Елена Косатенко
Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа правового воспитания дошкольников разработана на основе:
•основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой
•требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются :
•Всеобщая декларация прав человека;
Публикация «Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
•Конвенция о правах ребенка;
•Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
•Конституция РФ;
•Семейный кодекс РФ;
•Гражданский кодекс РФ;
•Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
•Закон РФ "Об образовании"
На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:
•уважительного отношения к установленным правилам поведения;
•осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
•понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
•неприятия насильственных и других незаконных действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
•ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
•ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников в д\с предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.
I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цели:
•формирование основ правового сознания дошкольников
•способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
Правовое воспитание дошкольников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания :
•логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях);
•эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
•принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения)
Основные задачи правового воспитания :
•создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
•ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
•формирование у детей : социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
•воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
•содействие процессу формирования у детей : чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
•воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
•создание в д\с правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
•повышение уровня правовой культуры педагогического состава д\с и родителей (законных представителей) детей, ;
•создание условий для организации взаимодействия семьи и д\с по вопросам правового воспитания.
•повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в д\с, так и в семье;
•формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав.
•оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Модель организации правового воспитания в д\с основана на социальном партнерстве д\с с родителями (законными представителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители, педагогический состав образовательного учреждения.
Система взаимодействия:
— организованное обучение;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей.
Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Основной принцип в работе - дать возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр.
Работа с детьми включает в себя девять фронтальных занятий в год, т. е. одно занятие в месяц.
Организованная форма обучения включает в себя:
•Знакомство с правами человека.
•Беседы на этические темы.
•Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
•Физкультурно-оздоровительная деятельность.
•Изобразительная, трудовая деятельность.
•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
•Проблемно-поисковая деятельность.
Самостоятельная деятельность детей включает :
•Работу с литературой.
•Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
•Разные виды игр.
•Продуктивные виды деятельности.
•Двигательную активность.
Формы работы с детьми:
•Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
•Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
•Использование сюжетов хорошо известных сказок,беседа о прочитанном или просмотренном.
•Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя.
•Дидактические игры.
•Наблюдение.
•Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение.
• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги д\с не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную.
Основные направления работы педагогического коллектива:
•просвещение;
•диагностика;
•организация;
•контроль;
•профилактика;
•коррекция.
Формы работы с сотрудниками детского сада:
•заседания Совета педагогов;
•консультации;
•семинары – практикумы;
•конкурсы
•коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;
•анкетирование, тестирование;
•самообразование по проблеме;
•самоанализ деятельности каждого педагога.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
•информационные стенды (наглядная агитация);
•тематические выставки;
•родительские собрания;
•индивидуальные и групповые беседы;
•анкетирование, тестирование;
•семинары;
•участие родителей в коллективных делах детского сада.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям :
•с педагогическим составом,
•с родителями,
•с детьми.
Роль педагога ДОУ заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения, как в образовательном учреждении, так и в семье.
Правовое воспитание в д\с происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. Целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
•знание сотрудниками, детьми и родителями основных правовых Документов по защите прав ребенка;
•повышение правовой культуры детей и родителей;
•знание детьми правил здорового образа жизни;
•знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
•сформированность коммуникативных умений и навыков;
•создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию;
•создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
•активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
• формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
•позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе;
•обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
•пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.