Приложение МААМ

Программа профилактики профессионального выгорания педагогов в школе

Наталья Иванова
Программа профилактики профессионального выгорания педагогов в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность программы основана на особенностях профессии педагога, ее повышенной стрессогенности, и обусловлена нововведениями в сфере требований, предъявляемых к профессии новыми Профессиональными стандартами и изменениями в процедуре аттестации. Педагогическая деятельность предполагает большую вовлеченность учителя в ход взаимодействия с участниками образовательного процесса, широкий спектр навыков, необходимых для эффективной работы и достижения высокого результата, причем личная и профессиональная результативность взаимосвязаны, так как педагог выступает инструментом собственной профессиональной деятельности, а также большое количество изменений в структуре деятельности и критериях оценки ее результативности. Размытые должностные инструкции, дополнительные обязанности и высокое напряжение из-за невозможности регулировать интенсивность процесса коммуникации значительно повышают стрессогенность профессии педагога.

Публикация «Программа профилактики профессионального выгорания педагогов в школе» размещена в разделах

Цель программы : создание условий, способствующих профилактике профессионального выгорания педагога в общеобразовательной школе

Задачи программы :

1. повышение персональной мотивации к сохранению здоровья у педагогов;

2. развитие информационной компетентности педагогов в области здоровьесбережения и развития профессиональных ресурсов;

3. обучение педагогов приемам саморегуляции и самоанализа психологических и профессиональных состояний;

4. создание условий, способствующих формированию благоприятного психологического климата в учреждении;

5. формирование системы профилактики ситуаций эмоционального выгорания в педагогическом коллективе;

6. популяризация навыков самоменеджмента, самопрезентации, саморегуляции в педагогической среде школы;

7. содействие административному корпусу в формировании компетентного, сплоченного коллектива высокопрофессиональных специалистов.

Принципы, по которым реализуется работа в рамках программы :

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип активности и открытости.

3. Принцип «Здесь и сейчас».

4. Принцип искренности и доброжелательности.

5. Принцип «Я-высказываний».

6. Принцип практикоориентированности.

Сроки реализации программы :

Программа рассчитана на 16 занятий длительностью 2 ч. Периодичность проведения занятий – 1-2 раза в месяц. В виду большой численности педагогического коллектива целесообразно разделить коллектив на 4 группы численностью 12-15 человек и проводить для каждой группы занятия отдельно.

В сентябре, декабре, январе, мае и июне запланировано проведение одного занятия, что связано с учебной нагрузкой педагогов и занятостью членов коллектива в образовательных и методических мероприятиях, а также с организационными особенностями образовательного процесса в школах. Для учреждений дополнительного образования, дошкольного или среднего специального распределение по месяцам возможно без ущерба для реализации содержания программы.

Участники программы : педагоги образовательного учреждения.

Условия проведения:

занятия проводятся на базе ОУ штатным психологом в групповой форме с привлечение специалистов партнерских организаций;

Время вне уроков для проведения занятий выбирается согласованием с группами участников

В ходе программы используются методы :

-наблюдения

-беседы

- консультирования

-лекции

-интерактивной беседы

-психологического тренинга

-арт-психотерапии

-самоменеджмента

-анкетирование

- самоанализ

- практикумы, семинары

Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение:

- отдельное помещение (спортивный или актовый зал, большой изолированный кабинет)

- столы, стулья из расчета на количество участников в группах

- музыкальная аппаратура, аудиодиски, компьютер, проектор.

- спортивные коврики

- бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей, скотч, клейкие листочки, маркеры.

Прогнозируемые результаты :

1. Повышение уровня информированности педагогов по профилактике профессионального выгорания и сохранению здоровья.

2. Овладение педагогами психологическими приемами саморегуляции, развитие коммуникативных компетенций педагогов ОУ.

3. Повышение стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления, стресса, овладение техниками снятия стресса.

4. Снижение уровня конфликтности.

5. Овладение методами самоменеджмента и самопрезентации, повышение мотивации педагогов к профессиональному самовыражению

Инструменты контроля результативности программы :

1. Кейс психологических диагностических методик

2. Субъективная оценка результативности овладения материалами программы педагогов

3. Количественное снижение уровня конфликтности (по журналу учета обращений в администрацию, Конфликтную комиссию ОУ, школьную службу медиации

4. Повышение профессиональной и творческой активности педагогов, выраженной в участии педагогов конкурсных движениях, мероприятиях, индивидуальной научно- методической деятельности

Тематическое планирование.

№ Раздел программы Мероприятия раздела Количество часов

1 Инфомационно-теоретический раздел Интерактивный лекторий «Знакомство с профессиональным выгоранием. Риски и ресурсы педагога» 2 8

Панельная дискуссия с участием специалистов – социальных партнеров «Стрессообразующие факторы педагогической деятельности» 2

Тренинг «Психологическое здоровье – основа сохранения профессиональной эффективности» 2

Круглый стол «Соматическое здоровье педагога- сохранить и преумножить» 2

2 Коммуникативно-компетентностный раздел Тренинг «Коммуникативная компетентность педагога»

2 8

Тренинг «Конфликт. Стратегии поведения в конфликтах. Эффективные приемы выхода из профессиональных конфликтных ситуаций» 2

Тренинг «Конструктивное взаимодействие как основа профессионализма педагогической деятельности» 2

Мастер-класс «Имидж педагога» 2

3 Раздел «Самоменеджмент и самоорганизация». Тренинг «Самоорганизация как метод профилактики профессионального выгорания». 2 8

Тренинг «Тайм-менеджмент» 2

Тренинг «Каскадирование цели. Планирование» 2

Круглый стол «Педагоги-наставники и педагоги-ученики. Об организации профессионального сопровождения и поддержки в условиях реализации профессионального стандарта» 2

4 Здоровьесозидающий раздел. Обучающий семинар «Мое богатство - здоровье» 2 8

Тренинг для педагогов «К себе - с любовью!» 2

Занятие коуч-группы «Здоровье – ресурс профессионального развития» 2

Занятие коуч-группы «Гид по отдыху: эффективный отдых как основа профессионального развития»» 2

ИТОГО 16 занятий по 2 часа 32 ч

Календарно-тематическое планирование

№ Дата проведения Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Кол-во часов

Инфомационно-теоретический раздел

1. Сентябрь

2019 Интерактивный лекторий «Знакомство с профессиональным выгоранием. Риски и ресурсы педагога» Ознакомить педагогов с понятием профессионального выгорания, этапами формирования, причинами возникновения, симптоматикой, методами профилактики и коррекции;

Содействовать созданию в пед. коллективе психологического климата, направленного на здоровьесбережение в педагогической среде.

Формирование мотивации к самостоятельному изучению вопроса. Введение в занятие.

Упражнение «Матрица согласия»

Упражнение «Мозговой штурм»

Теоретическая часть.

Практическая часть

Упражнение «Карта симптомов»

Упражнение «Убеди меня»

Заключительная часть. Рефлексия. Выбор памятки для выполнения домашнего задания

2 часа

2. Октябрь

2019 Тренинг «Психологическое здоровье – основа сохранения профессиональной эффективности» Расширение знаний о профессиональном здоровье, переосмысление качественных характеристик работы педагогом, профессиональной педагогической деятельности, выявление ресурсов здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагога.

Диагностика профессионального выгорания. Введение в занятие.

Теоретическая часть. Панельная дискуссия.

Практическая часть:

Упражнение «Мои приоритеты»

Упражнение в парах «Ресурс личности».

Коллаж «Мои защитники»

Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.

Домашнее задание «Весы ресурсов» 2 часа

3 Октябрь

2019 Тренинг «Психологическое здоровье – основа сохранения профессиональной эффективности» Актуализация знаний о связи профессиональной эффективности и особенностях психологического здоровья. Информирование о способах сохранения психологического здоровья и развития психологической сферы для повышения профессиональной эффективности Теоретическая часть. Презентация материалов «Психологическое здоровье. Факторы, условия сохранения и обогащения»

Формирование понимания механизмов взаимосвязи психологической компетентности и профессиональной успешности специалистов социально-ориентированных профессий.

Практическая часть. Упражнения «Зато ты…», «Эмоциональный справочник», «Стрессогены в моей жизни – самоанализ», «Карусель ресурсов». 2 часа

4 Ноябрь

2019 Круглый стол «Соматическое здоровье педагога- сохранить и преумножить» Информировать педагогов о способах предотвращения профессиональных заболеваниях и приемах сохранения здоровья.

Мотивировать участников мероприятия к ответственному отношению к здоровью и практическому применению полученных теоретических знаний. Введение в занятие.

Организация дискуссии по итогам представления информационных материалов, апробация методов и приемов, предложенных докладчиками для релаксации, сохранения зрения, слуха, для оптимальной организации труда. 2 часа

Коммуникативно-компетентностный раздел

5. Ноябрь

2019 Тренинг «Коммуникативная компетентность педагога»

Раскрытие понятия «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Определение собственных коммуникативных особенностей.

Выработка навыков эффективного общения в различных сферах деятельности.

Введение в тему занятия.

Теоретическая часть

Практическая часть:

Упражнение «Карусель общения»

Упражнение «Встреча»

Упражнение «Мой профессиональный словарь»

Упражнение «Активное слушание».

Техники ведения беседы. Практическая отработка навыков организации пространства для беседы и консультации, применение техник активного слушанья

Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями. Задание – презентация своего хобби. 2 часа

6. Декабрь

2019 Тренинг «Конфликт. Стратегии поведения в конфликтах. Эффективные приемы выхода из профессиональных конфликтных ситуаций»

Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных и не конструктивных стратегиях поведения в конфликте. Определение наиболее часто используемых стратегий поведения в конфликте. Актуализация навыков конструктивного поведения в конфликте. Теоретическая часть «Паспорт конфликта»

Практическая часть:

Самодиагностика Методика Томаса «Стратегии поведения в конфликте»

Упражнение «Педагогическая ситуация»

Упражнение «Поменяться ролями»

Профессиональные конфликты. Мозговой штурм «Оптимальный выход»

Заключительная часть. Рефлексия. Буклет с рекомендациями, заполненный в ходе занятия.

Домашнее задание – презентация способов снятия напряжения и стабилизации эмоционального состояния до, во время и после конфликта. 2 часа

7. Январь

2020 Тренинг «Конструктивное взаимодействие как основа профессионализма педагогической деятельности» Развитие умения эффективного оперативного решения педагогических задач.

Использование взаимодействия между участниками образовательного процесса как инструмент реализации образовательных задач Теоретическая часть. Конструктивное взаимодействие как основа профессионализма педагогической деятельности

Практическая часть.

Групповое решение практических педагогических задач, составление персональной (индивидуальной) карты педагогических и коммуникативных приемов взаимодействия.

Домашнее задание – реализация и самоанализ одного из выбранных приемов в педагогической практике. 2 часа

8 Февраль

2020 Мастер-класс «Имидж педагога» Помощь в осознании и принятии себя как профессионала, повышение ценности педагогической деятельности, развитие навыков самопрезентации, выступления перед аудиторией, формирование адекватной самооценки Дискуссия «Маркеры профессионализма»

Составление портрета типичного профессионала, типичного педагога. Анализ качеств, предложенных участниками мероприятия «Шкала актуальности»

Упражнение «Лавка ненужных вещей»

Упражнение «Заместитель директора»

Упражнение «Адвокат качества»

Упражнение «Педагоги, дети и родители»

Составление матрицы имиджа педагога.

Домашнее задание – мини-эссе «Почему я - профессионал своего дела» 2 часа

Раздел «Самоменеджмент и самоорганизация».

9. Февраль

2020 Тренинг «Самоорганизация как метод профилактики профессионального выгорания».

Раскрытие новых требований к профессии на основании Профессионального стандарта педагога.

Ознакомление со способами самоорганизации и структурирования повседневной бытовой и профессиональной деятельности педагога.

Апробирование на практике использования предложенных приемов. Теоретическая часть.

Практическая часть. Работа в группах.

Упражнение «Успеть за 60 минут»

Анализ приемов эффективного управления и делегирования

Оптимизация методической и научной деятельности педагога с целью сокращения времени подготовки к основной деятельности.

Упражнение «Методы эффективной работы с информацией».

Заключительная часть. Обратная связь.

Домашнее задание – презентация электронных ресурсов, полезных в работе педагога и его повседневной жизни педагога. 2 часа

10 Март

2020 Тренинг «Тайм-менеджмент»

Выявление основных причин дефицита времени, ознакомление с базовыми принципами планирования.

Анализ эффективности использования рабочего времени.

Тренировка навыков эффективного планирования и контроля времени. Введение в тайм-менеджмент.

Практическая часть. Работа в парах.

Упражнение «Поглотители и ловушки времени»

Упражнение «Матрица Цезаря»

Упражнение «Долгий ящик»

Упражнение «Уборка офиса»

Заключительная часть. Обратная связь. Памятка с рекомендациями.

