Приложение МААМ

Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Ирина Шувалова
Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

И. И. Шувалова, О. В. Подлевская, Е. В. Харькова

Программа

Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного возраста

Поурочные занятия с сентября по май

Иркутск, 2016

УДК 617

ББК 13058

Рецензент: д. м. н., профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО ИГМУ

С. Г. Александров

Авторы программы. И. И. Шувалова, О. В. Подлевская, Е. В. Харькова

Публикация «Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Программа : профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, поурочные занятия с сентября по май.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Данная программа направлена на профилактику плоско-стопия у детей дошкольного возраста посредством спортивных эстафет, массажа свода стопы, игровых упражнений, подвижных игр на протяжении всего учебного года. Программа рекомендована инструкторам по физической куль-туре МБДОУ, воспитателям МБДОУ, родителям воспитанников.

Благодарим учителя начальных классов Светлану Анатольевну Сергиенко (гимназия №2, г. Иркутск)за коррек-тирование текста; технического редактора Александру Валерьевну Марчак за редактирование текста и подготовку макета

И. И. Шувалова, О. В. Подлевская, Е. В. Харькова

Оглавление

Введение 4

1. Проблема плоскостопия у дошкольников 6

2. Оборудование, необходимое для проведения занятий 9

3. Список сокращений 9

4. Программа 10

5. Рекомендации родителям по диагностике и профилактике плоскостопия 183

Заключение 184

Список литературы 185

Введение

Проблема профилактики плоскостопия у детей разных возрастных групп представляется актуальной и важной. Особенно это касается детей дошкольного возраста, у которых зачастую имеют место различные нарушения в опорно-двигательной системе. К числу наиболее встречающихся нарушений развития следует отнести плоскостопие. Необходимо отметить тот факт, что суставно-связочный аппарат стоп у дошколь-ников еще не сформирован. Cуставы, по сравнению с таковыми у взрослых людей, более подвижны, связки же, укрепляющие своды стопы, недостаточно прочны и более эластичны. При больших нагрузках своды стопы уплощаются, что ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Любые неблагопри-ятные внешние воздействия могут привести к возникновению различных функциональных отклонений, вследствие чего может произойти изменение формы стопы и даже изменение положения позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп оказывает влияние на развитие движений у детей и препят-ствует занятиям физическими упражнениями. По нашему мнению, занятия физическими упражнениями с такими детьми затруднительны. Таким образом, указанная проблема представляется актуальной и важной в плане гармоничного физического развития детей.

Считаем целесообразным предложить детям с наличием плоскостопия ряд спортивных эстафет, игро-вые упражнения, профилактический массаж свода стопы, подвижные игры, направленные на профилактику и коррекцию уже имеющихся нарушений.

Настоящее учебное пособие адресовано инструкторам по физической культуре дошкольных образо-вательных учреждений, воспитателям и родителям.

Целью программы является разработка профилактических мероприятий, направленных на профилак-тику плоскостопия у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений, подвижных игр, эстафет, танцевальных этюдов и различных техник массажа.

Среди важных задач, стоящих перед авторами программы в процессе работы над ней, необходимо выделить следующие:

1. Укрепление мышечно-связочного аппарата свода стопы с использованием различных предметов.

2. Профилактика нарушения стопы с последующим текущим контролем.

3. Создание благоприятного эмоционального фона при проведении мероприятий.

4. Информирование родителей детей о проблеме плоскостопия и его роли в физическом здоровье в даль-нейшем.

5. Проведение бесед с родителями по проблеме плоскостопия и путях его профилактики.

Вид деятельности: оздоровительный, профилактический

Воспитанники, их родители и воспитатели детского сада должны:

Знать:

• что такое плоскостопие, чем оно опасно;

• из чего состоит стопа;

• для чего необходимо выполнять физические упражнения по профилактике плоскостопия;

• количество выполненных упражнений и их амплитуда;

• содержание подвижных игр, эстафет, танцевальных этюдов, комбинаций;

• выполнение самомассажа стоп и точек, которые находятся на стопе,

Уметь:

• правильно выполнять физические упражнения;

• равномерно распределять нагрузку на стопы;

• различать здоровую стопу от деформированной;

• самостоятельно выполнять массаж стоп;

• самостоятельно выполнять домашние задания.

