Таисия Швыденко
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Радуга» для детей 6–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря для детей 6–12 лет
ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ МКОУ «ДАНИЛЬСКОЙ ООШ» «Радуга»
Возраст детей: 6-12 лет
Срок реализации программы: июнь 2018 г.
Программа разработана: учителем Швыденко Т. И.
с. Данило, 2018 г.
Информационная карта
Полное название программы: Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга».
Публикация «Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря „Радуга“ для детей 6–12 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Радуга, радужные идеи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель программы: Создание условий для полноценного и безопасного летнего оздоровительного отдыха детей.
Участники программы, количество: дети 6-12 лет в количестве 15 человек.
Срок реализации программы: июнь 2018 года, воскресенье выходной.
Направленность программы: гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное.
Краткое содержание программы. Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; условия реализации, ожидаемые результаты.
Ожидаемый результат: занятость и оздоровление детей, развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей, расширение кругозора, самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.
Название организации: МКОУ «Данильская основная общеобразовательная школа»
Почтовый адрес организации: 396447 Воронежская область, Павловский район, село Данило, улица Центральная, дом 32.
Автор программы: учитель Швыденко Таисия Ивановна
Пояснительная записка
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Летний отдых – это не только социальная защита, это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с родными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные пришкольные лагеря с дневным пребыванием.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из дома к родственникам в другие места. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей.
Педагоги по месту жительства имеют достаточный потенциал, опыт организации летней оздоровительной площадки.
Концепция программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен быть счастливым, активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: создание условий для организации полноценного и безопасного летнего оздоровительного отдыха детей.
Задачи программы:
• создание необходимых условий для организации содержательного отдыха детей;
• развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала детей;
• укрепление навыков здорового образа жизни;
• формирование навыков общения и толерантности;
• расширение и углубление знаний детей о родном селе, его истории, достопримечательностях, людях.
Возраст участников программы
Программа рассчитана на детей от 6 и до достижения 12 лет.
Наполняемость площадки 15 детей.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей опек, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
На площадку дети принимаются при наличии следующих документов: заявления от родителей, медицинской справки, свидетельства о рождении (копия).
Срок реализации программы
Июнь 2018 года, 14 дней, воскресенье выходной.
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов:
• конкурсы;
• игры;
• соревнования;
• праздники;
• презентации;
• экскурсии;
• прогулки;
• анкетирование.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, принятия решений и его самореализации.
Принципы, используемые при планировании
и проведении летней площадки
Принципы:
• принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип творческого отношения к делу;
• принцип добровольности участия в делах;
• принцип учета возрастных особенностей детей;
• принцип доступности выбранных форм работы;
• принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Тип программы
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной смены. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием.
Направленность программы
1. Гражданско-патриотическое.
2. Художественно-эстетическое.
3. Спортивно-оздоровительное.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
Подготовительный:
• проведение совещаний;
• издание приказа о проведении летней кампании;
• подготовка методического материала;
• разработка программы деятельности летней оздоровительной площадки;
• подбор кадров для работы на летней оздоровительной площадке;
• составление необходимой документации для деятельности площадки.
Организационный:
• ознакомление воспитанников с правилами жизнедеятельности и программой летней площадки.
Практический:
• реализация основной идей смены;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
• работа творческих мастерских.
Аналитический:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений, поступивших от детей, родителей, педагогов по деятельности летней оздоровительной площадки в будущем.
Условия реализации программы
Программа разработана с учётом законодательных нормативно- правовых документов:
• конвенцией ООН о правах ребёнка;
• конституцией РФ;
• законом «Об образовании»
• федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ;
• трудовым кодексом Российской Федерации от 2006г. №197-ФЗ;
• приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2001г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха».
Материально-техническое обеспечение:
• спортивная площадка школы, дворовая детская площадка;
• актовый зал школы для проведения культурно-массовых мероприятий;
• помещения для занятий творческих объединений;
• материалы для оформления и творчества;
• наличие канцелярских принадлежностей;
• настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
• музыкальная аппаратура, видеотехника;
• призы, грамоты для стимулирования.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
• педагоги-организаторы;
• педагоги дополнительного образования.
