Наталья Кирьянова
Программа по валеологии «Малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации Канского района.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Филимоновский детский сад общеразвивающего вида».
«МАЛЫШ»
(программа по валелогии для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет)
Авторы составители:
Н. А. Кирьянова – старший воспитатель
Филимоновского детского сада, высшая
квалификационная категория.
О. А. Мартынова – инструктор по
физической культуре Филимоновского
детского сада, первая квалификационная
категория.
С. Филимоново
2006 год
Содержание.
Пояснительная записка….
Публикация «Программа по валеологии „Малыш“» размещена в разделах
Введение….
1. Тематический план. Старшая группа….
2. Тематический план. Подготовительная к школе группа….
3. Приложения.
3.1. Интегрированные валеологические занятия….
3.2. Схемы. Модели.
3.3. Рисунки.
3.4. Фотографии.
Пояснительная записка.
Программа «Малыш» рекомендована заведующим дошкольными образовательными учреждениями, воспитателям детских садов, родителям.
Цель: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.
Концепция программы строится на следующих принципах:
Доступности –
* от простого к более сложному;
* ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;
* ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;
* воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;
* осознанного представления о здоровом образе жизни.
Многогранности –
Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.
Открытости –
Для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители).
Поступательности –
Программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.
Консультативности –
Программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.
Духовных качеств –
Программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.
Морального образования –
Программа исходит из необходимости привлечения родителей к моральному образованию детей.
Задачи:
1. Ознакомление детей с анатомно–физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.
2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.
3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.
6. Развитие логического мышления.
7. Научить детей элементарному самомассажу, ознакомить, научить детей правильно выполнять корригирующие упражнения.
Методические указания
В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.
На 6-7 году жизни ребенка, возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают ему возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе.
В подготовительной к школе группе углубляют и конкретизируют представления детей о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и как их предотвратить. Все это делается в доступной форме.
Перед педагогом этой группы стоят серьезные задачи:
- помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья;
- побуждать детей к самопознанию, вовлечь их в процесс физического развития;
- формировать у дошкольника навыки саморегуляции поведения, направленные на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья.
В разное время нужно задавать развивающие вопросы:
- Что значит быть здоровым?
- Ты когда-нибудь болел?
- Что ты помнишь о своей болезни?
- Как к тебе относились взрослые?
- Что с тобой происходило во время болезни?
- О чем ты думал когда болел?
- Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть?
- Что бы ты посоветовал малышам?
- Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели?
- Как ты можешь помочь бабушке, когда ей не здоровиться?
- Если есть много сладкого, что произойдет?
- Как ты считаешь, что полезнее: морковка или шоколадка?
- Для чего люди чистят зубы?
- Для чего нужно мыло?
Как правило, в обычной практике педагоги обходятся указаниями или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность.
Необходимо систематически организовывать:
беседы об укреплении здоровья,
воспитывать бережное отношение к своему организму,
проводить дидактические игры на данную тематику,
организовывать подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Пригласить на занятие врача, медицинскую сестру, сходить на экскурсию в медицинский кабинет.
Важно так организовать работу с детьми, что они ясно понимали ее необходимость.
Реализация данной программы осуществляется в процессе интегрированных занятий в детском саду, и тесной взаимосвязи воспитателя с педагогами дополнительного образования (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом, психологом) с медицинской сестрой детского сада, детским врачом участковой больницы.
Осуществляя педагогический процесс, важно учитывать возрастные особенности и интересы каждого ребенка, что поможет активизировать познавательную, творческую и поисковую деятельность.
Для эффективности достижения цели необходимо организовать работу с родителями через совершенствование форм и методов работы.
Введение.
Перед вами программа «Малыш», составленная педагогами практиками, имеющего большой опыт работы (старшим воспитателем и инструктором по физической культуре). Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей, и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья. Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.
Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Нами разработана система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет и рассчитаны на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.
Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.
Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.
Программа «Малыш» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.
Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.
В занятиях используются:
* оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;
* упражнений для исправления осанки;
* дыхательных упражнений;
* зрительной гимнастики по методике Ковалева В. А. ;
* точечного массажа;
* упражнений по профилактике плоскостопия;
* упражнений на релаксацию – АПГ (антистрессовой пластической гимнастики);
* игр с элементами ТРИЗ - педагогики;
* музыкотерапии.
Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.
В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и удовольствие.
Программа «Малыш» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно, чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.
1. Содержание программы «Малыш» в воспитательно- образовательном процессе дошкольника.
Основная идея в реализации названной программы- идея развивающего обучения. Выстраивая свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: В. И. Усакова, В. А. Ковалёва, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, М. Г. Колесникова, Г. Н. Светличной, И. И. Семенновой и др.
Формы работы с детьми:
- обучающие интегрированные занятия,
- физкультурно- оздоровительные праздники,
- КВНы- викторины,
- экскурсии и походы,
- коррекционные упражнения (дыхательная и зрительная гимнастики, точечный массаж, самомассаж,
- дни здоровья,
- спортивные недели,
- олимпиады,
- придумывание сказок валеологического содержания,
- создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика) ,
- закаливающие процедуры.
- Игровые взаимодействия:
* дидактические игры,
* сюжетно-ролевые игры,
* строительные,
* подвижные,
*музыкальные,
* драматизации,
* разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…
Средства обучения.
Выполнение программы требует использование разнообразных средств:
- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,
- модели, схемы,
- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,
- видеоматериал,
- аудиокассеты,
-методическая литература,
- детская художественная литература по валеологическому курсу,
энциклопедии и справочники
1.1 Совместная работа педагогов с родителями.
Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
консультации (фельдшера, педиатра, логопеда, психолога,
индивидуальные беседы,
родительские собрания,
круглые столы,
гостиные,
анкетирование,
мастер-классы,
совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы)
участие в краевых, региональных, российских конкурсах (отNestle «Разговор о правильном питании», «Планета пчёл»)
сотрудничество с фирмой «Тенториум»,
совместное изготовление костюмов и декораций,альбомов семейных фотографий на тему правильное питание,
разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни,
информирование родителей через наглядную агитацию.
Работа педагогов и медицинских работников по реализации программы.
1 этап.
А) Медицинская сестра ДОУ совместно с педиатром Филимоновской участковой больницы распределяют детей по группам здоровья и доводят до сведения педагогов. Б) Руководство и наблюдение медицинской сестры за детьми, обучающимся точечному массажу, самомассажу, правильному выполнению коррекционных упражнений.
2 этап. Уточняем у дошкольников в игровой форме, знания о названиях и положении разных органов и частей тела у человека и животных.
Фиксируем внимание детей на их органах, частях тела, закрепляем соответствующие знания.
3 этап. Выясняем понимание дошкольником назначения органов и частей тела.
4 этап. Развивающее обучение. Ответы на вопросы детей (как функционируют органы, как они устроены, каковы их особенности).
5 этап. Овладение способами бережного отношения к своим органам и частям тела (практические занятия).
6 этап. Воспитание сочувственного, доброго отношения к людям- инвалидам; доброжелательного отношения друг к другу, животным и птицам, ко всему живому.
Тематический план
Старшая группа
Тематика Дидактический материал Кол-во занятий
Занятие 1. «Уроки Мойдодыра»
Цель:
Обучение детей правилам личной гигиены.
Формирование у детей понятия: «культурный, воспитанный человек заботится о чистоте, здоровье»
3. Воспитание у детей уважения и доброжелательных отношений друг к другу.
- К. Чуковский «Мойдодыр»,
- сказочный персонаж «Мойдодыр»,
- серия учебных таблиц «Научите малыша»,
- физкультминутка «Неожиданное происшествие»,
д/и «Делаем зарядку» (с использованием схем,
- магнитофон,
- кассета. 1
Занятие 2. «Уроки доктора Айболита».
Цель:
Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены.
Формирование у детей представлений о вкусовых органах; о полезных продуктах.
Воспитание представлений о ценности каждого человека. - Загадки об Айболите,
- муляжи, иллюстрации фруктов, овощей, продуктов,
- д/и «Разложи продукты» (молочные, мясные, кондитерские и т. д. ,
- динамическая игра «Поезд»,
- игра «Чем не стоит делиться».