Владеть:

• навыками массажа стоп;

• знаниями о наборе физических упражнений, необходимых для профилактики плоскостопия.

Программа ориентирована на оказание профилактической помощи детям и их родителям. Оно рассчи-тано на учебный год (с сентября по май). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятий – 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10–15 человек.

1. Проблема плоскостопия у дошкольников

Плоскостопие – это статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но часто встречается и смешанное. Деформацию продольного свода легко можно определить, проводя рукой по внутреннему краю стопы. Продольный свод в некоторой сте-пени сохраняется даже при тяжелых формах плоскостопия. Поперечные своды стоп выражены в меньшей степени и соответственно их деформации менее заметны взгляду непрофессионала.

У большинства людей встречается так называемое статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врожденной слабости связок, чаще всего у лиц с тонкими костями скелета. Но у ширококостных людей ста-тическое плоскостопие тоже встречается, если они склонны к полноте, а точнее к ожирению. У большин-ства толстяков своды стоп просто не выдерживают массы тела и деформируются.

Детская стопа, по сравнению со взрослой, коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы рас-ходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выра-жена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы. Это нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, они более мягкие, эластичные, легко поддаются де-формации. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован. Суставы по сравнению с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по её окончании тотчас же, с помощью активного сокра-щения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутом-лению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в ста-дии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позво-ночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется меди-цинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудова-ния и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы. Это могут быть ребристые наклонные доски, скошенные поверх-ности, гимнастическая стенка, верёвочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимна-стические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предна-значенный для формирования свода стопы, специальные тренажёры.

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и пра-вильный её подбор, следует обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на ули-це, на занятиях по физической культуре. Необходимо давать соответствующие рекомендации родителям.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядкой, гимнастикой после дневного сна, проводимых в помещении, детям рекомендовано за-ниматься босиком. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов. Оно стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и кор-рекции плоскостопия.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения и семьи.

2. Оборудование, необходимое для проведения занятий

При проведении занятий должны быть в наличии следующие предметы:

• гимнастическая стенка;

• массажные коврики;

• палочки разных размеров;

• мячи с шипами;

• пластмассовые крышечки от различных буты-лочек;

• различные тряпочки разных размеров; • скакалки;

• теннисные мячи или резиновые, разных разме-ров;

• писчая бумага или газета;

• ребристые доски;

• резиновые коврики;

• хоп-мячи.

3. Список сокращений

И/п. – исходное положение

П. р. – правая рука

Л. р. – левая рука

П. н. – правая нога

Л. н. – левая нога

П. п. – правое плечо

Л. п. – левое плечо

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ОВД – основные виды движений

4. Программа

Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного возраста

поурочные занятия с сентября по май

СЕНТЯБРЬ

Цель: провести диагностику детей на выявление нарушения свода стопы, индивидуальные беседы с родителями.

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Просмотр медицинских карт воспитанников и выявление откло-нений развития опорно-двигательного аппарата: наруше-ния осанки, плоскостопия

2. Сбор информации 3. Беседа с родителями:

«Профилактика плоско-стопия и нарушения осанки у детей» 4. Подбор необходимого материала:

- оборудования

- литературы

5. Составление расписания 6. Обследование и диагностика детей

(с привлечением ме-дицинского работ-ника)

Игры и эстафеты по выбору, учитывая пожелания детей.

Занятия проводить с музыкальным сопровождением.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: знакомство с детьми, выявление их функциональных возможностей. Разучивание и освоение упражнений, эле-ментов самомассажа на укрепление мышц стопы.

Вводная часть

1. «Знакомство» (проверка осанки)

Построение в шеренгу по одному:

«На первый – второй рассчитайсь!», направляющий говорит: «Первый!» и одновременно встает на носки вверх, называя своё имя, делает приседание, представляется и т. д. 2. Ходьба по периметру зала в колонне по одному:

- на носках – руки в стороны

- на пятках – руки за голову

- с высоким подниманием коле-на, руки на поясе («Лошадки») 2. 3. Бег

- на носках друг за другом по периметру зала, руки свободны.

- с постепенным ускорени-ем.

(1–2 мин.) 4. Построение для выполнения ОРУ

В кругу

Основная часть

5. Подъём на носки

И/п. : ноги слегка рас-ставлены, руки внизу:

- Подняться на носки, руки через стороны вверх (вдох)

- Опуститься на всю стопу, руки вниз через стороны (выдох) 6. Наклоны в стороны

И/п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - наклон в правую сторону, левую руку вверх и в сторону наклона, правая рука на поясе, носок не подвижен, пятку отрываем от пола

2 - И/п.

3 - Наклон в левую сторону

4 - И/п. 7. Приседание

И/п. : пятки вместе, носки врозь, ру-ки на поясе

1- Полный присед, пятки припод-нять от пола, руки вперед

2 - И/п.

8. Упражнение для ног «Пружин-ка» И/п. : ноги вместе, руки на поясе

1 - Поднять пятку правой ноги от пола. 2 - Пятку правой ноги опуска-ем, левую поднимаем 9. Прыжки

И/п. : ноги вместе, руки на поясе

- на двух ногах с про-движением вперед

- на месте

- ноги врозь, ноги вме-сте, палочка на лопат-ках

10. ОВД

Ходьба:

- на носках по наклон-ной доске вверх-вниз, руки в стороны

- на носках змейкой между предметами, обратно бегом

11. Массаж стоп

И/п. : сидя на полу

- круговые движения стопами.

Повторить 6–8 раз.

- подтянуть ноги к себе пальцами ног по полу, выпрямить пальцы ног по полу с переходом на сокращение стопы к себе (т. е. носки ног на себя, пятки вперед)

Повторить 3–4 раза.

- поглаживание ног: правой ногой прове-сти по прямой левой ноге – до колена и обратно (с наружной и внутренней сторо-ны).

Повторить4 раза.

- растирание стоп, стопа к стопе. Стопы должны стать горячими. 12. Подвижная игра «Каракатица»

(соревновательная игра). Разучить.

Пройти этап, перекатывая стопами гимнастическую палку

Инвентарь: деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

Участники делятся на 2–3 команды, каждый участник прини-мает положение «сед на ягодицах», ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

По сигналу «Марш!» ребенок, опираясь на кисти рук и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету другу по команде, ребенок встает в конец колонны.

Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру и кричит «Ура!».

Игра повторяется 2–3 раза с музыкальным сопровождением или без.

Заключительная часть

Ходьба по коррекционным коврикам по периметру зала с перестроением в круг. Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу и произносят слова:

«Давай, дружок, обнимемся и до небес поднимемся (поднимаются на носки вверх и опускаются).

Тепло сердец объединим и станем солнышком одним!»

Инструктор:

– Спасибо вам мои друзья, уроку очень рада я!

Дома всё вы повторите, маме с папой покажите!

До свидания!

Публикации по теме:

«На речке». НОД по профилактике плоскостопия с детьми младшего дошкольного возраста Цель. Способствовать увеличению амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев. Учить детей сохранять равновесие.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Мастер-класс: оборудование для упражнений по профилактике плоскостопия «Весёлые гусеницы»Мастер-класс: оборудование для упражнений по профилактике плоскостопия «Весёлые гусеницы» Изготовление нетрадиционного оборудования по физической культуре. Дорогие коллеги хочу предложить вашему вниманию нетрадиционное оборудование.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Мини-тренажеры для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста из подручных материалов своими рукамиМини-тренажеры для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста из подручных материалов своими руками Уважаемые коллеги, работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 5 часть АПРЕЛЬ. ЗАНЯТИЕ №1. Поможем нашим зеленым друзьям. Программное содержание: 1. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение.

Развивающее пособие по профилактике ОДА у детей старшего дошкольного возраста «Лягушата на озере»Развивающее пособие по профилактике ОДА у детей старшего дошкольного возраста «Лягушата на озере» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие по профилактике нарушений ОДА (опорно-двигательного аппарата) у детей.

Рекомендации по профилактике плоскостопия у детейРекомендации по профилактике плоскостопия у детей РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Плоскостопие – распространенное заболевание опорно - двигательного аппарата, выражающееся.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Конспект занятия по профилактике плоскостопия в средней группе «Полоса препятствий»Конспект занятия по профилактике плоскостопия в средней группе «Полоса препятствий» Занятие по профилактике плоскостопия в средней группе «Полоса препятствий». Цель: Укрепление и правильное формирование свода стопы у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 10:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа поурочных занятий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шувалова (УИ 1203181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД