МААМ-картинки

Программа по валеологии «Малыш»

Наталья Кирьянова
Программа по валеологии «Малыш»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования Администрации Канского района.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Филимоновский детский сад общеразвивающего вида».

«МАЛЫШ»

(программа по валелогии для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет)

Авторы составители:

Н. А. Кирьянова – старший воспитатель

Филимоновского детского сада, высшая

квалификационная категория.

О. А. Мартынова – инструктор по

физической культуре Филимоновского

детского сада, первая квалификационная

категория.

С. Филимоново

2006 год

Содержание.

Пояснительная записка….

Публикация «Программа по валеологии „Малыш“» размещена в разделах

Введение….

1. Тематический план. Старшая группа….

2. Тематический план. Подготовительная к школе группа….

3. Приложения.

3.1. Интегрированные валеологические занятия….

3.2. Схемы. Модели.

3.3. Рисунки.

3.4. Фотографии.

Пояснительная записка.

Программа «Малыш» рекомендована заведующим дошкольными образовательными учреждениями, воспитателям детских садов, родителям.

Цель: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Концепция программы строится на следующих принципах:

Доступности –

* от простого к более сложному;

* ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;

* ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;

* воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;

* осознанного представления о здоровом образе жизни.

Многогранности –

Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.

Открытости –

Для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители).

Поступательности –

Программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.

Консультативности –

Программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.

Духовных качеств –

Программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.

Морального образования –

Программа исходит из необходимости привлечения родителей к моральному образованию детей.

Задачи:

1. Ознакомление детей с анатомно–физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.

2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.

3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.

5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.

6. Развитие логического мышления.

7. Научить детей элементарному самомассажу, ознакомить, научить детей правильно выполнять корригирующие упражнения.

Методические указания

В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.

На 6-7 году жизни ребенка, возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают ему возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

В подготовительной к школе группе углубляют и конкретизируют представления детей о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и как их предотвратить. Все это делается в доступной форме.

Перед педагогом этой группы стоят серьезные задачи:

- помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья;

- побуждать детей к самопознанию, вовлечь их в процесс физического развития;

- формировать у дошкольника навыки саморегуляции поведения, направленные на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья.

В разное время нужно задавать развивающие вопросы:

- Что значит быть здоровым?

- Ты когда-нибудь болел?

- Что ты помнишь о своей болезни?

- Как к тебе относились взрослые?

- Что с тобой происходило во время болезни?

- О чем ты думал когда болел?

- Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть?

- Что бы ты посоветовал малышам?

- Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели?

- Как ты можешь помочь бабушке, когда ей не здоровиться?

- Если есть много сладкого, что произойдет?

- Как ты считаешь, что полезнее: морковка или шоколадка?

- Для чего люди чистят зубы?

- Для чего нужно мыло?

Как правило, в обычной практике педагоги обходятся указаниями или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность.

Необходимо систематически организовывать:

беседы об укреплении здоровья,

воспитывать бережное отношение к своему организму,

проводить дидактические игры на данную тематику,

организовывать подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Пригласить на занятие врача, медицинскую сестру, сходить на экскурсию в медицинский кабинет.

Важно так организовать работу с детьми, что они ясно понимали ее необходимость.

Реализация данной программы осуществляется в процессе интегрированных занятий в детском саду, и тесной взаимосвязи воспитателя с педагогами дополнительного образования (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом, психологом) с медицинской сестрой детского сада, детским врачом участковой больницы.

Осуществляя педагогический процесс, важно учитывать возрастные особенности и интересы каждого ребенка, что поможет активизировать познавательную, творческую и поисковую деятельность.

Для эффективности достижения цели необходимо организовать работу с родителями через совершенствование форм и методов работы.

Введение.

Перед вами программа «Малыш», составленная педагогами практиками, имеющего большой опыт работы (старшим воспитателем и инструктором по физической культуре). Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей, и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья. Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.

Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Нами разработана система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет и рассчитаны на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.

Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.

Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.

Программа «Малыш» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.

Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

В занятиях используются:

* оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;

* упражнений для исправления осанки;

* дыхательных упражнений;

* зрительной гимнастики по методике Ковалева В. А. ;

* точечного массажа;

* упражнений по профилактике плоскостопия;

* упражнений на релаксацию – АПГ (антистрессовой пластической гимнастики);

* игр с элементами ТРИЗ - педагогики;

* музыкотерапии.

Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.

В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и удовольствие.

Программа «Малыш» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно, чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.

1. Содержание программы «Малыш» в воспитательно- образовательном процессе дошкольника.

Основная идея в реализации названной программы- идея развивающего обучения. Выстраивая свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: В. И. Усакова, В. А. Ковалёва, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, М. Г. Колесникова, Г. Н. Светличной, И. И. Семенновой и др.

Формы работы с детьми:

- обучающие интегрированные занятия,

- физкультурно- оздоровительные праздники,

- КВНы- викторины,

- экскурсии и походы,

- коррекционные упражнения (дыхательная и зрительная гимнастики, точечный массаж, самомассаж,

- дни здоровья,

- спортивные недели,

- олимпиады,

- придумывание сказок валеологического содержания,

- создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика) ,

- закаливающие процедуры.

- Игровые взаимодействия:

* дидактические игры,

* сюжетно-ролевые игры,

* строительные,

* подвижные,

*музыкальные,

* драматизации,

* разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…

Средства обучения.

Выполнение программы требует использование разнообразных средств:

- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,

- модели, схемы,

- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,

- видеоматериал,

- аудиокассеты,

-методическая литература,

- детская художественная литература по валеологическому курсу,

энциклопедии и справочники

1.1 Совместная работа педагогов с родителями.

Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

консультации (фельдшера, педиатра, логопеда, психолога,

индивидуальные беседы,

родительские собрания,

круглые столы,

гостиные,

анкетирование,

мастер-классы,

совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы)

участие в краевых, региональных, российских конкурсах (отNestle «Разговор о правильном питании», «Планета пчёл»)

сотрудничество с фирмой «Тенториум»,

совместное изготовление костюмов и декораций,альбомов семейных фотографий на тему правильное питание,

разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни,

информирование родителей через наглядную агитацию.

Работа педагогов и медицинских работников по реализации программы.

1 этап.

А) Медицинская сестра ДОУ совместно с педиатром Филимоновской участковой больницы распределяют детей по группам здоровья и доводят до сведения педагогов. Б) Руководство и наблюдение медицинской сестры за детьми, обучающимся точечному массажу, самомассажу, правильному выполнению коррекционных упражнений.

2 этап. Уточняем у дошкольников в игровой форме, знания о названиях и положении разных органов и частей тела у человека и животных.

Фиксируем внимание детей на их органах, частях тела, закрепляем соответствующие знания.

3 этап. Выясняем понимание дошкольником назначения органов и частей тела.

4 этап. Развивающее обучение. Ответы на вопросы детей (как функционируют органы, как они устроены, каковы их особенности).

5 этап. Овладение способами бережного отношения к своим органам и частям тела (практические занятия).

6 этап. Воспитание сочувственного, доброго отношения к людям- инвалидам; доброжелательного отношения друг к другу, животным и птицам, ко всему живому.

Тематический план

Старшая группа

Тематика Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Уроки Мойдодыра»

Цель:

Обучение детей правилам личной гигиены.

Формирование у детей понятия: «культурный, воспитанный человек заботится о чистоте, здоровье»

3. Воспитание у детей уважения и доброжелательных отношений друг к другу.

- К. Чуковский «Мойдодыр»,

- сказочный персонаж «Мойдодыр»,

- серия учебных таблиц «Научите малыша»,

- физкультминутка «Неожиданное происшествие»,

д/и «Делаем зарядку» (с использованием схем,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 2. «Уроки доктора Айболита».

Цель:

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены.

Формирование у детей представлений о вкусовых органах; о полезных продуктах.

