Ирина Матвеева
Программа самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Публикация «Программа самообразования по теме „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По данной теме с 2013 по 2015 года мной пройдены следующие этапы самообразования :
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь 2013 г. - Изучение методики Л. А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования
Октябрь-ноябрь 2013 г. «Круглый стол» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»
Декабрь 2013 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Январь -
Февраль
2014 г. «Хочу все знать»
Интернет-обмен передового опыта Поиск интересной информации о явлениях природы. Обмен опытом на сайтах «Самообразование в опытно - экспериментальной деятельности» Папка-передвижка для родителей и детей. Консультация для воспитателей по обмену опытом
Март
2014 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Апрель -
Май
2014 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ
Сентябрь
2014 г. Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Беседа, рассуждение, умозаключение
Октябрь-декабрь
2014 г. Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» Подборка материалов Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
Январь -февраль
2015 г. «Проект как метод обучения» Изучение структуры создания проекта Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Март-май
2015 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Подведение итогов.