Анастасия Бакунович
Программа психолого-педагогического сопровождения детей «Учимся, играя…»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа «Учимся, играя…»
реализуется поэтапно
1этап-адаптационный (составляется индивидуальная адаптационная программа сопрвождения всеми специалистами)
2этап-коррекционно-развивающий (составляется комплексная программа по обучению детей той или иной группы дошкольного возраста)
3этап – итоговый (подводятся результаты обучения, динамическое наблюдение)
Содержание 1 этапа
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей „Учимся, играя…“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В основе комплексного сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью лежит индивидуальная адаптационная программа, которая необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослым, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Цель программы : Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях пребывания, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
На первом этапе происходит знакомство с ребенком и его диагностика.
Содержание 2 этапа коррекционно-развивающей программы
(направления и формы работы) :
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
знакомство с обстановкой группы;
вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания детей к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
установление доверительных отношений со взрослыми;
вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2. Укрепление нервной системы
Наблюдение у психиатра (1 раз в квартал+ по запросу).
Совместный контроль и наблюдение специалистов, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н. С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
Овладение учебными навыками.
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Коррекция речевых нарушений
Коррекционно-развивающая программа должна содержать задачи, решение которых доступно воспитанникам в ближайшее время, а также указывает на методы и приемы, которые позволяют добиться положительных результатов.
Содержание программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПК, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
При составлении программы сопровождения детей можно использовать методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
диагностические исследования;
наблюдение за детьми;
словесные, наглядные, практической последовательности;
индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у каждого конкретного ребенка. Использование программы предполагает большую гибкость. Так, дети с умеренной умственной отсталостью могут освоить один или два этапа обучения в течение 3-5 лет. Переход с одного этапа к другому осуществляется на основе результатов обследования психо – моторного состояния ребенка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ :
- успешная адаптация воспитанников
- гармоничное развитие детей, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
- успешная адаптация и социализация воспитанников
- создание мониторинга психолого-педагогического статуса детей
Данная программа не предусматривает перечень обязательных требований к ребенку по итогам прохождения каждого этапа по нескольким причинам.
Во – первых уровень «достижений» некоторых детей может быть более чем скромным. Подлинными же достижениями являются социально – личностная реабилитация детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими основами социально – бытового и коммуникативного поведения.
Во – вторых ни одно нарушение развития не дает такого разнообразия искажения психики, как раннее органическое поражение ЦНС.