Получи документы

Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Кутурмина
Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять и углублять экологические знания детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Систематизировать работу по развитию экологического воспитания детей в ДОО и в семье.

Задачи:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступные пониманию ребенка о животных, растениях, птицах, насекомых, о неживых природных объектах;

Публикация «Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережливого, заботливого отношения к миру природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни и освоение элементарных норм поведения;

- формирование желания и умения сохранять природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами);

- расширять и закреплять знания о природе родного края, его растительности и животных.

Содержание программы разработано на основе принципов:

1. Научность.

2. Доступность.

3. Гуманистичность.

4. Прогностичность.

5. Деятельность.

6. Интеграция.

7. Целостность.

8. Конструктивизм.

9. Регионализм.

Формы и методы работы.

В работе с детьми программой предусмотрено использование разнообразных форм:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

трудовая деятельность;

зеленый патруль;

экологические выставки;

экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

моделирование экосистем;

экологические сказки;

инсценировки, театрализация и т. д. ;

обсуждение и проигрывание ситуаций.

Занятия построены согласно временам года и календарем русской природы. На каждое время года составлено 12 занятий. Программа предусматривает организацию образовательной деятельности в первой половине дня; 1 занятие в неделю. Длительность проведения от 25 до 35 минут.

К программе разработано комплексно-тематическое планирование по месяцам. В соответствие с комплексно-тематическим планированием разработаны конспекты занятий.

Занятия состоят из 3 частей:

1 часть – наблюдения, экскурсия, беседа, труд в уголке природы, рассматривание картин

2 часть – экологическая игра

3 часть – опытническая деятельность

Ведущий метод данной программы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является наблюдение. С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождем, солнцем, грозой, снегопадом, метелью, градом, грозой, небом, облаками, туманами, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, за формированием плодов, птицами, насекомыми.

Осень. Сентябрь

Занятия

1.«Здравствуй осень золотая!»

2.«Дары осени (овощи)».

3. Перелетные птицы.

4. Беседа о труде людей осенью.

Повседневная жизнь

1 неделя: Игра «Магазин цветов». Цель: ознакомление с осенними цветами.

П/И «Природа»

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень».

Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковского.

Сбор осенних листьев, цветов для гербария и его изготовление.

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Опыты с ветром.

2 неделя: Д/И: «Вешки и корешки», Магазин: «Овощи-фрукты», «Собери урожай».Сбор семян, шишек, желудей для коллекций.

Изготовление поделок из овощей и природного материала. Выставка работ «Что нам осень принесла»

Беседа «Вода. Какая она?»

3 неделя: П/И: «Птицы»;

Рассматривание альбомов и энциклопедий о птицах.

Изготовление птиц (журавль, голубь) из бумаги техникой оригами;

Уход за птицами в уголке природы. Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» (об октябре).

4 неделя: Дидактическая игра «Овощехранилище».Лепка, рисование на тему (овощи, фрукты). Игры магазин овощей, фруктов. Настольные и дидактические игры: «вершки и корешки», «найди деток к ветке (определение плодов и семян к деревьям и кустарникам)».

Чтение пословиц и отгадывание загадок о сельскохозяйственном труде

Октябрь

Занятия

1. Свет, тепло, воздух.

2. «Грибное царство».

3. КВН «В гостях у животных».

4. «Что мы сажаем, сажая леса?»

Повседневная жизнь

1. Дид. упражнения «Про воздух и воду».

Организация опытов по проращиванию лука, овса; опытов с воздухом, водой, по сравнению свойств песка и глины. Чтение рассказа «О чем рассказывал ветер» из экологического атласа «Окно в мир».

Беседа о значении воздуха. Работа с термометром. Знакомство с глобусом.

2. Игра «приготовим овощной суп». Рассматривание альбомов «Грибы».

Рисование, лепка на тему «Грибы». Сбылась ли примета: если на Покров (14 октября) землю снежком - зима холодная, с юга – теплая, при переменном ветре – переменная. Беседа «Свойства воды»

3. Дид. Игра «Кто где зимует». Прослушивание музыки на осеннюю тематику. Рассказ воспитателя о строении Земли: «Что у Земли внутри? Почему бывают землетрясения и вулканы?». Опыты с водой

4. Сравнение иллюстраций летнего и осеннего леса. Знакомство с картой природных зон. Объяснить понятие «природная зона».

Изготовление коллажа «Лес».Почему октябрь в народном календаре назван грязником?

Ноябрь

Занятия

1. «Проводы осени».

2. Кто главный в лесу? Живые цепочки.

3. Беседа об обитателях водоемов. Рассказ о лягушке.

4. Сбережем удивительный мир растений и животных леса.

Зима. Декабрь

Занятия

1.«Беседа о зиме».

2.«Лесная зона»

3.«У кого какой дом».

4.«Жалобная книга природы».

Повседневная жизнь

1. Завести альбом «Глубина снега», фиксировать глубину снежного покрова в нехоженом месте (2-3 р. в месяц). Проведение опытов со льдом. Рассказ воспитателя о природных особенностях края, области у географической карты. Продолжение наблюдений за птицами участка. Предложить проверить примету: дым столбом — к морозу. Организация зимнего огорода на окне проращивание овса. Предложить проблемную ситуацию: имеем два водоема — в одном живут рыбы, лягушки, много растений и других обитателей; в другом — только некоторые насекомые. Какой водоем чище? Какие причины загрязнения водоема? Рисование запрещающего знака - нельзя засорять водоемы.

2. Знакомство детей с особенностями климата нашей области, края. Продолжение ознакомления с Красной книгой. Рассматривание снежных узоров на окне,возникновения узоров на стекле. Рисование снежных узоров под музыку. Опыт со снегом. Продолжение наблюдений за птицами участка, кормление птиц.

3. Дидактическая игра «Кто лишний». Контроль за температурой воздуха по термометру (ртутный столбик опустился ниже 0 °С). Декабрь в народном календаре - студенец. Почему так назвали месяц? Рассказ воспитателя об астрономическом начале зимы - дне зимнего солнцестояния и о последующем прибавлении светового дня. Организация ухода за аквариумом. Чтение «Синичкина календаря» В. Бианки (о декабре).

Опыты: «Радуга в комнате», «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

4. Рассказ воспитателя об экологических катастрофах. Сравнительные характеристики зверей (кошки и тигра. Продолжение наблюдений за птицами участка, работа с календарем наблюдений за птицами. Составление пищевых цепочек.

Январь

Занятие

1.«Беседа о гололеде»

2.«Степная зона»

3.«Водоёмы»

4.«Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко»

Повседневная жизнь

1. Январь в народном календаре – просинец. Почему так называли месяц?

Чтение рассказов о зиме. Дид. игра «Где живут птицы». Изображения птиц выкладываются на соответствующие иллюстрации леса и водоема.

Проведение опытов со льдом.

Д/И: «Найди дерево по семенам»

2. Игровое упражнение «Узнай животное по силуэту». Продолжение наблюдений за птицами: «Все ли птицы ведут себя одинаково». Рассматривание иллюстраций птиц области, края. Прослушивание фрагментов «Времен года» Чайковского (январь). Рассказ воспитателя о необходимости предохранения себя и окружающих от заражения инфекционными заболеваниями (грипп, ОРЗ). Наблюдение за ростом овса в зимнем огороде. Какие произошли изменения? Наблюдение за звездным небом. Рассказ воспитателя о беспредельности Вселенной. Составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Лягушка».

Беседа «Подземные воды и воды атмосферы»

3. Беседы о способах защиты животных. Как животные защищаются от врагов? Разгадывание кроссворда «Зима». Чтение рассказа «Снежинка» из экологического атласа «Окно в мир». Продолжение наблюдений за птицами: «Кто рисует на снегу». Рассматривание следов птиц. Прослеживание экологических связей в природе по иллюстрациям. Проверить наступление крещенских морозов (с 19 января). Рассказать ребятам, что до середины января зима мягкая, а после середины — суровая.

4. Опыт «Круговорот воды в природе». Продолжить наблюдения за птицами: «Голоса птиц». Дидактическая игра «Кто лишний» (на классификацию животных по месту обитания, например: заяц, медведь, ёж, кенгуру и т. д.). Отобрать иллюстрации животных местных лесов. Привлечение внимания ребят к проблемной ситуации: девочка взяла домой птенца. Правильно ли она поступила? Знакомство детей со знаком, запрещающим брать птенцов домой. Продолжение наблюдений за птицами: «Где птицы отдыхают и спят?» Проведение экологической викторины «Как вести себя в природе?» Продолжить наблюдение за прибавлением светового дня (к концу месяца день прибавляется на полтора часа). Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки (о январе).

Февраль

Занятие

1.«В гостях у солнышка»

2.«Беседа о комнатных растениях».

3.«В гости в подледное царство»

4.«Родной край»

Весна. Март

Занятия

1. Утренник «Здравствуй весна!»

2.«Черенкование комнатных растений»

3.«Значение животных в жизни человека»

4.«Зона саванны»

Повседневная жизнь

1. Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки (о марте). Рассказ воспитателя о календарном наступлении весны. Игровое упражнение «Назови первые весенние приметы».Поставить по ведру под сосульки в солнечный день на солнечной и теневой стороне. Где больше набралось воды? Почему? Март в народном календаре - капельник. Почему так назвали месяц? Наблюдение за оживлением веток, поставленных в воду в комнате. Регулярное наблюдение за природой с фиксацией впечатлений в календаре наблюдений (и в последующие месяцы.

2. Беседа «Вода в жидком состоянии». Наблюдение за снегом: рыхлый, темный, зернистый. Как тают снежинки? Почему снег становится грязным? Занятие по картине «Мартовский снег» И. Грабаря. Разгадывание кроссворда «Деревья и кустарники». Предложить детям проверить примету «Какова Евдокия (14 марта, таково и лето». Коллективное составление рассказа «Как мы помогали птицам зимой». Требуется ли помощь человека птицам весной и летом? Рассматривание иллюстраций разновидностей медведя: бурый, белый, черный, очковый, губан, барибал, панда, коала, малайский - их сравнение. Лепка из композиции «Медведи».

3. Рассказ воспитателя о фенологическом начале весны (появляются первые проталины, прилетают грачи; «грач на горе — весна на дворе»). Занятие по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Сообщить детям, что 21 марта день равен ночи, с этого времени прибавляется световой день. Рассматривание иллюстраций «Дикие животные». Проведение праздника «День птиц»

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом» Видео Формировать знание детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие "Земля-наш общий дом". Расширять и обогащать знания о природе,.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2014 в 17:29
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кутурмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД