Екатерина Сидоркина
Программа по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
По мнению Л. С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Публикация «Программа по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Цель: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, а также ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Задачи:
1. сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
2. развивать навыки социального поведения;
3. способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
4. формировать позитивное отношение к своему «Я»;
5. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
6. научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Структура занятия:
1. Вводная часть - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
2. Рабочаячасть – в нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование.
3. Завершающая часть- создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Сроки реализации программы : ноябрь-май
Количество участников: 8-10 детей
Частота и количество занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет и состоит из 23 занятий, которые проводятся в форме мини-тренингов.
Учебно-тематический план занятий
№ Название Задачи Краткое содержание Кол-во часов
1-блок «Давайте жить дружно»
1 «Знакомство»
1. Развивать чувство принадлежности к группе.
2. Развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Ритуал приветствия
2. «Ласковое имя»
3. «Дотронься до»
4. «Ладонь на ладонь»
5. «Качели»
6. Ритуал прощания 20 мин
2 «Познакомимся поближе» 1. Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
2. Учить детей ощущать близость, тепло другого. 1. Ритуал приветствия
2. «Дружба начинается с улыбки»
2. «Передай мячик»
3. «Мое имя»
4. «Угадай, кого не стало»
5. «Узнай по голосу»
6. Ритуал прощания 20 мин
3 «Мы такие» 1. Развивать чувство единства, сплоченности.
2. Учить детей действовать согласованно. 1. Ритуал приветствия
2. «Эхо»
3. «Солнечный зайчик»
4. «Спаси птенца»
5. «Ладушки»
6. «Сорока-ворона»
7. Ритуал прощания 20 мин
4 «Мы единое» 1. Развивать групповую сплоченность.
2. Повышать у детей уверенность в себе. 1. Ритуал приветствия
2. «Эхо»
3. «Волшебный мешочек»
4. «Воздушный шарик»
5. «Доброе животное»
6. «Зеркало»
7. «Морщинки»
8. Ритуал прощания 20 мин
5 «Паровозик с именем» 1. Повышать у детей уверенность в себе.
2. Развивать слуховое восприятие. 1. Ритуал приветствия
2. «Паровозик с именем»
3. «Узнай по голосу»
4. «Мы танцуем»
5. «Мы охотимся на льва»
6. Ритуал прощания 20 мин
6 «Мы дружные» 1. Повышать у детей уверенность в себе.
2. Развивать произвольность.
3. Формировать позитивное отношение
к сверстникам. 1. Ритуал приветствия
2. «Солнечный зайчик»
3. Сказка «Заяц-хваста»
4. Ритуал прощания 20 мин
2-блок «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
7 «Робость» 1. Повышение у детей уверенности в себе.
2. Сплочение группы.
3. Знакомство с чувством робости 1. Ритуал приветствия
2. История про мальчика.
3. «Я - лев»
4. «Я очень хороший».
5. Ритуал прощания 20 мин
8 «Радость»-1 1. Первичное знакомство с чувством радости.
2. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 4. Ритуал приветствия
5. «Солнечный зайчик»
6. «Встреча с другом»
7. Рисование на тему «Радость»
8. «Доброе животное»
9. Ритуал прощания 20 мин
9 «Радость»-2 1. Продолжение знакомства с чувством радости. 1. Ритуал приветствия
2. «Солнечный зайчик»
3. Истории «Хорошее настроение», «Умка»
4. «Радостные лица»
5. Ритуал прощания 20 мин
10 «Радость»-3 1. Продолжить знакомство с чувством юмора.
2. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. 1. Ритуал приветствия
2. «Игра с платком»
3. «Азбука настроений»
4. «Доброе животное»
5. Ритуал прощания 20 мин
11 «Радость»-4 1. Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости. 1. Ритуал приветствия
2. «Имя шепчет ветерок»
3. Рефлексия по предыдущим занятиям
4. «Изобрази»
5. Ритуал прощания 20 мин
12 «Страх»-1 1. Знакомство с чувством страха.
2. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. 1. Ритуал приветствия.
2. «Солнечный зайчик»
3. История про девочку, «Как котенок потерялся»
4. «Доброе животное»
5. Ритуал прощания 20 мин
13 «Страх»-2 1. Продолжение знакомства с чувством страха.
2. Поиск путей преодоления страха.
3. Развитие эмпатии, умение сопереживать другим 1. Ритуал приветствия
2. «Азбука настроений»
3. История «Ваза»
4. Ритуал прощания. 20 мин
14 «Страх»-3 1. Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям.
2. Развивать умение справляться с чувством страха.
3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. 1. Ритуал приветствия
2. «Паровозик»
3. Рисование на тему «Страх»
4. Чтение произведений Н. Носова «Живая шляпа», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
5. Ритуал прощания 20 мин
15 «Страх»-4 1. Продолжение знакомства с чувством страха. 1. Ритуал приветствия
2. История про медвежат.
3. Ритуал прощания 20 мин
16 «Удивление» 1. Знакомство с чувством удивления.
2. Закрепление мимических навыков. 1. Ритуал приветствия
2. «Доброе утро»
3. «Живая шляпа»
4. Рисование на тему «Удивление» 20 мин
17 «Самодовольство» 1. Знакомство с чувством самодовольства. 1. Ритуал приветствия
2. «Взрослое имя»
3. «Хвастовство»
4. Сказка «Мыщка-хвастунья»
5. Ритуал прощания 20 мин
18 «Закрепление знаний о чувствах» 1. Закрепление умения различать чувства. 1. Ритуал приветствия
2. «Паровозик с именем»
3. «Азбука настроений»
4. Ритуал прощания 20 мин
19 «Злость» 1. Знакомство с чувством злости.
2. Тренировка умения различать эмоции. 1. Ритуал приветствия
2. «Доброе утро»
3. «Сердитый дедушка»
4. «Бой шарфом»
5. «Доброе животное»
6. Ритуал прощания 20 мин
20 «Стыд, вина» 1. Знакомство с чувством вины 1. Ритуал приветствия»«
2. История «Косточка» Л. Н. Толстого
3. «Подарки»
4. Ритуал прощания 20 мин
21 «Отвращение, брезгливость» 1. Знакомство с чувством отвращения 1. Ритуал приветствия
2. История «Соленый чай»
3. «Скомкай листочек бумаги»
4. «Собери мусор»
5. Ритуал прощания 20 мин
22 «Взлохмаченные человечки» 1. Закрепление полученных знаний, умение передавать эмоции художественными средствами. 1. Ритуал приветствия
2. Рисование лиц с изображением различных эмоций
3. Ритуал прощания 20 мин
23 «Русские горки» 1. Ритуал приветствия
2. Рисование вагончиков с изображением различных эмоций.
3. Ритуал прощания 20 мин
Всего часов 7,7 ч
Предполагаемые результаты:
1. Умеет улавливать, различать и понимать эмоциональные состояния других людей;сопереживать и отвечать адекватными чувствами;
2. Умеет произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные состояния;
3. Умеет различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
4. Умеет одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Используемая литература
1. Белопольская, Л. И. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра длядетей 4-10 лет. – М. : Когито-центр, 1994.
2. Клюева, Н. В. Филиппова, Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
3. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник - Практическое пособие – М. : Генезис. 2003. – 208 с.
4. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева - Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
5. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / В. М. Минаева. – Пособие для работников доу. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 48 с.
6. Хухлаева, О. В. Лесенка радости. – М. : Совершенство, 1998. – 80 с.
7. Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.