Получи документы

Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста «Развивай-ка»

Ольга Молгачева
Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста

«Развивай-ка»

Актуальность программы.

Публикация «Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста „Развивай-ка“» размещена в разделах

Ребенок с самого раннего детства сталкивается с необходимостью ориентироваться в окружающем его пространстве. Постепенно он усваивает самые простейшие пространственные отношения : слева, справа, сверху, снизу, в центре, над, под, в том же направлении, в противоположном направлении и т. д. Эти понятия способствуют развитию пространственного воображения, возможности чувствовать себя комфортно в окружающем пространстве, прогнозировать его.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека и охватывает различные стороны его взаимодействия с окружающим миром. Она представляет собой важнейшее свойство психики человека. В многочисленных исследованиях раскрывается важная роль освоения ребенком предметного и социального пространства в построении им целостной картины мира, понимании своего места в нем. Умение ориентироваться в окружающем мире формирует психические процессы человека, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления, является необходимым условием процесса социализации.

Изучавшие пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве ученые (Ф. Н. Шемякин, Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др.) выяснили, что несформированность этих навыков к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих у детей затруднения в овладении школьными знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, формирование у детей различных способов восприятия окружающего мира, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве является актуальным на этапе дошкольного детства. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к обучению в школе.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка.

Программа работы кружка «Развивай-ка» по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014).

Ведущие цели программы «От рождения до школы» - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цели работы кружка – развитие любознательности и познавательной мотивации детей, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, их отношениях между собой, в большей мере пространственных, подготовка детей к обучению в школе.

Задачи деятельности:

1. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради или книги и т. д.).

2. Учить располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, в правом или в левом углу, по центру и т. д.).

3. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой и другими моделями пространства.

4. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

5. Учить «читать» и понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

6. Учить детей самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

7. Включать родителей в процесс формирования пространственных представлений у детей.

Несформированность пространственных представлений у детей дошкольного возраста влияет на :

• Уровень психического развития ребенка,

• Эмоциональное состояние ребенка,

• Социально – бытовую адаптацию в окружающем мире,

• Грамматически правильную связную речь,

Развитие мышления (особенно абстрактно – логического,

• Отражение объемного пространства на плоскости,

Ориентировку в пространстве листа бумаги,

• Возможность успешно осваивать программы дальнейшего обучения, в том числе школьного.

Пространственные представления являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям и базовыми для осуществления высших психических процессов.

Планируемые результаты освоения программы работы кружка.

Целевые ориентиры.

Специфика дошкольного образования не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров, которые следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это является ориентиром для педагогов и родителей и определяет направленность воспитательной деятельности взрослых.

Оценка индивидуального развития каждого ребенка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики, которая осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной или специально организованной деятельности. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования.

Дети должны уметь:

1. Ориентироваться на ограниченной территории (листе бумаги, учебной доске, странице тетради, книги и т. д.).

2. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

3. Отражать в речи пространственное расположение предметов и их изображений, используя слова: вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом или правом верхнем углу, в левом или правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.

4. Уметь «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

5. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения, знаки и символы.

6. Быть знакомыми с планом, схемой, маршрутом, картой.

7. Уметь моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

8. Уметь выбирать направление своего передвижения в пространстве, пользуясь словесными инструкциями.

Содержательный раздел.

Работа по программе ведется по трем направлениям:

1. Взаимодействие с детьми.

Задачи:

Формирование навыков ориентировки на собственном теле.

Формирование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

• Обобщение и закрепление навыков ориентировки, применение их на практике.

Формы проведения : НОД, утренняя гимнастика, организация режимных моментов в течение всего дня, прогулки, дидактические и подвижные игры, наблюдение, самостоятельная игровая деятельность, работа в тетрадях на печатной основе, графические диктанты и др.

Задачи деятельности по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста решаются в интеграции с задачами других образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также с другими направлениями образовательной области «Познавательное развитие»).

2. Взаимодействие с педагогами.

Задачи:

Разработка методических рекомендаций по формированию и развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации педагогической предметно-развивающей образовательной среды.

• Создание картотеки дидактических игр.

3. Взаимодействие с родителями.

Задачи:

• Создание партнерских отношений между родителями и педагогами, обеспечивающих необходимые условия для развития у детей пространственных представлений.

Формы взаимодействия : информирование о ходе образовательного процесса, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, совместное участие в мероприятиях, создание памяток и методических рекомендаций.

Организационный раздел.

ООД по реализации программы кружка «Развивай-ка» по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста проводится два раза в неделю по подгруппам. Продолжительность – 25-30 минут.

Реализация программы – 1 год.

Количество детей –

Возраст детей – 6-7 лет (подготовительная группа).

Формы работы – подгрупповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Список детей:

Первая подгруппа. Вторая подгруппа:

Средства реализации программы кружка «Развивай-ка».

Содержание программы реализуется в различных видах деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей:

• Образовательная деятельность во время ООД и режимных моментов.

• Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и подвижные игры).

• Экспериментирование и наблюдение.

• Обсуждение и решение проблемных ситуаций и задач.

• Моделирование с использованием условных обозначений (знаков, символов, использование чертежей и схем.

• Рисование пространственных объектов, конструирование из различного вида материалов, обыгрывание построек и моделей.

• Общение со сверстниками и взрослыми.

• Рассматривание и анализ моделей, карт, планов, схем.

• Составление и восприятие рассказов-описаний, маршрутов и т. д.

• Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, сказок.

• Пополнение ППРОС.

Материально – техническое обеспечение программы.

Учебно-методическая литература, пособия, тетради на печатной основе, тетради в крупную клетку, демонстрационный материал, карты, различные схемы и планы местности, глобус, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, конструкторы, спортивный инвентарь и др.

Задания для диагностики уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (упрощенная методика Иншаковой-Колесниковой).

Ориентировка в схеме «собственного тела» :

1. Покажи левую руку.

2. Покажи правое ухо.

3. Левой рукой дотронься до левого колена.

Ориентировка по отношению к собственному телу, предметов друг относительно друга:

4. Какие предметы находятся справа от тебя?

5. Назови предметы, которые находятся сзади (спереди) от тебя.

6. Назови предмет, который расположен левее стула, стола, шкафа.

Ориентировка на листе бумаги :

7. Назови, что изображено в левом верхнем углу страницы.

8. Назови предмет, который находится по центру страницы.

9. Поставь точку в центре листа бумаги, отсчитай шесть клеток вверх, две клетки влево, поставь точку.

Использование пространственных понятий в речи :

10. Составь 1-2 предложения с описанием расположения предметов вокруг тебя, используя слова: справа, слева, сзади, спереди, надо мной, в центре комнаты и т. д.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Автор публикации:
Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста «Развивай-ка»
Опубликовано: 24 декабря 2020 в 20:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста «Развивай-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Молгачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД