окончании каждого семинара-тренинга в рамках программы "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" каждому участнику по его желанию выдается справка о том, что он прошел этот семинар-тренинг.
3. Структурные компоненты занятий.
Вся программа состоит из четырёх этапов, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем, то есть парциален. При желании клиент может сделать заказ на свое участие не во всей программе, а только в некоторых этапах либо же в одном.
На один этап отводится 5 часов времени с одним перерывом.
Каждое занятие (этап) состоит из четырех-пяти шагов. Продолжительность одного шага составляет около одного часа. Каждый шаг состоит из двух составляющих: просвещающей и реализационной - примерно по 30 минут каждая. В просвещающей части выдается определенная информация, закрепление которой происходит в реализационной части.
Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей.
Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами.
Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.
Четвертый этап полностью посвящен этике деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.
4. Программа занятий.
Первый семинар-тренинг.
Язык тела: понимание жестов других людей,
расположение к себе своими жестами.
1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).
2) Первый шаг: изучение жестов рук.
а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (перекрещение рук, ног и др., производится закрепление материала в виде анализа поз присутствующих, упражнения "Закрыться разными способами" и анализа разыгрываемой игры.
б) Жесты доминирования: рассказывается о видах жестов доминирования (поворот кисти при рукопожатии, выставление пальцев и др., закрепление (аналогичное предыдущему).
в) Жесты прикосновений: рассказывается о видах и значениях жестов прикосновений (потирание носа, глаза, собирание и др., закрепление.
г) Прочие жесты рук: то же.
3) Второй шаг: изучение различных положений головы, корпуса и ног.
а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (отворачивание и др., закрепление.
б) Жесты головы: рассказывается о видах жестов головой (наклонения, поворачивания, закрепление.
в) Зональное расположение, направление и наклоны корпуса: рассказывается о смыслах движений корпуса, закрепление.
г) Другие положения корпуса.
4) Третий шаг: другие жесты, движения и сигналы.
а) Манипулирование различными предметами : рассказывается о смысле манипулирования теми или иными предметами (очками, сигаретами и т. д., закрепление.
б) Движения глаз: рассказывается о смысле направленностей взгляда, открытости-закрытости глаз и пр., закрепление. в) Движения, связанные с процессом ухаживания: рассказывается о пользе знания и умения использовать движения ухаживания в некоторых случаях самопрезентации, закрепление.
5) Четвертый шаг: отзеркаливание и другие способы расположения к себе.
а) Демонстрация открытых поз: повторение видов защитных жестов, обучение открытым жестам и позам, закрепление.
б) Выражение заинтересованности: повторение жестов, отражающих незаинтересованность и заинтересованность, рассказывается о комбинациях жестов заинтересованности, закрепление.
в) Отзеркаливание: рассказывается об отзеркаливании жестов партнера как наиболее успешном способе расположения к себе, закрепление (все разбиваются на пары и играют в отзеркаливание).
6) Пятый шаг (занимает все время от конца четвертого шага до конца тренинга) : разыгрывание ситуаций реального тренинга.
Используется система жетонов. Ведущий является заказчиком определенной услуги (к примеру, за какое-то время решить арифметическую задачку) и выбирает из присутствующих "менеджера" (то есть того, кто будет выбирать конкретного исполнителя/исполнителей).
"Менеджер" должен, исходя из рода задачи (ведущий описывает задачу только в общих чертах) и способностей присутствующих выбрать исполнителя/исполнителей. С каждым присутствующим "менеджер" проводит собеседование в течение одной минуты. В случае удачного выполнения задачи ведущий даёт "менеджеру" какое-то количество жетонов, которое он сам, исходя из договоренности с исполнителями и распределяет.
За 10-15 минут до конца семинара-тренинга все присутствующие на нем высказывают свое мнение о нем и о своих успехах и неудачах в процессе разыгрывания ситуаций.