Марина Рябухина
Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с математическими способностями
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Чернова, канд. психол. наук, доцент ЮФУ, г. Ростов- на- Дону
М. Н. Рябухина, магистрант ЮФУ, г. Ростов-на-Дону
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с математическими способностями» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
В эпоху научно-технического прогресса требования к человеческой личности возрастают. Актуальным становится аспект развитие и сопровождение одаренных детей с раннего возраста. Воспитание личности с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом – это первостепенная задача, которая стоит перед образованием.
В направлении поддержки талантливых детей было предложено создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» не охватывает детей дошкольного возраста, хотя выявление талантливых детей – это продолжительный процесс, который можно начинать с выявления способностей у детей на этапе дошкольного детства. И при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении таких детей в дошкольный период и развитии их потенциала на этапе школы можно говорить о развитии способностей в одаренность.
Проведённый анализ литературы показал, что определение одаренности нельзя ограничивать лишь высоким показателем уровня интеллектуального развития (IQ). Перспективы одаренных детей определяются уровнем их достижений в одной или нескольких сферах. К сожалению, вопрос одаренности детей в дошкольном возрасте исследован крайне мало, даже несмотря на то, что ранние проявления одаренности могут указывать на высокие потенциальные возможности таких детей для выдающихся достижений в будущем [4].
В связи с эти актуализируется вопрос выявления ранних признаков одаренности у дошкольников. В выявлении способностей одаренных детей вместе со специалистами могут принимать участие родители. Осознание способностей своего ребенка мотивирует родителей более осознанно и ответственно относится к его дальнейшему образованию, что благоприятно скажется на дальнейшем развитии ребенка.
В 2021 году на базе МАОУ «Школа № 96 Эврика –Развитие» (дошкольный уровень) г. Ростова-на-Дону было проведено эмпирическое исследование детей старшего дошкольного возраста. Целью этого исследования является определение педагогических условий, необходимых для реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих математические способности.
В данном исследовании мы поставили такие задачи: определить оптимальные формы, методы и средства организации психолого-педагогического сопровождения проектирования педагогической деятельности; подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень математических способностей старших дошкольников. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития математических (когнитивных) способностей у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступили старшие дошкольники с математическими способностями в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с математическими способностями.
Мы предположили, что психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с математическими способностями будет положительно влиять на эффективность развития математических способностей у детей и будет эффективным при определенных условиях, а именно:
1. Первичной и вторичной диагностики когнитивных способностей у детей в возрасте 5 - 6 лет (старшая группа ДОУ);
2. Разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития математических (когнитивных) способностей у детей в возрасте 5 - 7 лет.
Для выполнения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, который позволил сформулировать методологическое обоснование разработанной программы; психологическое тестирование, в котором мы подобрали методики на определение комбинаторных и интеллектуальных способностей.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей одной возрастной группы. Определение комбинаторных способностей проводилось по методике «Подбери костюм для Мишки» автор А. Н. Поддьяков. Уровень интеллектуальных способностей дошкольников исследовался по методике экспресс- диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС, состоящей из четырех субтестов. Исследование было проведено по всем четырем субтестам методики формы А. В результате исследования были выделены 2 группы испытуемых:
• дети с высоким и средним уровнем комбинаторных способностей на фоне высокого и среднего уровня показателей словарного запаса, количественных и качественных отношений, логического мышления и математических способностей.
• дети со средним и низким уровнем комбинаторных способностей на фоне средних и низких показателей словарного запаса, количественных и качественных отношений, логического мышления и математических способностей.
В результате проведенного эмпирического исследования была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития математических (когнитивных) способностей у детей дошкольного возраста, что показывает практическую значимость исследования. Программа включает в себя учебно- тематический план работы с детьми, план работы с педагогическими кадрами, план работы с родителями. Для реализации учебно- тематического плана выделяют две подгруппы детей в зависимости от стиля интеллектуальных способностей. Каждое занятие включает в себя несколько чередующихся упражнений и подразумевает смену видов деятельности:
1. Нейродинамическая гимнастика, включающая в себя мануальный и психомоторный блоки;
2. Работа в тетрадях: письменные упражнения для развития навыков учебной деятельности, логического мышления, внимания, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с инструкциями и т. д.);
3. Дидактические и подвижные игры на развитие памяти, внимания, словесно - логического мышления, коммуникативных способностей, игры со счетным материалом;
4. Конструирование из различных материалов.
Программа направлена на развитие у детей комбинаторных способностей, умения сосредоточиться на выполнении задания, действовать согласно заданному алгоритму, на развитие воображения, словесно – логического мышления, на развитие умения контролировать себя и видеть собственные ошибки. Развитие и активизация этих навыков способствует развитию математических способностей у ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольных учреждениях направлено на комплексное сопровождение ребенка и рассматривается как технология помощи ребенку и родителям в решении задач развития, диагностики, консультирования специалистами различных направлений. Действия специалистов должны быть направлены на выявление и поддержка одаренных детей, раскрытие их личности, развитие целостного мировоззрения, творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова Е. С. Выявление одаренных детей на этапе дошкольного возраста. Москва. : ФГБНУ Психологический институт Российская академия образования, 2016. - https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-odarennyh-detey-na-etape-doshkolnogo-vozrasta/viewer ( дата обращения: 05.11.2020).
2. Гернега К. С., Ватагина И. Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-odarennyh-detey-v-usloviyah-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy ( дата обращения: 05.11.2020).
3. Кулагина О. Е., Аксёнова О. И. Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими склонность к математике [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnoy-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschimi-sklonnost-k-matematike ( дата обращения: 05.11.2020).
4. Щебланова Е. И. Одаренность дошкольника : проявления и проблемы в развитии [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. 2016. №24 (66). https://cyberleninka.ru/article/n/odarennost-doshkolnika-proyavleniya-i-problemy-v-razvitii ( дата обращения: 06.11.2020).
©Чернова А. А., Рябухина М. Н., 2021