ирина яцкова
Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей «Поможем ребенку вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психолого-педагогического просвещения «Поможем ребенку вместе»
Школа для родителей гиперактивных детей)
Автор. Педагог-психолог Яцкова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
За последние годы появилось много «сложных» детей, детей физически и психически нездоровых.
Публикация «Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей „Поможем ребенку вместе“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Родительский опросник показал, что родителям необходимы медико-психолого-педагогические знания : 82 % опрошенных родителей желаю систематически получать консультации психолога, логопеда, невропатолога, фтизиатра, ортопеда.
74 % - осознают, что нуждаются в помощи при возникновении проблемных ситуаций в воспитании ребенка.
56 % родителей хотели бы изменить взаимоотношения с детьми (сделать их более близкими, научиться понимать друг друга).
100 % родителей, участвовавших в опросе, уверены, что хороший родитель – это компетентный родитель.
Нарушения соматического здоровья часто становятся причиной школьной неуспешности. Дети испытывают трудности в обучении, у большинства наблюдаются различные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость.
Родители понимают трудности своих детей и хотят им помочь, но ощущают недостаточные знания, умения и навыки в этой области.
Основная идея создания школы для родителей заключается в следующем: повышая медико-психолого-педагогическую компетенцию родителей, способствовать своевременной коррекции и адекватному развитию личности ребенка.
В связи с этой целью программа включает следующие задачи:
формировать активной родительской позиции безусловного принятия своего ребенка;
помогать родителям лучше узнать детей, развивать способность к открытому взаимодействию;
передавать родителям основы психолого-педагогических знаний;
ознакомить родителей со способами конструктивного взаимодействия с ребенком.
Формы работы:
Коллективные: лектории, дискуссии, «»мозговой штурм», работа в общем круге, ролевые игры «родитель-ребенок», «педагог-ребенок», творческие этюды, психогимнастика, тематические опросники, проективные рисунки, направленная визуализация, релаксация, рефлексия.
Индивидуальные: частично структурированное интервью, беседы, консультации по результатам диагностики ребенка для определения матерью собственной потребности в посещении групповых занятий.
Цикличность:
Программа рассчитана на 22 встречи (всего 43часа, при необходимости количество часов можно увеличить. Занятия удобно проводить с периодичность одного раза в неделю.
Самодиагностика используется с целью осознания родителями психолого-педагогических затруднений в воспитании детей и потребности поиска новых приемов и методов их решения.
Анкетирование. Техника незаконченных предложений.
«Самооценочная лесенка» Дембо-Рубинштейн.
«Волшебная страна чувств» Зенкевич-Евстегнеева.
Структура занятий:
1. Разминка (приветствие, психогимнастика, игры).
2. Основная часть (лектории, беседы, обсуждение, тематические опросники, проективные рисунки, ролевые игры и т. д.).
3. Аутотренинг по Э. Джейкобсону и И. Шульцу.
4. Релаксация (музыкотерапия и библиотерапия, актуализация положительного жизненного опыта, направленная визуализация, рефлексия).
5. Подведение итогов занятия (рефлексия всего занятия, получение д/з).
Тематическое планирование.
Таблица11.
№ п/п Тема занятий Кол-во часов
1. Знакомство. Самодиагностика. Физическое здоровье ребенка. 2 часа
2. Психическое развитие ребенка. Эмоциональное благополучие в семье. 2 часа
3. Круглый стол «Почему моему ребенку трудно учиться?»- по результатам диагностики детей. 2 часа
4. Домашняя психокоррекция. Практикум. Приемы коррекции через нейро-
психологическую гимнастику (НПГ). 2 часа
5. Приемы коррекции через НПГ. Самомассаж. 2 часа
6. Приемы коррекции через НПГ. Дыхательные упражнения, их влияние на работу головного мозга. 2 часа
7. Приемы коррекции через НПГ. Слушай свое тело. Растяжки—путь к развитию головного мозга. 2 часа
8. Приемы коррекции через НПГ. Глазодвигательная гимнастика. 2 часа
9. Приемы коррекции через НПГ. Значение развития мелкой моторики рук для работы головного мозга. 2 часа
10. Приемы развития произвольной сферы через НПГ. 2 часа
11. Приемы развития пространственного мышления. 2 часа
12. Приемы развития всех свойств внимания. 2 часа
13. Приемы развития памяти. 2 часа
14. Приемы развития осведомленности, кругозора. 2 часа
15. Приемы развития логического мышления. 2 часа
16. Развитие речи. Роль сказки в семейном воспитании. 2 часа
17. Развитие воображения. Работа с пословицами, поговорками. 2 часа
18. Круглый стол «Родительская любовь». 2 часа
19. Причины формирования негативного поведения. Пути преодоления. 2 часа
20. Положительные и отрицательные установки. 2 часа
21. Типы детско-родительских отношений. 2 часа
22. Мера ответственности. Самодиагностика. 1час
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :
проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и нельзя»;
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребенку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьей;
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
по возможности избегайте больших скоплений людей;
помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа :
придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;
прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*, которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;
удержание в «железных объятиях» (холдинг) :
внеочередное дежурство по кухне и т. д.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.