Домашнее задание – Составить инструкцию какого- либо привычного дела с учетом трудозатрат и временных затрат. 2 часа

11 Март

2020 Тренинг «Каскадирование цели. Планирование» Представление приема каскадирования цели, где главным для определения цели и оценки выполнения является умение, берясь за большую работу, дробить ее на мелкие достижимые задания, которые можно эффективно контролировать в обозримые промежутки времени. Эти небольшие, легко очерчиваемые задания позволят на стадии планирования иметь более надежный инструмент для расчета времени, которое требуется для выполнения всей работы в целом и каждой части ее в отдельности. Теоретическая часть.

Практическая часть. Стратегия Уолта Диснея.

Упражнение «Внутренний будильник»

Упражнение «Демонстрация» или «Рабочий стол»

Ролевая игра «План дня»

Упражнение «Как успеть»

Наглядная демонстрация «Банка дел»

Упражнение «Время- деньги» для осознания симптомов прокрастинации.

Домашнее задания – Придумать «Золотые правила педагога». Анализ затраченного на выполнение задания времени, поиск эффективных путей сокращения временных и личностных ресурсов. 2 часа

12 Апрель

2020 Круглый стол «Педагоги-наставники и педагоги-ученики. Об организации профессионального сопровождения и поддержки в условиях реализации профессионального стандарта» Информирование педагогов об организации наставничества в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Внутрифирменная экспертиза модели организации педагогического наставничества.

Дискуссия «Наставнический дневник. Организация работы по поддержке молодых специалистов. Формы профессионального развития педагогов- стажистов. Психологические приемы поддержки молодых специалистов и повышения эффективности сотрудничества педагогов в рамках наставничества». 2 часа

Здоровьесозидающий раздел.

13 Апрель

2020 Обучающий семинар «Мое богатство - здоровье» Создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического и физического здоровья учителей.

Актуализировать теоретические знания о здоровьесбережении. Теоретическая часть.

Практическая часть.

Упражнение «Утро на даче»

Упражнение «График жизни» : упражнение на составление недельного графика жизни. Разделить группу на 2 команды и каждой выдать описание жизни и интересов персонажа (человека, по возрасту и ценностям примерно совпадающим с участниками группы, фото этого человека (рандомно, разлинованный лист А3 на неделю заполненный уже тем графиком, по которому сейчас живет персонаж.

Задача: составить график. максимально удобный и эффективный для персонажа с учетом потребностей здоровья.

Для этого 1)определить сферы жизни, которые "заброшены" или съедают слишком много времени, негативно или положительно влияют на здоровье и эффективность его деятельности

2) пересмотреть график на наличие ресурсов свободного времени и личностных ресурсов здоровья, 3) определить дела, "совмещаемые" по времени, 4) прописать конечный вариант полученного графика.

20 минут выполнение, по 10 минут каждой группе для защиты графика 2 часа

14 Апрель

2020 Тренинг для педагогов «К себе - с любовью!»

Закрепление навыков саморегуляции, повышение мотивации бережного отношения к своему здоровью, формирование положительного психологического климата в педагогическом коллективе, актуализация навыков работы со стрессовой ситуацией, связанной с окончанием учебного года, проведением итоговых аттестаций, наложением личных и профессиональных дефицитов ресурсов. Теоретическая часть. Упражнение «Здоровье по кругу» - актуализация знаний о здоровье.

Практическая часть.

Упражнение «Колесо здоровья»

Упражнение «Портрет здоровья»»

Упражнение «Сценарий здоровой вечеринки»

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»

Упражнение «Марионетки»

Повторное тестирование по методикам.

Заключительная часть. Обратная связь. Упражнение «Пять добрых слов» или «Я с собой несу сегодня…» 2 часа

15 Май 2020 Занятие коуч-группы «Здоровье – ресурс профессионального развития» Определение индивидуальных целей (набора целей) педагогов по сохранению здоровья, определение алгоритма использования здоровья как ресурса профессионального развития. Групповое занятие с приглашенными специалистами

Противоречия в организации труда педагога.

Здоровьесберегающая компетентность учителя

Здоровье- ресурс профессионального развития 2 часа

16 Июнь 2020 Занятие коуч-группы «Гид по отдыху: эффективный отдых как основа профессионального развития» Обучение педагогов приемам и способам организации отдыха, направленного на увеличение продуктивности профессиональной деятельности Групповое занятие с приглашенными специалистами

Основные правила отдыха

Как отдыхать в рабочее время

Как правильно отдыхать после работы

Как отдыхать в выходные

Как отдыхать во время отпуска

2 часа

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профилактики профессионального выгорания педагогов в школе
Опубликовано: 20 января 2020 в 13:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа профилактики профессионального выгорания педагогов в школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД