Ульяна Семенищева
Программа по взаимодействию с родителями «Неразлучные друзья-взрослые и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 18 п. 1говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Программа по взаимодействию с родителями „Неразлучные друзья-взрослые и дети“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Программа «Неразлучные друзья – взрослые и дети» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей. Ценность программы состоит в наличии теоритического и практического материала направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения.
Актуальность программы заключается в том, что ее содержание отвечает требованиям дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой педагоги группы создают оптимальные условия для взаимодействия с родителями, ориентируя их на повышение активности и участия в образовательном процессе, установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание с целью развития личности ребенка.
Новизна программы заключается в том, что, эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Практическая значимость заключается в том, что данная программа может использоваться педагогами детского сада.
Программа по взаимодействию с родителями «Неразлучные друзья – взрослые и дети» является неотъемлемой частью Рабочей программы образовательной деятельности в подготовительной группе №11, усиливает и конкретизирует раздел «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников».
1.2. Цель и задачи программы
Целью данной программы является : создание инновационной системы сотрудничества между семьей и педагогами дошкольной организации через использование нетрадиционных форм работы.
Задачи:
- повысить педагогические компетенции и воспитательной культуры родителей по всем направлениям развития детей;
- создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов
-выявить эффективные формы сотрудничества с родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования личностных качеств дошкольников;
-гармонизация детско-родительских взаимоотношений;
-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
1.3. Основные принципы взаимодействия с родителями
1.4. Основные направления программы
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
1. Повышение родительской компетенции в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка.
2. Осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиций родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
3. Создание условий для успешной социализации детей в школе.
4. Обобщение положительного опыта семейного воспитания.
5. Повышение степени включенности родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
6. Установление делового взаимодействия между педагогами и семьей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание.
1.6. Эффективность реализации содержания программы
Эффективность реализации программыопределяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования, записей в Книге отзывов группы.
Показатели результативности:
1. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка:
- высокий,
- средний,
- низкий.
2. Удовлетворенность родителей (высокая, средняя, низкая) качеством образовательных услуг в группе, которая характеризуется такими параметрами как:
- полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, развития и оздоровления ребенка;
- степень осведомленности родителей о содержании образовательного процесса, достижениях и проблемах в развитии ребенка, безопасности его пребывания в группе;
- создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка;
- качество организации проводимых мероприятий для родителей;
- компетентность педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- удовлетворенность стилем взаимоотношений :
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок.
- удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых в ДОУ по вопросам семейного воспитания;
- реализация потребности в дополнительных образовательных услугах (в том числе платных);
- удовлетворенность уровнем готовности ребенка к школе.
3. Уровень информированности родителей об особенностях воспитания развития ребенка в ДОУ:
- полностью,
- частично,
- не получают информацию,
- не интересуются.
4. Степень включенности родителей в совместную деятельность:
- активные участники,
- включаются иногда,
- пассивные наблюдатели.
5. Ценностные приоритеты семьи в воспитании и развитии ребенка:
- здоровье детей;
- всестороннее развитие и воспитание;
- взаимоотношения родителей и детей;
- сотрудничество с ДОУ, установление доверительно-деловых контактов;
- подготовка ребенка к школе.
6. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи:
- высокая,
- средняя,
- низкая.
Показатели эффективности:
- рост воспитательного потенциала семьи;
- положительные тенденции в изменении характера семейных отношений;
- мотивационная готовность родителей к самообразованию по вопросам воспитания и развития детей;
- активная субъектная позиция родителей;
- осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей;
- расширение спектра совместных дел родителей и педагогов;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
7. Уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей:
- высокий,
- средний,
- низкий.
Показатели уровня профессиональной компетентности педагогов:
- умение планировать деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, её интересов, нужд и потребностей;
- умение применять на практике методики социально-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т. д.);
- умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия;
- умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы работы с семьей;
- умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ;
- умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Механизм включения родителей в образовательный процесс
Механизм включения родителей в образовательный процесс включает в себя несколько блоков:
Блок –организационно-аналитический
Анкетирование, опрос родителей, изучение спектра повседневных и воспитательных проблем, сбор информации о воспитательной позиции родителей, их запросах, формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей, определение критериев оценки эффективности работы педагоговпо взаимодействию с семьей, разработка перспективного планирования, определение основных направлений программы.
Блок - консультативно-профилактический
Ознакомление родителей с содержанием программы. Организация системы конкретных мер, направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний по психологии семьи: размещение материалов на сайте дошкольной организации, на страничке группы, информационных стендах, оформление Родительского уголка, информационных листов, папок-передвижек, газет; подготовка видеосюжетов для показа родителям; распространение листовок, буклетов, журналов и других печатных изданий, консультации.
Блок – содержательный
Направлен на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела. Способствует включению родителей непосредственно в образовательную деятельность, проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.
На этом этапе организации совместной деятельности с семьей предполагается проведение семейных праздников, обогащение совместного досуга интересными мероприятиями, использование во взаимодействии с родителями активных форм работы и т. д.
Блок – рефлексивный
Направлен на проведение мониторинга эффективности сотрудничества педагогов группы и родителей, определение наиболее эффективных форм работы, выявление и распространение лучшего семейного опыта. Определение положительных результатов деятельности в ходе взаимодействия педагогов группы с семьей.
