Ольга Попова
Программа работы кружка во II младшей группе по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Записка кружковой работы
Вопрос развития мелкой моторики детей очень актуален. Это подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
Публикация «Программа работы кружка во II младшей группе по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии головного мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом - они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста нужно развивать его руки : пальцы и кисти.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Работа по развитию мелкой моторики планируется с детьми II младшей группы, так как у поступивших малышей рука в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Перед началом своей работы провела диагностическое обследование с целью выявить уровень состояния развития мелкой моторики рук детей.
Диагностику проводила с помощью следующих упражнений:
1. упражнение «Спрячь в ладошки»,
2. сминание бумаги в кулаке.
3. потирание кулачков,
4. упражнение «Пальчики здороваются»
Критерий состояния развития мелкой моторики рук разделила на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 61% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 39% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель и задачи.
Цель работы : Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых и дидактических игр.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
4. Прививать любовь к художественному слову.
5. Развивать фантазию и творческое воображение.
6. Развивать коммуникативные навыки.
План кружковой работы.
Октябрь
1. «У меня пропали руки», «Вышли пальчики гулять»
2. «Этот пальчик.», «Флажок»
3. «Про пальчики», «Спрячь в ладошки»
4. «Моя семья», «Стул» Цель: Учить детей подражать движениям взрослого.
Цель: Учить детей подражать движениям взрослого.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Ноябрь
1. «Руки в стороны», «Стол»
2. «Улей», «Пальчики загорают»
3. «Пальчик - мальчик», «Очки»
4. «На лужок», «Лодочка»
Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать хватательные движения, совершенствовать внимание.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Декабрь
1. «Раз, два, три, четыре, пять», «Бинокль»
2. «Черепашка», «Пальчики здороваются»
3. «Пять пальцев», «Погладим котёнка»
4. «Человечек», «Мы рисовали» Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Январь
1. «Стирка», «Цепочка»
2. «Повстречались», «Зайчик»
3. «Пирожки» «Домик»
4. «Прятки», «Корни деревьев» Цель: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Февраль
1. «Бумажные снежки», «Музыканты»
2. «Дом», «Ёлка»
3. «Шарик», «Труба»
4. «Мышка», «Пароход» Цель: Развивать тактильную чувствительность рук.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Март
1. «Коза», «Скворечник»
2. «Лошадка», «Разминка»
3. «Покорми лошадку», «Краб»
4. «Петушок», «Птенчики в гнезде» Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать дифференцированное движение пальцев рук
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Апрель
1. «Березка», «Птички»
2. «Птичка пьёт водичку», «Козочка»
3. «Заиньки», «На мельнице»
4. «Мышка», «Дом и ворота» Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Май
1. «Замок открываем», «Надо спать»
2. «Дождик и солнце», «Спрячь орешек»
3. «Ладушки-ладошки», «Мишка косолапый»
4. «Как живёшь?», «О левой и правой руке» Цель: Развивать тактильную чувствительность рук.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Предполагаемый результат кружковой работы :
1. Усовершенствование предметно – развивающей среды;
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.