Ольга Молгачева
Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста
«Развивай-ка»
Актуальность программы.
Публикация «Программа работы кружка по формированию навыков ориентировки в пространстве для дошкольников старшего возраста „Развивай-ка“» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Ребенок с самого раннего детства сталкивается с необходимостью ориентироваться в окружающем его пространстве. Постепенно он усваивает самые простейшие пространственные отношения : слева, справа, сверху, снизу, в центре, над, под, в том же направлении, в противоположном направлении и т. д. Эти понятия способствуют развитию пространственного воображения, возможности чувствовать себя комфортно в окружающем пространстве, прогнозировать его.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека и охватывает различные стороны его взаимодействия с окружающим миром. Она представляет собой важнейшее свойство психики человека. В многочисленных исследованиях раскрывается важная роль освоения ребенком предметного и социального пространства в построении им целостной картины мира, понимании своего места в нем. Умение ориентироваться в окружающем мире формирует психические процессы человека, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления, является необходимым условием процесса социализации.
Изучавшие пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве ученые (Ф. Н. Шемякин, Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др.) выяснили, что несформированность этих навыков к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих у детей затруднения в овладении школьными знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, формирование у детей различных способов восприятия окружающего мира, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве является актуальным на этапе дошкольного детства. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к обучению в школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Программа работы кружка «Развивай-ка» по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014).
Ведущие цели программы «От рождения до школы» - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели работы кружка – развитие любознательности и познавательной мотивации детей, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, их отношениях между собой, в большей мере пространственных, подготовка детей к обучению в школе.
Задачи деятельности:
1. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради или книги и т. д.).
2. Учить располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, в правом или в левом углу, по центру и т. д.).
3. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой и другими моделями пространства.
4. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
5. Учить «читать» и понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.
6. Учить детей самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
7. Включать родителей в процесс формирования пространственных представлений у детей.
Несформированность пространственных представлений у детей дошкольного возраста влияет на :
• Уровень психического развития ребенка,
• Эмоциональное состояние ребенка,
• Социально – бытовую адаптацию в окружающем мире,
• Грамматически правильную связную речь,
• Развитие мышления (особенно абстрактно – логического,
• Отражение объемного пространства на плоскости,
• Ориентировку в пространстве листа бумаги,
• Возможность успешно осваивать программы дальнейшего обучения, в том числе школьного.
Пространственные представления являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям и базовыми для осуществления высших психических процессов.
Планируемые результаты освоения программы работы кружка.
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного образования не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров, которые следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это является ориентиром для педагогов и родителей и определяет направленность воспитательной деятельности взрослых.
Оценка индивидуального развития каждого ребенка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики, которая осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной или специально организованной деятельности. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться на ограниченной территории (листе бумаги, учебной доске, странице тетради, книги и т. д.).
2. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении.
3. Отражать в речи пространственное расположение предметов и их изображений, используя слова: вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом или правом верхнем углу, в левом или правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.
4. Уметь «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
5. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения, знаки и символы.
6. Быть знакомыми с планом, схемой, маршрутом, картой.
7. Уметь моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
8. Уметь выбирать направление своего передвижения в пространстве, пользуясь словесными инструкциями.
Содержательный раздел.
Работа по программе ведется по трем направлениям:
1. Взаимодействие с детьми.
Задачи:
• Формирование навыков ориентировки на собственном теле.
• Формирование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
• Обобщение и закрепление навыков ориентировки, применение их на практике.
Формы проведения : НОД, утренняя гимнастика, организация режимных моментов в течение всего дня, прогулки, дидактические и подвижные игры, наблюдение, самостоятельная игровая деятельность, работа в тетрадях на печатной основе, графические диктанты и др.
Задачи деятельности по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста решаются в интеграции с задачами других образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также с другими направлениями образовательной области «Познавательное развитие»).
2. Взаимодействие с педагогами.
Задачи:
• Разработка методических рекомендаций по формированию и развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации педагогической предметно-развивающей образовательной среды.
• Создание картотеки дидактических игр.
3. Взаимодействие с родителями.
Задачи:
• Создание партнерских отношений между родителями и педагогами, обеспечивающих необходимые условия для развития у детей пространственных представлений.
Формы взаимодействия : информирование о ходе образовательного процесса, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, совместное участие в мероприятиях, создание памяток и методических рекомендаций.
Организационный раздел.
ООД по реализации программы кружка «Развивай-ка» по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста проводится два раза в неделю по подгруппам. Продолжительность – 25-30 минут.
Реализация программы – 1 год.
Количество детей –
Возраст детей – 6-7 лет (подготовительная группа).
Формы работы – подгрупповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Список детей:
Первая подгруппа. Вторая подгруппа:
Средства реализации программы кружка «Развивай-ка».
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей:
• Образовательная деятельность во время ООД и режимных моментов.
• Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и подвижные игры).
• Экспериментирование и наблюдение.
• Обсуждение и решение проблемных ситуаций и задач.
• Моделирование с использованием условных обозначений (знаков, символов, использование чертежей и схем.
• Рисование пространственных объектов, конструирование из различного вида материалов, обыгрывание построек и моделей.
• Общение со сверстниками и взрослыми.
• Рассматривание и анализ моделей, карт, планов, схем.
• Составление и восприятие рассказов-описаний, маршрутов и т. д.
• Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, сказок.
• Пополнение ППРОС.
Материально – техническое обеспечение программы.
Учебно-методическая литература, пособия, тетради на печатной основе, тетради в крупную клетку, демонстрационный материал, карты, различные схемы и планы местности, глобус, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, конструкторы, спортивный инвентарь и др.
Задания для диагностики уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (упрощенная методика Иншаковой-Колесниковой).
Ориентировка в схеме «собственного тела» :
1. Покажи левую руку.
2. Покажи правое ухо.
3. Левой рукой дотронься до левого колена.
Ориентировка по отношению к собственному телу, предметов друг относительно друга:
4. Какие предметы находятся справа от тебя?
5. Назови предметы, которые находятся сзади (спереди) от тебя.
6. Назови предмет, который расположен левее стула, стола, шкафа.
Ориентировка на листе бумаги :
7. Назови, что изображено в левом верхнем углу страницы.
8. Назови предмет, который находится по центру страницы.
9. Поставь точку в центре листа бумаги, отсчитай шесть клеток вверх, две клетки влево, поставь точку.
Использование пространственных понятий в речи :
10. Составь 1-2 предложения с описанием расположения предметов вокруг тебя, используя слова: справа, слева, сзади, спереди, надо мной, в центре комнаты и т. д.