Елена Мануилова
Программа по воспитанию дошкольников «Правила поведения детей на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.
Публикация «Программа по воспитанию дошкольников „Правила поведения детей на дорогах“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знании, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
Данная программа направлена на решение задач формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста и разработана на основе программы «Безопасность жизнедеятельности» Р. Б. Стеркиной.
Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.
«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.
«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.
«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.
«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.
«Математика», где дети учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их сенсорные способности.
«Конструирование и ручной труд», в процессе продуктивной деятельности развивается творческое воображение детей, дети овладевают навыками работы по схемам, развивается умение моделировать игровое пространство и т. д.
Цель данной программы :
1. Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице.
2. Активизировать работу детского сада по профилактике безопасности дорожного движения.
ЗАДАЧИ:
I. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города, в транспорте.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными
знаками.
Помочь детям овладетъ элементарными навыками поведения на
улицах города, в транспорте.
Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке на улицах города, в транспорте.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
II. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста.
Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на улице.
Содействовать повышению грамотности родителей в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
III. Укреплять и расширять рамки взаимодействия детского сада и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения.
IV. Совершенствовать материальную базу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Решение указанных задач основывается на следующих принципах:
1) Гуманизм – идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям – способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к своему здоровью.
2) Непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности.
3) Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания окружающего мира, интеграция знаний о безопасности жизнедеятельности.
4) Научность – можно выделить две группы идей: естественно-научные – освоение знаний, обеспечивающих формирование основ сознания и поведения дошкольников; педагогические – формирование базисных структур личности (сознание, деятельность, отношение).
5) Системность – формирование навыков и представлений дошкольников по безопасному поведению на улице и в транспорте должно осуществляться систематически с учетом возрастных особенностей развития детей.
6) Преемственность – преемственность между возрастными категориями, а также - в детском саду закладывается фундамент для дальнейшего формирования представлений о причинно-следственных связях, о безопасном поведении и предупреждении негативных ситуаций на улицах и в транспорте.
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:
- наблюдения;
- игры, викторины;
- прием разрешения проблемных ситуаций;
- провокационные ситуации;
- беседы и др.
Технология предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов)
- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, словесных, театрализованных,
творческих, подвижных)
- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному
переходу)
- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией)
- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок)
Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от эколоогического состояния окружающей среды.
Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ :
1. Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД во всех возрастных группах, в помещении и на участке ДОУ.
2. Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам
дорожного движения.
3. Сотрудничество педагогов, родителей и службы ГИБДД.
4. Система работы е детьми.
5. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности
(игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
Содержание программы.
Данная программа представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственного воспитания с окружающим миром, в котором живет и взрослый человек и ребенок.
Особенностью курса является интеграция курса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с разделом «Познавательное развитие» комплексной программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, реализуемой в Д: 1 занятие в месяц, в также выделение специального времени в совместной и самостоятельной деятельности, направленного на реализацию задач формирования навыка безопасного поведения дошкольников на улице.
Содержание программы включает в себя четыре основных блока.
Блок 1. Работа с воспитанниками. «Больница», «Место отдыха», «Пункт приема пищи» и т. д.
Работа по данному направлению предусматривает знакомство детей с правилами поведения в транспорте. Педагог объясняет, что: входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;т. д
Блок 2. Работа с педагогами. Организуется с целью повышения компетентности педагогов в вопросах воспитания безопасного поведения.
Блок 3. Работа с родителями. Предусматривает внедрения активных форм взаимодействия образовательного учреждения и родителей по вопросам безопасности, повышения грамотности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей, обмен опытом семейного воспитания по данному направлению (схема 3).
Блок 3. Взаимодействие с социумом. Сотрудничество со сторонними организациями.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
по направлению «Безопасность на дороге»
-Дать представления о грузовых и легковых автомобилях. Познакомить с работой водителя.
-Продолжать формировать представления о различных видах транспорта и их особенностями: грузовой, легковой, пассажирский, специальные машины.
-Познакомить с понятием «пассажир» Углублять и расширять знания детей о видах транспорта.
-Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
-Закреплять знания детей о видах транспорта.
-Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Познакомить детей со светофором и его сигналами
-Познакомить с дорожными знаками «Столовая», «Больница» Продолжать
-формировать представления о сигналах светофора и их значением.
-Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Дать представление о некоторых запрещающих и предупреждающих знаках.
-Познакомить с работой сотрудников ГИБДД.
-Расширять и углублять знания детей о запрещающих и предупреждающих дорожных знаках. Дать представление о некоторых предписывающих знаках.
Продолжать знакомить детей с работой службы ГИБДД.
-Познакомить детей с понятием «улица», «дорога».
Учить называть домашний адрес. Углублять и расширять знания детей об улице, дороге.
-Учить устанавливать связи между поведением на дороге и опасностью для жизни и здоровья.
Учить ориентироваться в районе детского сада и дома. Углублять и расширять знания об улице, дороге.
Формировать представление об одностороннем и двустороннем движении, о перекрестке.
-Закреплять правила поведения пешеходов на улице/ дороге.
-Закреплять умение ориентироваться в районе детского сада, дома, микрорайона, называть свой домашний адрес.