- магнитофон,
- кассета. 1
Занятие 3. «Сны в жизни человека».
Цель: Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать в речи, обучить элементарным приемам психогигиены. - Рассказ про Ёжика и Медвежонка (Кирьяновой,
- учебные таблицы «Научите малыша»,
- физкультминутка,
- д/и «Что лишнее?» (о времени суток,
- А. Введенский «Сны»,
- упражнение на релаксацию,
- магнитофон,
- кассета. 1
Занятие 4. «Язык».
Цель:
Ознакомление детей с органом осязания.
Формирование первоначальных представлений об основных принципах гигиены питания, значении вкусовых ощущений, развитие речи, культуры поведения за столом.
Воспитание доброжелательности, терпимости друг к другу. - Сказка о Веселом Язычке,
- рассматривание – зеркало,
- учебные таблицы,
- сказочный персонаж Марьюшка,
- игра «Советы Марьюшки» (о правилах этикета,
- игра «Угадай-ка»,
- физкультминутка по теме «Продукты питания»,
- игра «Подари комплемент»,
- магнитофон, кассета,
- д/и «Угадай по вкусу»,
- с/р игра «Магазин»,
- динамическая игра «Поезд»
1
Занятие 5. «Для чего человеку нос?»
Цель: Дать общее представление об органе обоняния – носе, его значении. Ознакомление детей с массажем носа, с правилами гигиены. Воспитание уважения к другим людям. Развитие речи, мышления. - Новые знания,
- учебные таблицы,
- развивающие вопросы,
- дыхательная гимнастика «На море»,
- массаж,
- средство от простуды,
- эксперимент «Соль и перец»,
- д/и на связь зрительных и обонятель-ных ощущений,
- магнитофон, кассета,
- игра «Угадай-ка». 1
Занятие 6. «Я чувствую запах».
Цель: продолжать формировать у детей представление об органах обоняния, их гигиены; развитие речи; умение классифицировать, соотносить предметы и признаки; формирование навыков культуры поведения; воспитание доброжелательности, терпимости к сверстникам. - д/и «Определи по запаху»,
- набор продуктов питания,
- д/и «Подбери противоположные слова»,
-набор продуктов и косметических средств,
- физкультминутка «Мы строим дом»- комплекс дыхательной гимнастики,
-упражнение «Оживи камень»,
- новое знание,
- магнитофон, кассета. 1
Занятие 7. «Зубы».
Цель: Ознакомление детей с органом пищеварения – зубами. Сформировать первоначальные представления о них, о красоте зубов. Воспитание положительного отношения к своему здоровью. - Учебная таблица,
- витамины,
- д/и «Кто потрудился?»,
- д/и «Не ошибись»,
- физкультминутка «Раз-два – острова»,
- щетки зубные, зубная паста,
- магнитофон, кассета,
- сказочный персонаж Доктор Айболит,
- валеологический самоанализ. 1
Занятие 8. «Глаза. Я смотрю, я вижу».
Цель: Ознакомление детей с органом зрения – глазом. Сформировать первоначальные общие представления об этом органе, его значении, гигиене; о красоте и неповторимости глаз разных людей и животных. Воспитание культуры поведения на занятии. - учебная таблица,
- упражнение: на классификацию,
: на сравнение,
: на развитие цвета,
- д/и «Отвечай быстро»,
- физкультминутка «Как дела у вас, ребята?»,
- массаж «Лепим красивое лицо»,
- правила гигиены,
- игровое соревнование «Правила поведения на занятии»,
- магнитофон, кассета,
- комплекс зрительной гимнастики с мячом.
1
Тематический план
Подготовительная к школе группа
Тематика занятий Дидактический материал Кол-во занятий
Занятие 1. «Человек».
Цель:
Познакомить детей с характерными для человека признаками: внешним строением.
Формировать навыки речи, общения, элементарные логические операции.
Воспитывать представление о ценности каждого человека.
- кукла,
- рисование,
- пальчиковая гимнастика (комплекс,
- загадки о частях тела,
игра «Знакомство»,
игра «Узнай по описанию»,
- фломастеры, писчая бумага. 1
Занятие 2. «Кто Я?»
