Старикова Ольга
Программа «Свет окон родного дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«Свет окон родного дома»
Составитель: педагог-психолог Старикова О. А
Пояснительная записка
Человек обязан помнить прошлое. Без знания прошлого - не может быть настоящего и будущего. Истоки жизни зарождаются в семье. Семья всегда была, есть и будет основной средой воспитания ребёнка.
Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данная программа призвана помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Публикация «Программа „Свет окон родного дома“» размещена в разделах
Работа по программе имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Патриотическое воспитание приоритетное направление деятельности в любом воспитательном учреждении. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель программы :
- воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
- формирование чувства патриотизма.
Задачи программы :
- дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;
- дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
- помочь школьникам осознать свою роль в обществе и в семье;
- ознакомление с правилами совместной деятельности, формирование умений согласовывать свои действия с окружающими, убеждение в необходимости выполнения этих правил;
- воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знание терминов "гражданин", "патриот" и т. п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.
- формирование коммуникативных навыков;
- расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей терминами родственных отношений, развитие связной речь;
- укрепление детско–родительских отношений.
Тематическое планирование
1. Диагностика семейной ситуации Опрос детей: «Что я знаю о семье?» 1 час. Выявление особенностей внутрисемейных отношений; определение целей и задач предстоящей работы по программе.
2. Кто, кому и кем в семье доводится? 1 час. Выяснить степени родства в семье, развивать мышление и речь детей; воспитывать интерес к членам своей семьи; способствовать объединению членов семьи на основе общего интереса и общей деятельности.
3. Методика «Кактус»; Рисунок семьи; 1 час. Выявление влияния семьи на личность ребенка; ориентация в семейных проблемах ребенка;
выявление особенностей общения в семье;
4. Методика «Волшебный стул» 1 час. Формирование самооценки
5. Мое имя. 1 час. Воспитание уважения к своему имени, к себе, к другим.
6. Рисунок на тему «Я и мое имя». 1 час. Обсуждение.
7. Именины. 1 час. Знакомство с понятием именины, развитие познавательных интересов
8. Моя семья. Семь-я. 1 час. Закрепление представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитания желания заботиться о близких;
9. Зачем человеку семья? 1 час. Обсуждение.
10. Конкурс рисунков «Семья». 1 час. Диагностика реальной семейной ситуации;
11. Фамилия. 1 час. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
12. Род. 1 час. Формирование интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
13. Древо семьи. 1 час. Практическая работа, исследование.
14. Дом. 1 час. Определение роли семьи в жизни каждого человека; значение семьи, родительского дома;
15. Семейные реликвии. 1 час. Проектная деятельность.
16. Цветок семейного счастья. 1 час. Презентация "Какие комнатные растения приносят семейное счастье ", рассуждение – что нужно для того чтобы этот цветок цвел?
17. Традиции семьи. 1 час. Традиции семьи в песнях, играх и обрядах, дать понятие традиции; познакомить детей с народными традициями и обычаями в семьях;
18. Семейные выходные. 1 час. Показать примеры совместного отдыха;
19. Рисунок «Семья дома в выходной день». 1 час. Выставка рисунков, обсуждение.
20. Творческая мастерская «Подарок к Новому году». 1 час. Учить детей делать приятное своим родным и близким;
21. История малой родины и родного края; 1 час. Знакомство с историей малой родины и родного края.
22. История Костромской области в истории России; 1 час. Познакомить с историей Костромской области.
23. Моя семья – моя Россия. 1 час. Роль семьи в жизни общества.
24. Проектная деятельность. 1 час. Проект «Моя семья».
25. «Свет родного дома». 1 час. Конкурс рисунков «Свет родного дома»;
26. Коллективное создание презентации «Свет родного дома» 1 час. Воспитывать чувство гордости за свою семью, своих близких.
27. Мои прабабушка и прадедушка. 1 час. Способствовать более близкому общению членов семьи; воспитывать уважение к старшему поколению.
28. Профессии моих предков. 1 час. Воспитывать интерес к различным профессиям, к людям труда ; формировать потребность трудиться.
29. Мои бабушка и дедушка. 1 час. Способствовать более близкому общению членов семьи; воспитывать уважение к старшему поколению.
30. Профессии бабушек и дедушек. 1 час. Выяснить, есть ли в семье семейная профессиональная традиция, хотят ли дети ей следовать и почему?
31. «Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». 1 час. Воспитание патриотизма.
32. «Древо семьи»; 1 час. Презентация, выставка «Древо семьи», эмблем и девизов семьи;
33. Диагностика 1 час. Повторный опрос детей и анкетирование; анализ полученных результатов.
34. Итоговое занятие. 1 час. Подведение итогов, награждение, планирование работы на следующий год.
Ожидаемые результаты программы :
В результате работы по программе дети должны знать :
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются родственники, кем они приходятся ученику и его родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
дети должны уметь:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизнисемьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человекаспособами;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;