Для реализации программы привлекаются педагоги дополнительного образования, социальное окружение (библиотекарь, медицинские работники, работники правопорядка, работники социальной службы).
Методическое обеспечение программы:
• наличие программы площадки, план мероприятий;
• приказы об организации площадки на базе школы;
• подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
• разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
Мероприятия по реализации программы
При составлении плана работы учитываются разновозрастные возможности, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.
Программные модули
Медицинский:
- изучение медицинских карт детей, отдыхающих в лагере;
- организация здорового образа жизни;
- проведение профилактических процедур по предупреждению инфекционных заболеваний (клещевой энцефалит, дизентерия и др.);
- расширение у детей опыта сохранения и укрепления физического здоровья;
- формирование валеологического мышления детей;
- осмысление необходимости двигательной активности детей.
Психологический:
- определение психотипа личности ребенка (её психические потенциалы, социальный статус);
- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;
- создание доверительных, дружеских отношений в коллективе путём формирования позитивного эмоционального состояния во взаимоотношениях друг с другом.
Педагогический:
- организация досуга детей в летний период;
- развитие творческих способностей ребёнка посредством его вовлечения в активную лагерную жизнь;
- совершенствование навыков и умений прикладного характера;
- коррекционно-воспитательная деятельность в рамках временного детского коллектива.
Виды, формы, методы работы
Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установкой, спецификой содержания, особенностями контингента участников, уровнем развития и подготовки детей, ресурсным обеспечением. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые).
Коллективная и индивидуальная творческая деятельность, в процессе которой происходит развитие личности ребёнка, имеет несколько направлений: ознакомление с мировой и отечественной культурой, историей края – это проведение экскурсий, бесед; формирование творческой индивидуальности, развитие художественно-прикладных умений, спортивных, танцевальных способностей; организация коллективных творческих дел (творческие мероприятия в форме конкурсов и различных представлений); экологическое познание окружающего мира и его законов; приобщение к здоровому образу жизни, физическое развитие тела, гармоничной личности посредством проведения спортивных занятий, спортивных игр, эстафет, конкурсов; формирование разновозрастных отрядов, по интересам.
Методы работы:
- методы театрализации (знакомят детей с сюжетами жизни);
- методы состязательности (стимулируют поиск, победу над собой);
- методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми, построенные на гуманизме и доверии);
- методы импровизации (развивают практическую предприимчивость);
- методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
- методы музыкотерапии (стимулируют творческий полёт мысли, снимают внутреннее напряжение);
- методы изотерапии (стимулируют творческое самовыражение; оказывают релаксационное, сублимирующее действие);
- методы танцевальной терапии (снимают внутреннее напряжение и стимулируют творческое самовыражение);
- методы игры и игрового тренинга (освоение социального опыта).
Режим дня
1. Сбор 8.30-9.00
2. Зарядка 9.00-9.15
3. Общественно-полезный труд 9.15-9.30
4. Завтрак 9.30-10.30
5. Тематический час (мероприятия) 10.00-11.00
6. Час спорта и спортивных игр… ….11.00-12.00
7. Занятия на свежем воздухе 12.00-13.00
8. Обед 13.00-13.30
9. Занятия по интересам 13.30-14.30
10. Уход домой 14.30
План мероприятий
1 день. 1 июня - День защиты детей
• «Детство – это я и ты», КТД;
• конкурс рисунков на асфальте
2 день. Организационный. Формирование навыков безопасного поведения, ответственного поведения, оформительских навыков:
• инструктаж по ТБ;
• организация досугового пространства;
• оформление игровой комнаты
3 день. День добра и толерантности. Формирование личности на основе принципов толерантности, формирование толерантного поведения:
• познавательная беседа;
• просмотр тематических видеороликов
4 день. День литературы «Великий русский поэт А. С. Пушкин». Развитие творческих и познавательных способностей, нравственных качеств личности, интереса к литературе:
• презентация;
• викторина;
• выставка книг
5 день. День друзей природы. Воспитание любви к природе, формирование экологического поведения
• беседа;
• уборка территории;
• экскурсия
6 день. День спорта и ЗОЖ. Развитие двигательной активности, воспитание здорового образа жизни, любви к спорту:
• «Веселые старты»;
• беседа «Полезные привычки»;
• конкурс работ о ЗОЖ
7 день. День малой родины. Воспитание чувства причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного наследия:
• познавательная беседа;
• конкурс ИЗО и прикладного творчества
8 день. День России. Воспитание любви и уважения к Родине, формирование знаний о государственной символике, культуре государства:
• тематический праздник;
• викторина;
• конкурс творческих работ
9 день. День профессий. Профориентация детей, воспитание любви к труду, познавательного интереса:
• презентация;
• практическое занятие;
• викторина
10 день. День русского языка. Формирование знаний о родном языке, привитие любви к культуре русского народа:
• познавательная беседа;
• интеллектуальная
11 день. День юного туриста. Формирование туристических навыков, приобщение к авторской музыкальной культуре:
• занятие «школа юного туриста»;
• игра на местности;
• разучивание песен под гитару
12 день. День здоровой пищи. Воспитание здорового образа жизни, формирование правильного питания:
• «Разговор о правильном питании» беседа с элементами тренинга
13 день. День истории. Воспитание любви к Родине, её истории, формирование знаний о событиях 1941 года, о защите Отечества и уважении к погибшим в ВОВ:
• акция памяти и скорби у обелиска;
• презентация (22 июня - День памяти и скорби)
14 день. День впечатлений (подведение итогов). Анализ впечатлений, подведение итогов, анкетирование по результатам отдыха в оздоровительном лагере
• беседа;
• анкетирование;
• конкурс творческих работ А
Контроль и оценка результатов:
• анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания на летней оздоровительной площадке;
• наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
• выставка изобразительного и прикладного творчества детей;
• вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни детской оздоровительной площадки.
Ожидаемые результаты:
• внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
• приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения;
• развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
• расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества, физической культуры, и других видах деятельности;
• самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни летнего отдыха.
• приобретение новых знаний детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях.
Предполагается, что время, проведённое в лагере, не пройдёт бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Факторы риска:
- проявление негативных настроений у детей, чей творческий потенциал не замечен взрослыми, и их потенциал остался невостребованным;
- проявление нежелания выполнять требования взрослых или группы, так как последние не являются авторитетами у ребёнка (или у ребёнка занижена самооценка);
- «звездная болезнь» некоторых детей, достигших результатов и признания (завышенная самооценка или похвала за выполнение задания, несоответствующего по сложности возможностям ребенка);
- нервные срывы, моральная неудовлетворенность результатом (завышенная самооценка, неумение принимать поражение);
- возникновение конфликтных ситуаций на межличностном уровне и на уровне информированности детей при непродуманных критериях оценки их деятельности.
Меры профилактики:
Воспитатель обязан
• знать психофизические особенности детей той возрастной группы, с которой им придётся работать;
• при подборе игр на выявление позиций детей отряда (лидер, исполнитель, активный участник, пассивный участник, сторонний наблюдатель) подходить не формально, а ответственно и давать оценку не по единичной акции выявления, а по комплексу мероприятий;
• быть последовательными в своих действиях и поступках и соответствовать требованиям, которые выдвигаются перед детьми;
• проводить анализ деятельности и выносить на общее обсуждение принятие решения;
• вести учёт настроений детей, успехов в деятельности ежедневно, а не от случая к случаю;
• продумывать приобщение детей к деятельности так, чтобы каждый ребёнок ощутил свою значимость и необходимость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4 т. — М. : Генезис, 2000.
2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М. : Генезис, 2001.
3. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб. : Речь, 2003.
4. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М. : Совершенство, 1998.
5. Макарова И. В., Крылова Ю. Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ». — М, 2004.
6. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.
7. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРТ ЛТД. 1997.
8. Занятия с подростками по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа/ Авторский коллектив: Виноградова Е. С., Митин А. В., Пономаренко С. В., Толендиева К. Т., Кацура Л. А. — Алматы: ОО «ОБТ — ХХ1 век» — Центр общественного развития «Аккорд», 2005.
9. Прикладная психология / Под редакцией А. Н. Сухова и А. А. Деркача — М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.