2.2. Психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми в рамках реализации программы
Отношения педагогов дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия :
1. При работе педагогов ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия, то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.
Характеристика основных форм работы
День открытых дверей Познакомить родителей со структурой и спецификой образовательного процесса в ДОУ
Родительское собрание Форма работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания и развития детей.
Семейные гостиные Использование совместных игр детей и родителей в качестве общения и источника доверия, укрепляющих авторитет взрослого.
Лекции Форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации.
Групповая дискуссия Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины.
Газета Повышение педагогической культуры родителей.
Педагогические беседы Оказать родителям своевременную помощь по различным вопросам воспитания, способность достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Постоянный информационный стенд Повышение педагогической культуры родителей.
Консультации Оказать родителям своевременную помощь по различным вопросам воспитания.
Доска объявлений Повышение педагогической культуры родителей.
Анкетирование Выявление проблем, трудностей у родителей в воспитании детей.
Нетрадиционные формы работы
Семейные проекты Повышение педагогической компетенции родителей, обогащение детско-родительских отношений, вовлечение их в образовательный процесс как равноправных партнеров.
Детский журнал «Почитайка» Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
«Почта доверия» Эта форма работы предполагает сбор и анализ информации.
Тематические выставки Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми детского сада.
Открытые занятия с участием родителей Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
«Дни добрых дел» мероприятия доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности, как - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Информационный листок Еще одна форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников.
Совместные праздники и развлечения Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Традиции нашей группы
«Участие родителей в праздниках и развлечениях»
Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, рассматривают фотографии, видеозаписи, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе.
«Тематические выставки и сообщения»
Большой развивающий эффект заложен в семейных познавательных проектах «Познаём вместе». Суть таких традиционных мероприятий заключается в том, что каждая семья, учитывая свои предпочтения и возможности, готовит материал по заранее выбранной теме. Этот материал преподносится ребёнком в группе, При этом идёт рассказ с показом подготовленного материала. Каждая встреча даёт толчок возникновению и развитию познавательных интересов и повышению самооценки у детей. Данная традиция проходит в таких формах - тематические выставки плакатов, коллажи семейных фотографий, сообщения детей на заданную тему.
«Сладкий вечер»(чаепитие с родителями,воспитателями и детьми)
Цель: снятие психологического напряжения, освоение правил поведения за праздничным столом, воспитание чувства сопричастности со всеми членами группового коллектива.
Собирание коллекций (часы,значки)
Цель: осознание и развитее личных интересов ребенка, развитие любознательности, воспитание навыков бережного отношения к вещам.
Итог дня. Обсуждение, мысленное возвращение к прожитому за день и слушание рассказа воспитателя о том, как положительно отличился каждый из них.
Цель: отметить, как положительно отличился каждый ребенок, подчеркнуть значимость каждого ребенка.
2.4. Перспективный план реализации программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами
Работа с семьей
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
IV. Эффективность и результативность реализации программы
Эффективность реализации программы определялась с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования, записей в Книге отзывов группы.
Также в ходе реализации программы проводилось анкетирование родителей в начале и в конце года по темам: «Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка»; «Формы работы семьи и детского сада», в котором принимали участие 90% родителей. Результаты на начало года показали, что только 23% опрошенных родителей считают, что они являются активными участниками образовательного процесса, мероприятий проводимых в ДОУ и непосредственно в группе. 57% родителей признались, что учувствуют в жизни группы от случая к случаю. 20% родителей не считают нужным принимать участие в образовательном процессе, не интересуются жизнью группы. Проведя повторное анкетирование в конце года были получены следующие результаты: высокий уровень активности родителей составил 82%, средний – 13%, низкий – 5%.
Результаты анкетирования «Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка» представлены на диаграмме:
Таким образом, в результате реализации программы процент родителей активно участвующих в жизни группы повысился на 62%.
Также было проведено анкетирование по теме «Формы работы семьи и детского сада». После обработки результатов, выяснилось, что большая часть родителей группы отдает предпочтение таким формам работы как: Дни открытых дверей, родительские собрания (в нетрадиционной форме, организация тематических выставок. 40% родителей выразили желание быть участниками открытых занятий, 35% заинтересовались разработкой семейных проектов.
Наиболее эффективной формой работы с родителями стала проектная деятельность. Вследствие чего родители стали активнее принимать участие в организационных мероприятиях, находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.
Большая работа была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны конспекты совместных занятий с родителями «Мы – экспериментаторы», «Путешествие с профессором Знамусом», КВН «День знаний», проведены консультации «Готовим руку к письму», «Воспитание самостоятельности», «Развиваем речь, играя». Подготовлено и проведено родительское собрание «Будущие первоклассники». В детском журнале «Почитайка» печатаются интересные сказки, рассказы придуманные детьми совместно с родителями.
На данном этапе работы в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме. Родители с удовольствием участвуют в жизни группы. Сближение детей и родителей, способствует развитию уверенности в своих силах у детей, расширению кругозора, наслаждение совместной работой, чувство комфортности, формирует у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям знать активную жизненную позицию.