Цель:
Продолжать знакомить детей с характерными для человека признаками: пол, возраст, рост, телосложение.
Формировать чувства собственного достоинства.
Воспитание женственности у девочек, мужественности у мальчиков (в повседневной жизни). - учебные таблицы,
- кукла,
- загадки,
- иллюстрации,
- комплекс зрительной гимнастики с бабочкой,
- м/п игра «Надувной Буратино»,
- системный оператор «Малыш»,
- игра в круге «Подари комплемент»,
- упражнение на релаксацию «Бабочка»,
- магнитофон, кассета. 1
Занятие 3. «Опора и двигатели нашего тела. Я двигаюсь».
Цель:
Познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме.
Формирование умений красивых и точных движений.
Воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры. - П. Синявский «Зарядка»,
- физкультминутка «Мы тоже может так»,
учебные таблицы,
- игра «Поймай мяч»,
- правила,
- комплекс ритмической гимнастики «Цыганочка»,
- магнитофон, кассета. 1
Занятие 4. «Что собой представляет сердце человека».
Цель:
Дать общее представление о значении сердца для организма человека.
Формировать осознанно-правильное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для укрепления здоровья.
Воспитание заботы, уважения к сверстникам. - учебная таблица,
- правила,
- эстафета «Кровяные пароходики»,
- практика «Обучение детей определению своего пульса»,
- валеологический самоанализ,
- упражнение на релаксацию,
- магнитофон, кассета. 1
Занятие 5. «Я дышу».
Цель:
Познакомить дошкольников с функцией легких у человека.
Формировать представление об органах дыхания человека.
Воспитание гигиенических навыков. - учебная таблица,
- развивающие вопросы,
- комплеск дыхательной гимнастики «Пожарные»,
- магнитофон, кассета,
- м/п игра «Собери фигуру человека» - разрезное лото,
- игра-техника «Рассерженные шарики». 1
Занятие 6. «Зачем нам кожа?»
Цель:
Познакомить детей с самым большим органом тела – кожей.
Сформировать общее представление о ее значении, гигиене, о красоте и цвете людей разной национальности.
Воспитание уважения к людям разной национальности.
Моделирование объектов и явлений. - учебные таблицы,
- иллюстрации,
- валеологический самоанализ,
- упражнение на различные цвета,
- физкультминутка,
- п/и «Здравствуйте»,
- массаж рук,
- рисование,
- памятка,
- магнитофон, кассета. 1
Занятие 7. «Вкусный урок».
Цель:
Продолжать ознакомление детей с вкусовыми органами.
Формировать представления о полезных и необходимых продуктах для человека; ознакомление с правилами гигиены, культуры поведения; развития речи.
Воспитание осознанно-правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. - иллюстрации,
- набор продуктов,
- тест «Самые полезные продукты»,
- игра-соревнование «Разложи продукты»,
- д/и «Чем не стоит делиться»,
- игра «Поварята»,
- физкультминутка «Дел у нас хотя не мало…»,
- задание – «Подбери рифму»,
- «Очень-очень вкусный пирог»,
- валеологический самоанализ. 1
Занятие 8. «Глаза.»
Цель:
Закрепление у детей знаний об органе зрения- глазе.
Продолжать формировать общие представления об этом органе, его значении, гигиене, красоте и неповторимости глаза.
Воспитание культуры поведения на занятии.
- упражнение на развитие речи, наблюдения,
- беседа по вопросам,
- д/и «Радуга» ,
-физкультминутка «В зоопарке»,
-рисование,
- новые знания,
- гимнастика для глаз,
- гигиена зрения,
- д/и «Курочки и петухи».
Итоговое занятие: «Человек».
Цель: продолжать развивать познавательную активность детей в процессе знакомства о своем здоровье; формировать у детей самооценки отдельных особенностей своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, то есть узнать, как можно управлять своим организмом. - детские рисунки,
- системный оператор,
- д/и «Составь цепочку»,
м/п игра «Кто самый внимательный»,
- сказочный персонаж Маркеша,
- космическая капсула,
- кассета с аудиозаписью, магнитофон,
- учебные таблицы,
- фломастеры, писчая бумага,
- упражнения на релаксацию,
- физкультминутка