Регина Попова
Программа по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
1. Актуальность и цель программы :
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Публикация «Программа по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. В 2,5-3 года ребенок может «раскрепостится», а в рисунке это сделать быстро. [10]
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Ведь сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. [22]
2. Цель программы : развитие эмоциональной сферы и самосознания у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
1. Изучение самосознания дошкольников и особенностей их эмоциональной сферы.
2. Формирование чувства причастности и нужности.
3. Приобретение ребенком положительного опыта успешной деятельности.
4. Формирование позитивной «Я» - концепции.
5. Развитие эстетических и коммуникативных навыков.
6. Расширение осознания эмоциональных переживаний и их дифференциация.
7. Формирование волевых качеств личности.
8. Гармонизация взаимоотношений в группе и семье.
3. Предмет и объект развивающих занятий нетрадиционного рисования :
Предмет развития: творческие способности детей среднего дошкольного возраста
Объект развития: группа детей дошкольного возраста 4-5 лет (не больше 7 человек).
4. Содержание программы.
Диагностический блок. Включает в себя осуществление первичной диагностики детей дошкольного возраста. Рекомендуемые методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Просветительский блок. Включает в себя представление нетрадиционной техники рисования детям среднего дошкольного возраста используя рассказ и работы.
Развивающий блок. Включает в себя проведение развивающих занятий с использованием нетрадиционной техники рисования.
Заключительный блок. Оценка результативности развивающих занятий. Методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование.
Тематический план занятий.
1. Тема: Диагностика детей среднего дошкольного возраста на выявление творческих способностей
Цели и задачи: Определить уровень творческих способностей.
Наименование форм работы, упражнений: Беседа с родителями, наблюдение за игровой деятельностью, свободная игра, свободный рисунок, анкетирование.
Количество занятий: 1 занятие.
2. Тема: Просветительский блок. Цели и задачи: Расширить представления детей о способах рисования, о методах нетрадиционной техники рисования.
Наименование форм работы, беседа, демонстрация:
• Демонстрация работ с использованием нетрадиционных техники рисования в дошкольном учреждении
Количество занятий: 1 занятия.
3. Тема: Развивающий блок. Цели: Развить творческие способности детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования
В начале каждого занятия с детьми проводится разминка. Это могут быть подвижные игры. На протяжении всего занятия необходимо так же делать перерывы – физминутки. Они позволят снизить утомляемость ребенка, переключиться на другой вид деятельности и дать возможность высохнуть краскам, если это необходимо для дальнейшей работы.
Используемые методы развития творческих способностей:[2]
• дети вместе с воспитателем смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.
• линии, черты, штрих, они могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом на другую. Через легкость, воздушность или мягкость и плавность, остроту и агрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру.
• занятия организуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того этого используются движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Игры: «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».
• рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования по мотивам сказок : «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т. п.
• рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования, где активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение. [3]
Пример, занятия: «Сказочный лес». (Приложение №2)
Количество занятий: 10 занятий.
Материалы: краски (гуашь, акварель, большие листы бумаги (обои, широкие кисти, карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь, аудиозаписи, контурное изображение животных, клей, косметические палочки, салфетки, печати, нитки, зубная щетка, расческа с зубчиками и. т. д.
4. Тема: Заключительный блок. Цели и задачи: оценка эффективности развивающего блока
Наименование форм работы, упражнений: диагностика с помощью методов беседы, наблюдения, проективных методов, и игровых методов.
Количество занятий: 1 занятия.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. [4]
Тематическое планирование по нетрадиционной технике рисования
Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
Солнышко Рисование ладошкой Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить. Наносить ладошкой лучики солнца Ватман с изображением лица солнца
Веселые мухоморы Рисование пальчиками. Учить наносить. Ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения закрашивать шляпу гриба, набирать краску на кисть и хорошо ее промывать Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов, алая малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой гуашью, муляжи.
Лесная поляна Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения набирать краску на кисть и хорошо ее промывать Альбомный лист, красная, зеленая, желтая гуашь, кисть и мисочка с белой гуашью,
Лесные ягоды Рисование пальчиками. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения набирать краску на кисть и хорошо ее промывать Альбомный лист с изображением еже, алая малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой гуашью, муляжи.
Необитаемый остров Рисование пальчиками, губкой Познакомить с нетрадиционной техникой рисования губкой. Учить наносить краску губкой аккуратно, не спеша. Закрепить умение рисовать пальчиками. Лист А4 голубая, коричневая, зеленая, краска, губка
Звездное небо. Рисование печатками. Продолжать упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, цветовосприятие. Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.
Рябинка. Рисование ватными палочками Учить рисовать на ветке ягодки палочками, а листики – пальчиками – примакиванием. Развитие чувства восприятия, композиции. Квадратный лист цветной бумаги с нарисованными ветками, зеленая, желтая и оранжевая гуашь, миски, салфетка, иллюстрация рябины.
Снеговик Рисование пальчиком и губкой (паралоном). Совершенствовать умения правильно держать губку при рисовании, освоить цветовую палитру альбомного листа, гуашь голубого, черного и красного цвета, принадлежности для рисования.
Маленькой елочке холодно зимой. Рисование пальчиками. Расширять знание детей о праздниках. Альбомный лист, гуашь желтого, зеленого, голубого и красного цвета, принадлежности для рисования. Образец.
Открытка для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать. Развивать чувство композиции. Открытка для папы на лицевой стороне аппликация на развороте место для рисунка. Печатки в форме звезд, гуашь
Ветка мимозы Рисование пальчиками и скатывание шариков из салфетки. Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфетки. Развивать чувство композиции, закреплять навыки наклеивания. Открытка из цветной бумаги с нарисованной веткой вырезанные листья мимозы салфетки гуашь мисочки клей кисти
Одуванчик Рисование пальчиками Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика. Закрепить умение детей закрашивать листья кончиком кисточки. Расширить знания детей о первых весенних цветах обогащать словарный запас детей прививать интерес к поэзии. Альбомный лист с нарисованным контуром одуванчика гуашь две кисточки жесткая и беличья принадлежности для рисования иллюстрации.
Жили у бабуси два веселых гуся Рисование ладошкой Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство окрасить ее краской делать отпечатки большой палец смотрит вверх а остальные в сторону. Закрепить умение дополнять изображение, развивая творчество Озеро лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, серая, зеленая, маркеры красные и черные для дорисовывания.
Травка Рисование ладошкой Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умения заполнять отпечатками всю поверхность. Развитие цветовосприятия, творчество. Альбомный лист А-4 темная и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце, кисти, губки салфетки
Морские обитатели Рисование пальчиками, губкой, способом тычка Упражнять в использовании разной технике рисования. Закрепить умения заполнять отпечатками всю поверхность. Развитие цветовосприятия, творчество. Ватман готовые образцы рыбок. Принадлежности для рисования.
Аквариум Рисование пальчиками, ладошкой Упражнять в использовании разной технике рисования. Готовый образец аквариума
Список используемой литературы :
1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА - 2004 – 463с.
2. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Питер. – 2003. – 556с.
3. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. - СПб. : Детство-ПРЕСС, 2002.
4. Лебедева, О. А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О. А. Лебедева. - М. : Классик стиль, 2004.