Воспитание представлений о ценности каждого человека. - Загадки об Айболите,

- муляжи, иллюстрации фруктов, овощей, продуктов,

- д/и «Разложи продукты» (молочные, мясные, кондитерские и т. д. ,

- динамическая игра «Поезд»,

- игра «Чем не стоит делиться».

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 3. «Сны в жизни человека».

Цель: Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать в речи, обучить элементарным приемам психогигиены. - Рассказ про Ёжика и Медвежонка (Кирьяновой,

- учебные таблицы «Научите малыша»,

- физкультминутка,

- д/и «Что лишнее?» (о времени суток,

- А. Введенский «Сны»,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 4. «Язык».

Цель:

Ознакомление детей с органом осязания.

Формирование первоначальных представлений об основных принципах гигиены питания, значении вкусовых ощущений, развитие речи, культуры поведения за столом.

Воспитание доброжелательности, терпимости друг к другу. - Сказка о Веселом Язычке,

- рассматривание – зеркало,

- учебные таблицы,

- сказочный персонаж Марьюшка,

- игра «Советы Марьюшки» (о правилах этикета,

- игра «Угадай-ка»,

- физкультминутка по теме «Продукты питания»,

- игра «Подари комплемент»,

- магнитофон, кассета,

- д/и «Угадай по вкусу»,

- с/р игра «Магазин»,

- динамическая игра «Поезд»

1

Занятие 5. «Для чего человеку нос?»

Цель: Дать общее представление об органе обоняния – носе, его значении. Ознакомление детей с массажем носа, с правилами гигиены. Воспитание уважения к другим людям. Развитие речи, мышления. - Новые знания,

- учебные таблицы,

- развивающие вопросы,

- дыхательная гимнастика «На море»,

- массаж,

- средство от простуды,

- эксперимент «Соль и перец»,

- д/и на связь зрительных и обонятель-ных ощущений,

- магнитофон, кассета,

- игра «Угадай-ка». 1

Занятие 6. «Я чувствую запах».

Цель: продолжать формировать у детей представление об органах обоняния, их гигиены; развитие речи; умение классифицировать, соотносить предметы и признаки; формирование навыков культуры поведения; воспитание доброжелательности, терпимости к сверстникам. - д/и «Определи по запаху»,

- набор продуктов питания,

- д/и «Подбери противоположные слова»,

-набор продуктов и косметических средств,

- физкультминутка «Мы строим дом»- комплекс дыхательной гимнастики,

-упражнение «Оживи камень»,

- новое знание,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Зубы».

Цель: Ознакомление детей с органом пищеварения – зубами. Сформировать первоначальные представления о них, о красоте зубов. Воспитание положительного отношения к своему здоровью. - Учебная таблица,

- витамины,

- д/и «Кто потрудился?»,

- д/и «Не ошибись»,

- физкультминутка «Раз-два – острова»,

- щетки зубные, зубная паста,

- магнитофон, кассета,

- сказочный персонаж Доктор Айболит,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза. Я смотрю, я вижу».

Цель: Ознакомление детей с органом зрения – глазом. Сформировать первоначальные общие представления об этом органе, его значении, гигиене; о красоте и неповторимости глаз разных людей и животных. Воспитание культуры поведения на занятии. - учебная таблица,

- упражнение: на классификацию,

: на сравнение,

: на развитие цвета,

- д/и «Отвечай быстро»,

- физкультминутка «Как дела у вас, ребята?»,

- массаж «Лепим красивое лицо»,

- правила гигиены,

- игровое соревнование «Правила поведения на занятии»,

- магнитофон, кассета,

- комплекс зрительной гимнастики с мячом.

1

Тематический план

Подготовительная к школе группа

Тематика занятий Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Человек».

Цель:

Познакомить детей с характерными для человека признаками: внешним строением.

Формировать навыки речи, общения, элементарные логические операции.

Воспитывать представление о ценности каждого человека.

- кукла,

- рисование,

- пальчиковая гимнастика (комплекс,

- загадки о частях тела,

игра «Знакомство»,

игра «Узнай по описанию»,

- фломастеры, писчая бумага. 1

Занятие 2. «Кто Я?»

Цель:

Продолжать знакомить детей с характерными для человека признаками: пол, возраст, рост, телосложение.

Формировать чувства собственного достоинства.

Воспитание женственности у девочек, мужественности у мальчиков (в повседневной жизни). - учебные таблицы,

- кукла,

- загадки,

- иллюстрации,

- комплекс зрительной гимнастики с бабочкой,

- м/п игра «Надувной Буратино»,

- системный оператор «Малыш»,

- игра в круге «Подари комплемент»,

- упражнение на релаксацию «Бабочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 3. «Опора и двигатели нашего тела. Я двигаюсь».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме.

Формирование умений красивых и точных движений.

Воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры. - П. Синявский «Зарядка»,

- физкультминутка «Мы тоже может так»,

учебные таблицы,

- игра «Поймай мяч»,

- правила,

- комплекс ритмической гимнастики «Цыганочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 4. «Что собой представляет сердце человека».

Цель:

Дать общее представление о значении сердца для организма человека.

Формировать осознанно-правильное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для укрепления здоровья.

Воспитание заботы, уважения к сверстникам. - учебная таблица,

- правила,

- эстафета «Кровяные пароходики»,

- практика «Обучение детей определению своего пульса»,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 5. «Я дышу».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией легких у человека.

Формировать представление об органах дыхания человека.

Воспитание гигиенических навыков. - учебная таблица,

- развивающие вопросы,

- комплеск дыхательной гимнастики «Пожарные»,

- магнитофон, кассета,

- м/п игра «Собери фигуру человека» - разрезное лото,

- игра-техника «Рассерженные шарики». 1

Занятие 6. «Зачем нам кожа?»

Цель:

Познакомить детей с самым большим органом тела – кожей.

Сформировать общее представление о ее значении, гигиене, о красоте и цвете людей разной национальности.

Воспитание уважения к людям разной национальности.

Моделирование объектов и явлений. - учебные таблицы,

- иллюстрации,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на различные цвета,

- физкультминутка,

- п/и «Здравствуйте»,

- массаж рук,

- рисование,

- памятка,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Вкусный урок».

Цель:

Продолжать ознакомление детей с вкусовыми органами.

Формировать представления о полезных и необходимых продуктах для человека; ознакомление с правилами гигиены, культуры поведения; развития речи.

Воспитание осознанно-правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. - иллюстрации,

- набор продуктов,

- тест «Самые полезные продукты»,

- игра-соревнование «Разложи продукты»,

- д/и «Чем не стоит делиться»,

- игра «Поварята»,

- физкультминутка «Дел у нас хотя не мало…»,

- задание – «Подбери рифму»,

- «Очень-очень вкусный пирог»,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза.»

Цель:

Закрепление у детей знаний об органе зрения- глазе.

Продолжать формировать общие представления об этом органе, его значении, гигиене, красоте и неповторимости глаза.

Воспитание культуры поведения на занятии.

- упражнение на развитие речи, наблюдения,

- беседа по вопросам,

- д/и «Радуга» ,

-физкультминутка «В зоопарке»,

-рисование,

- новые знания,

- гимнастика для глаз,

- гигиена зрения,

- д/и «Курочки и петухи».

Итоговое занятие: «Человек».

Цель: продолжать развивать познавательную активность детей в процессе знакомства о своем здоровье; формировать у детей самооценки отдельных особенностей своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, то есть узнать, как можно управлять своим организмом. - детские рисунки,

- системный оператор,

- д/и «Составь цепочку»,

м/п игра «Кто самый внимательный»,

- сказочный персонаж Маркеша,

- космическая капсула,

- кассета с аудиозаписью, магнитофон,

- учебные таблицы,

- фломастеры, писчая бумага,

- упражнения на релаксацию,

- физкультминутка

Публикации по теме:

Давайте познакомимся Здравствуйте, уважаемые коллеги! Решила присоединиться к вашему педагогическому сообществу. Немного о себе: 8 лет работаю воспитателем в.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по валеологии «Малыш»
Опубликовано: 9 января 2013 в 07:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по валеологии «Малыш»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кирьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД