Наталья Калинина
Программа «Развитие творческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО * ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на программу реабилитации «Развитие творческих способностей у детей» воспитателя государственного учреждения социального обслуживания населения Краснодарского края «Армавирский центр социальной помощи
Публикация «Программа „Развитие творческих способностей у детей“» размещена в разделах
Одним из важных звеньев в системе социально-педагогической помощи детям является разработка программ социального образования.
Структура представленной программы соответствует предъявляемым требованиям к составлению данного вида разработок.
В пояснительной записке педагогом чётко сформулированы цель и задачи программы.
Программа направлена на развитие адаптивных возможностей и творческого потенциала детей.
Программой предусмотрены не только теоретические, но и практические занятия. В ходе реализации программы дети знакомятся с различными видами живописи и техниками изобразительной деятельности.
Такой подход позволит в процессе реализации программы решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в комплексе.
Данная программа может быть использована как один из вариантов подготовки воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни.
РЕЦЕНЗИЯ
семье и детям «Доверие» Калининой Н. Ю.
/Шевченко JI.E.
Рецензия составлена 16 июня 2009г.
Рецензент: к. п. н., зав. кафедрой педагогики и управления
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность воспитателя в условиях центра социальной реабилитации инвалидов и детей - инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга направлена на коррекцию трудностей развития детей, так и на обеспечение необходимых условий для их социализации в обществе.
Творческую активность детей, педагог создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, что особенно ценно, воображение.
При организации работы по формированию художественных способностей детей большое внимание уделяется социально-эмоциональному развитию, и через различные способы и формы ребенок включается в освоение художественного опыта, пробует себя в качестве художника-творца.
Как показывает опыт работы в учреждении, детям нравятся нетрадиционные занятия, используемые при проведении реабилитационных мероприятий.
Для достижения данной цели была составлена программа реабилитационнокоррекционных занятий «Развитие творческих способностей у детей».
Программа «Развитие творческих способностей у детей» направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала ребенка. Данная программа предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми от 4-16 лет, испытывающие трудности в адаптации и общении.
Цикл занятий рассчитан на период реабилитации 35 дней (по 3 занятия в неделю).
Цель программы : способствовать развитию адаптивных возможностей,
постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук, зрительно - двигательной координации;
- помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свое эмоции и чувства.
- духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость. Организация занятий
На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства, с детьми, с педагогом.
Первый этап - вхождение в занятие;
Второй этап - познавательный (дидактические игры, работа с таблицами); Третий этап - практический;
Четвертый этап - завершающий (физкультминутки, игры, упражненеия).
Калинина Н. Ю., воспитатель
Тематический план по программе «Развитие творческих способностей у детей»
№ Тема занятий Количество часов
1 Знакомство с красками 1
2 Теплый и холодный цвет 1
3 Какого цвета радуга 1
4 Поздняя осень. 1
5 Волшебные краски осени. 1
6 Рисование по представлениям осеннего дерева и кустарника. 1
7 «Однажды хозяйка с базара пришла.» 1
8 Консервируем фрукты 1
9 «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». 1
10 Игрушки 1
11 Магазин игрушек 1
12 Это Я 1
13 «Шустрые мячики». 1
14 «Матрешки - крошки». 1
15 «мы улыбаемся друг другу». 1
16 «Мы идем знакомиться с соседями». 1
17 «Я люблю пушистое, я люблю колючие» 1
18 «Животные, которых я сам придумал» 1
19 «Цыплята» 1
20 «Черепаха на прогулке» 1
21 «Избушка трех медведей» 1
22 «Приглашаем снегирей Съесть рябину поскорей» 1
23 «Дорога для машин» 1
24 «Автобус для зверят» 1
25 «В машине, машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит» 1
26 «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» 1
27 «Тили-тили- тили - бом! Загорелся Кошкин дом». 1
28 «Пожарная лестница». 1
29 «Шоколадные конфетки очень любят наши детки». 1
30. «Бантик для именника». 1
31 «Зеленое царство». 1
32 «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите!» 1
-) -> JJ «Дождик босиком по земле прошел.» 1
34 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1
35 «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!» 1
Организация занятий.
На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия с миром искусства.
Первый этап - вхождение в занятия.
Второй этап - познавательный, работа с таблицами.
Третий этап - практический.
Четвертый этап - завершающий.
Калинина Н. Ю., воспитатель.
Результаты работы по программе Данная программа апробируется в учреждении в течение 2 лет. За это время проведены групповые и индивидуальные занятия с 250 детьми. В результате дети научились четко воспринимать цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение, повысилась творческая активность; улучшалась мелкая моторика, зрительная активность.
Методические рекомендации воспитателю по проведению занятий. Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который прежде чем нарисовать вещь, внимательно изучает.
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить ее. Это нужно четко знать и художнику и ребенку.
Последовательность рисунка: выполнение детального рисунка, первая
прокладка цветов предметов, цвет составляется на палитре, проработка и уточнение деталей.
Со стороны педагога требуется способность к импровизации, поиск методов воздействия с учетом интересов и потребностей ребенка. Занятие по форме скорее напоминает театр одного актера, педагога - актера - импровизатора, который чутко регулирует атмосферу занятия, его деловой настрой, нацеливает весь ход занятия и деятельность маленьких художников на решение поставленных задач. В конечном итоге успех любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.
Занятие №1
Тема: Знакомство с красками.
Цель:
1. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, любоваться красотой предметов, формой, цветом.
2. Развивать желание рисовать кистью.
Материал: лист белой бумаги, вода, акварель, кисти.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Мы с вами отправляемся в путешествие к волшебным краскам. В стране волшебных красок жили - были три короля - красный король, синий король, и желтый король. Они могли делать чудеса, когда встречались с друг другом. Первую остановку сделаем в стране «Акварелька».
Акварель - это водяные краски, растертые на легкорастворимых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.
Упражнение 1. Ровное покрытие одним цветом.
Упражнение 2. Растяжение цвета от светлого к темному.
Упражнение 3. Вливание цвета в цвет.
Внимание! Чтоб краски были всегда чистыми, перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть водой. Воду в баночке нужно периодически менять.
Упражнение 4. Работа кистью: всем ворсом и концом кисти.
3. Физкультминутка.
4. Рисование солнца всем ворсом.
5. Итог занятия.
Занятие № 2
Тема: Теплый и холодный цвет.
Цель:
1 .Начать формировать навыки и умения организации рабочего места (правильно пользоваться кистями, водой, палитрой).
2. Создать обстановку праздничного восприятия познаваемого.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Цвета делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам темпо, огонь. Холодные цвета напоминают о холоде, о снеге. К холодным цветам относятся синий, голубой, фиолетовый. Желтый, красный, синий - основные цвета. Черный, серый, белый - ахроматические цвета. Смешивая основные цвета, получаем новые, которые называются производные.
Упражнение 1. Смешивая красный плюс желтый получается оранжевый.
Упражнение 2. Смешивая желтый плюс синий получается зеленый.
Упражнение 3. Смешивая синий плюс, красный получается фиолетовый.
Запомни, какие производные цвета получается при смешивании основных цветов. Все цвета радуги без черного, серого, белого называются хроматическими.
3. Физкультминутка.
4. Рисование. Рисуем цветную цепочку, соблюдая последовательность красок цветового круга.
5. Итог занятия.
1. Сколько основных цветов в живописи ты знаешь? Назови их.
2. Объясни значение терминов: «основные цвета», «контрастные цвета».
Занятие №3
Тема: Какого цвета радуга?
Цель:
1. Формирование навыков, умение организовывать рабочее место.
2. Создание обстановки праздничного восприятия познаваемого.
3. Воспитывать навыки культурного общения.
Материал: бумага белая, вода, акварель, кисти.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Первую часть занятия отвожу организации рабочего места ребенка, формирование навыков раскладки красок и разведение их водой. Когда трудности организации рабочего места преодолены, приступаю к беседе о лете. Беседа о лете - продолжение начатого разговора с детьми на прошлых занятиях. Это облегчает задачу, дает возможность ближе подойти к главному в беседе - рассказам детей о радуге. Какая она? Дети вспоминают названия всех цветов радуги, в какой последовательности они располагаются (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Общий тон беседы приподнятый, мажорный. К воссозданию увиденной радуги - редкому явлению в природе подходим с большим тактом и чувством.
3. Физкультминутка
4. Рисование. Рисуем радугу.
5. Итог занятия.
1. Объясни значение термина «основные цвета».
2. Назови, какие цвета относятся к «теплым цветам».